Собрание римских законов и обнародовал для своих римских
Подданных кодекс под именем Breviarium Aniani.
Восстановить цивилизацию в Испании пыталась другая
Сила — сила церкви. Вместо древних германских собраний, со-
Браний мужей, воинов, преобладающим собранием в Испа-
Нии является толедский собор, и в нем, несмотря на присут-
Ствие многих светских лиц, первое место занимают епископы.
Откройте закон вестготов — вы увидите, что это не варвар-
Ский закон. Он, очевидно, составлен тогдашними философа-
Ми — лицами духовного сословия. Он исполнен общих идей,
Теорий — и теорий, совершенно чуждых нравам варваров. Так,
Например, вы знаете, что варварское законодательство было
Законодательством личным, т. е. известный закон имел силу
Только для людей одного и того же племени. Римляне управ-
Лялись римским, франки — франкским законами. У каждого
Народа был свой закон, хотя бы они были подчинены одно-
Му правительству и жили на одной и той же территории. Вот
Что называется системою личного законодательства, в проти-
Воположность системе реального законодательства, в осно-
Ве которого лежит территория. Между тем закон вестготов
80
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Не отличается характером личным: он основан на территории.
Все жители Испании, римляне или вестготы, подчинены од-
Ному и тому же закону. Продолжайте изучение этого закона —
Вы встретите еще более ясные признаки философской идеи.
У варваров человек имел определенную, зависевшую от поло-
Жения его цену; варвар и римлянин, свободный человек и за-
Висимый ценились различно, существовал тариф на жизнь ка-
Ждого из них. В законах вестготов принят принцип равной
Цены всех людей пред законом. Всмотритесь в систему судо-
Производства: вместо очистительной присяги или судебного
Поединка, вы найдете систему доказательств посредством сви-
Детелей, рациональное исследование дела, т. е. то, что имеет
Место в цивилизованном обществе. Одним словом, все вест-
Готское законодательство носит на себе ученый, систематиче-
Ский, социальный характер. В нем чувствуется работа того же
Самого духовенства, которое преобладало на толедских собо-
Рах и имело такое могущественное влияние на туземное пра-
Вительство. Итак, в Испании до вторжения арабов попытка
Восстановить цивилизацию исходила от теократии.
Во Франции та же попытка была результатом иной силы,
Она была делом великих людей, в особенности Карла Великого.
Рассмотрите его правление с разных сторон, вы увидите, что
Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
Мем сначала его войны; он постоянно в походах: на юге, на се-
Веро-востоке, на Эбро, на Эльбе, на Везере. Вы думаете, что
Эти походы предприняты были им произвольно, в силу одной
Только жажды завоеваний? Нисколько. Я не говорю, что Карл
Великий отдавал себе полный, строгий отчет в своих действи-
Ях, чтобы в планах его было много дипломатии и стратегии, но
Он повиновался крайней необходимости, желанию подавить
Варварство. Все его царствование было занято противодейст-
Вием двойственному вторжению: мусульман с юга, германцев
И славян с севера. Таков воинственный характер царствова-
Ния Карла; походы его против саксов не имеют иной причины,
81
UKMzOS TLKTVS
Иной цели. Переходя от войн к внутреннему управлению Карла
Великого, вы различите и там попытку ввести порядок, един-
Ство в управлении всеми странами, ему принадлежащими.
Я не хочу употребить выражения королевство или государ-
Ство, выражения эти слишком правильны, они возбуждают
Идею, далеко не соответствующую обществу, во главе которо-
Го стоял Карл. Несомненно только то, что, будучи властите-
Лем громадной территории, он возмущался при виде царив-
Шего в ней беспорядка, анархии и старался изменить это ужас-
Ное состояние. Средствами к тому служили прежде всего его
Missi dominici, которые он рассылал во все части территории
С тем, чтобы они наблюдали за течением дел, исправляли за-
Меченные недостатки и доносили ему о них; затем общие со-
Брания, которые он созывал с гораздо большею настойчиво-
Стью, чем его предшественники; собирал он почти всех зна-
Менитых мужей своей территории. Это не были настоящие
Свободные собрания, они не представляли ничего похожего
На собрания народных представителей в современном значе-
Нии этого слова. Карл Великий видел в них только средство
Знакомиться с текущими делами, вносить некоторую правиль-
Ность в хаос, царивший среди народонаселения.
С какой бы точки зрения вы ни рассматривали царство-
Вание Карла Великого, вы постоянно встретите в нем одну
И ту же отличительную черту: борьбу с варварством, стрем-
Ление к цивилизации. Это видно из забот его об учреждении
Школ, из расположения его к ученым, из покровительства,
Которое он оказывал влиянию церкви и вообще всему, что,
По его мнению, могло действовать или на все общество, или
На единичного человека.
Подобная попытка была сделана несколько позже в Англии
Королем Альфредом.
Таким образом от v до ix столетия в различных пунктах
Европы принимались различные, исчисленные мною выше
Меры для того, чтобы выйти из состояния варварства.
82
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Но все это было безуспешно. Карл не мог основать свою об-
Ширную монархию и ту систему управления, которой он желал
Дать преобладание. В Испании церкви не удалось установить
Теократическое начало. В Италии и Южной Галлии римская
Цивилизация хотя несколько раз и пыталась подняться, но это
Удалось ей лишь гораздо позже, в конце X столетия. До того вре-
Мени все попытки положить конец варварству оставались без
Успеха: предпринимавшие эти попытки предполагали людей
Более развитыми, нежели это было на самом деле, и стреми-
Лись к установлению, под различными формами, общества бо-
Лее обширного и правильного, нежели то было возможно при
Тогдашнем распределении сил и состояний умов. Однако по-
Пытки эти все-таки не прошли бесследно: в начале x столетия
Не существовало более ни великой монархии Карла Великого,
Ни славных теледских соборов, но варварство тем не менее бли-