Вследствие своей непредусмотрительности, недостатка благо-
Разумия или преобладания диких страстей. Стремление обще-
Ства к образованию, к благоустройству постоянно встречало
Противодействие в самом человеке, в отсутствии нравствен-
Ных условий общественного быта.
Таковы были два главных условия варварского состояния
Европы. Пока они существовали, существовало и варварство;
Посмотрим, как и когда они прекратились. Усилия Европы
Были направлены к выходу из этого состояния. Желание ос-
Таваться в нем было бы противно природе человека, хотя бы
Его падение произошло и по собственной его вине. Как бы он
Ни был груб, невежествен, предан личным интересам и стра-
Стям, в нем есть голос, инстинкт, говорящий ему, что он соз-
Дан для иной жизни, что он имеет иную силу, иное назначение.
Среди беспорядка его преследует и мучит неодолимое влече-
Ние к порядку и прогрессу. Под игом самого слепого эгоиз-
|
|
Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
Он чувствует в себе призвание преобразовать и внешний мир,
И общество, и самого себя, не отдавая себе даже отчета в по-
Требности, побуждающей его к тому. Варвары жаждали циви-
Лизации, не будучи способны восприять ее — скажем более —
Питая к ней ненависть, лишь только становилось ощутитель-
Ным ее влияние.
77
UKMzOS TLKTVS
Кроме того, уцелели еще довольно значительные обломки
Римской цивилизации. Имя империи, воспоминание об этом
Великом и славном обществе волновало людей, в особенности
Городских сенаторов, епископов, священников — всех тех, сан
Которых возник еще в римском мире. Между самими варвара-
Ми или их предками многие были свидетелями величия импе-
Рии, они служили в ее войсках, они покорили ее. Образ, имя
Римской цивилизации внушали им уважение; они чувствовали
Потребность подражать ей, воспроизвести ее, сохранить не-
Которые ее остатки. Вот еще причина, которая должна была
Выдвинуть их из описанного мною состояния варварства.
Была еще третья причина, ясно представляющаяся всякому:
Я говорю о христианской церкви. Церковь была благоустро-
Енным обществом со своими принципами, правилами, своим
Порядком управления; она чувствовала пламенное стремление
Распространить свое влияние, завоевать своих завоевателей.
Между христианами этой эпохи, в христианском духовенстве,
Были люди, размышлявшие о всех нравственных, политиче-
|
|
Ских вопросах, имевшие по всем предметам твердо установив-
Шиеся мнения, пламенные чувства, — люди исполненные жела-
Ния распространить эти мнения и чувства, доставить им пре-
Обладание. Усилия, употребленные христианскою церковью
В промежуток между v и x веками, чтобы приобрести влия-
Ние на внешний мир и устроить его по своему образцу, превос-
Ходят все то, что было сделано в этом направлении каким бы
То ни было другим обществом. Изучая в частности историю
Церкви, мы увидим, как много она пыталась сделать. Она, так
Сказать, со всех сторон нападала на варварство, чтобы, господ-
Ствуя над ним, цивилизовать его.
Наконец, четвертая причина цивилизации — причина,
Не подлежащая точной оценке, но тем не менее действитель-
Ная, — это появление великих людей. Никто не может сказать,
Почему в известную эпоху является великий человек, и на-
Сколько он участвует в развитии мира, — это тайна провиде-
78
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ния; но самый факт тем не менее существует. Есть люди, кото-
Рых поражает и возмущает вид анархии или застоя в обществе,
Которые восстают всей душою против законности этого факта
И чувствуют в себе непреодолимую потребность изменить его,
Внести в окружающий их мир некоторый порядок, нечто об-
Щее, правильное, прочное. Сила этих людей страшна, опасна,
Она часто обращается в тиранию, влечет за собою тысячи не-
Справедливостей и заблуждений, потому что ее сопровождают
Человеческие слабости; но при всем том она велика и спаси-
Тельна, потому что она приводит человеческий род в сильное
Движение, заставляет его сделать большой шаг вперед.
Эти различные причины, различные силы породили между
V и ix столетиями различные попытки вывести европейское
Общество из состояния варварства.
Первая из них — и хотя она не имела важных последствий,
Но ее нельзя не отметить, потому что она исходила от самих
Варваров, — это кодификация варварских законов. Между vi
И vii веками почти все законы варварских народов были об-
Лечены в письменную форму. До того времени это были лишь
Обычаи, которыми управлялись варвары до утверждения сво-
Его на развалинах Римской империи. Известны законы бур-
Гундцев, франков салических, франков рипуарских, вестго-
Тов, лангобардов, саксов, фризов, баварцев, алеманов и др.
Это было, очевидно, началом цивилизации, попыткою под-
Чинить общество власти общих и определенных принципов.
Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
Цировались законы несуществовавшего уже общества, законы
Общественного быта варваров до водворения их на римской
Территории, — быта, предшествовавшего перемене бродячей
Жизни на оседлую, состояния кочующих воинов на состояние
Оседлых собственников. Кое-где встречаются, правда, статьи
О землях покоренных варварами, об отношениях победителей
К прежним владельцам страны; кое-где видны попытки опреде-
Лить некоторые явления новой общественной жизни; но боль-
79
UKMzOS TLKTVS
Шая часть законов относится к прежней жизни, к древнему со-
Стоянию германцев; они не были применимы к новому обще-
Ству и в развитии его не играли почти никакой роли.
В Италии и в Южной Галлии в то же время была сделана дру-
Гая попытка. Римское общество сохранилось там лучше, чем
В других странах; в городах было больше порядка и оживле-
Ния. Цивилизация попыталась здесь подняться. Вглядываясь,
|
|
Например, в королевство остготов в Италии, при Теодорихе,
Мы видим, что даже под властью короля-варвара и варварской
Нации, муниципальное устройство не прекращалось и не ос-
Тавалось без влияния на общий ход событий. Римское обще-
Ство влияло на готов и до известной степени слилось с ними.
Тот же самый факт наблюдается и в Южной Галлии. В начале