Они сами пытались вступить в нее, но тотчас же оставляли ее

Вследствие своей непредусмотрительности, недостатка благо-

Разумия или преобладания диких страстей. Стремление обще-

Ства к образованию, к благоустройству постоянно встречало

Противодействие в самом человеке, в отсутствии нравствен-

Ных условий общественного быта.

Таковы были два главных условия варварского состояния

Европы. Пока они существовали, существовало и варварство;

Посмотрим, как и когда они прекратились. Усилия Европы

Были направлены к выходу из этого состояния. Желание ос-

Таваться в нем было бы противно природе человека, хотя бы

Его падение произошло и по собственной его вине. Как бы он

Ни был груб, невежествен, предан личным интересам и стра-

Стям, в нем есть голос, инстинкт, говорящий ему, что он соз-

Дан для иной жизни, что он имеет иную силу, иное назначение.

Среди беспорядка его преследует и мучит неодолимое влече-

Ние к порядку и прогрессу. Под игом самого слепого эгоиз-

Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.

Он чувствует в себе призвание преобразовать и внешний мир,

И общество, и самого себя, не отдавая себе даже отчета в по-

Требности, побуждающей его к тому. Варвары жаждали циви-

Лизации, не будучи способны восприять ее — скажем более —

Питая к ней ненависть, лишь только становилось ощутитель-

Ным ее влияние.

77

UKMzOS TLKTVS

Кроме того, уцелели еще довольно значительные обломки

Римской цивилизации. Имя империи, воспоминание об этом

Великом и славном обществе волновало людей, в особенности

Городских сенаторов, епископов, священников — всех тех, сан

Которых возник еще в римском мире. Между самими варвара-

Ми или их предками многие были свидетелями величия импе-

Рии, они служили в ее войсках, они покорили ее. Образ, имя

Римской цивилизации внушали им уважение; они чувствовали

Потребность подражать ей, воспроизвести ее, сохранить не-

Которые ее остатки. Вот еще причина, которая должна была

Выдвинуть их из описанного мною состояния варварства.

Была еще третья причина, ясно представляющаяся всякому:

Я говорю о христианской церкви. Церковь была благоустро-

Енным обществом со своими принципами, правилами, своим

Порядком управления; она чувствовала пламенное стремление

Распространить свое влияние, завоевать своих завоевателей.

Между христианами этой эпохи, в христианском духовенстве,

Были люди, размышлявшие о всех нравственных, политиче-

Ских вопросах, имевшие по всем предметам твердо установив-

Шиеся мнения, пламенные чувства, — люди исполненные жела-

Ния распространить эти мнения и чувства, доставить им пре-

Обладание. Усилия, употребленные христианскою церковью

В промежуток между v и x веками, чтобы приобрести влия-

Ние на внешний мир и устроить его по своему образцу, превос-

Ходят все то, что было сделано в этом направлении каким бы

То ни было другим обществом. Изучая в частности историю

Церкви, мы увидим, как много она пыталась сделать. Она, так

Сказать, со всех сторон нападала на варварство, чтобы, господ-

Ствуя над ним, цивилизовать его.

Наконец, четвертая причина цивилизации — причина,

Не подлежащая точной оценке, но тем не менее действитель-

Ная, — это появление великих людей. Никто не может сказать,

Почему в известную эпоху является великий человек, и на-

Сколько он участвует в развитии мира, — это тайна провиде-

78

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ния; но самый факт тем не менее существует. Есть люди, кото-

Рых поражает и возмущает вид анархии или застоя в обществе,

Которые восстают всей душою против законности этого факта

И чувствуют в себе непреодолимую потребность изменить его,

Внести в окружающий их мир некоторый порядок, нечто об-

Щее, правильное, прочное. Сила этих людей страшна, опасна,

Она часто обращается в тиранию, влечет за собою тысячи не-

Справедливостей и заблуждений, потому что ее сопровождают

Человеческие слабости; но при всем том она велика и спаси-

Тельна, потому что она приводит человеческий род в сильное

Движение, заставляет его сделать большой шаг вперед.

Эти различные причины, различные силы породили между

V и ix столетиями различные попытки вывести европейское

Общество из состояния варварства.

Первая из них — и хотя она не имела важных последствий,

Но ее нельзя не отметить, потому что она исходила от самих

Варваров, — это кодификация варварских законов. Между vi

И vii веками почти все законы варварских народов были об-

Лечены в письменную форму. До того времени это были лишь

Обычаи, которыми управлялись варвары до утверждения сво-

Его на развалинах Римской империи. Известны законы бур-

Гундцев, франков салических, франков рипуарских, вестго-

Тов, лангобардов, саксов, фризов, баварцев, алеманов и др.

Это было, очевидно, началом цивилизации, попыткою под-

Чинить общество власти общих и определенных принципов.

Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-

Цировались законы несуществовавшего уже общества, законы

Общественного быта варваров до водворения их на римской

Территории, — быта, предшествовавшего перемене бродячей

Жизни на оседлую, состояния кочующих воинов на состояние

Оседлых собственников. Кое-где встречаются, правда, статьи

О землях покоренных варварами, об отношениях победителей

К прежним владельцам страны; кое-где видны попытки опреде-

Лить некоторые явления новой общественной жизни; но боль-

79

UKMzOS TLKTVS

Шая часть законов относится к прежней жизни, к древнему со-

Стоянию германцев; они не были применимы к новому обще-

Ству и в развитии его не играли почти никакой роли.

В Италии и в Южной Галлии в то же время была сделана дру-

Гая попытка. Римское общество сохранилось там лучше, чем

В других странах; в городах было больше порядка и оживле-

Ния. Цивилизация попыталась здесь подняться. Вглядываясь,

Например, в королевство остготов в Италии, при Теодорихе,

Мы видим, что даже под властью короля-варвара и варварской

Нации, муниципальное устройство не прекращалось и не ос-

Тавалось без влияния на общий ход событий. Римское обще-

Ство влияло на готов и до известной степени слилось с ними.

Тот же самый факт наблюдается и в Южной Галлии. В начале


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: