Имную связь. Недавно еще один из ученых, прославляющих
Францию в глазах Европы, Абель Ремюза, открыл сношения
Монгольских ханов с христианскими государями. К француз-
Ским королям, между прочим, к Людовику Святому, отправ-
Ляемы были монгольские посланники, с предложением за-
Ключить союз и возобновить крестовые походы против турок,
В общих интересах монголов и христиан. И таким образом ус-
Тановлялись не только дипломатические, официальные сно-
Шения государей, но и частные, разнообразные сношения са-
Мих народов. Я приведу буквально слова г. Абеля Ремюза.
Многим итальянским, французским, фламандским монахам поруча-
Лись дипломатические поручения к великому хану. Знатные монголы
Приезжали в Рим, Барселону, Валенсию, Лион, Париж, Лондон, Нор-
Тэмптон, а францисканец, родом из неаполитанского королевства, был
Архиепископом в Пекине. Преемником его был профессор богосло-
Вия в Парижском университете. Но сколько других, неизвестных лиц
|
|
Стремилось вслед за упомянутыми или в качестве невольников, или
В надежде на обогащение, или увлекаемые любопытством в неизвест-
Ные до тех пор страны. Случай сохранил имена некоторых из таких лиц.
Первый посланник, прибывший от татар к королю Венгерскому, был
Англичанин, изгнанный из отечества за преступление, скитавшийся
По всей Азии и наконец поступивший на службу к монголам. Фламанд-
Ский монах из ордена кордельеров наткнулся в глубине Татарии на жен-
Щину из Меца, по имени Пакетту, похищенную венгерцами, встретил
Золотых дел мастера, брат которого торговал в Париже, на новом мосту,
И молодого человека из окрестностей Руана, находившегося при взя-
Тии Белграда. Он встретил там также русских, венгерцев, фламандцев.
Певчий по имени Роберт посетил Восточную Азию и потом, возвратив-
Шись в Шартр, умер в тамошней соборной церкви. Один татарин был
196
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Поставщиком шлемов при войске Филиппа Красивого. Жан Планкар-
Пин встретил близ Яика русского дворянина по имени Темера, служив-
Шего там переводчиком. Многие бреславльские, польские, австрийские
Купцы сопровождали его в Татарию. Другие возвратились с ним оттуда
Через Россию — это были генуэзцы, пизанцы, венецианцы. Два вене-
Цианских купца, которых случай привел в Бухару, последовали за мон-
Гольским посланником, отправленным Хулагу к Хубилаю. Они прове-
Ли несколько лет в Китае и в Татарии, привезли папе письмо от вели-
|
|
Кого хана, потом опять поехали к великому хану, причем один из них
Взял с собою сына своего, известного Марко Поло, и наконец еще раз
Оставили двор Хубилая, чтобы возвратиться в Венецию. Подобные
Путешествия были часто совершаемы и в следующем столетии: таковы
Путешествия Иоанна Мандевилля, английского врача, Ордерика Фри-
Ульского, Пеголетти, Вильгельма Бульдеселльского и многих других.
Несомненно, путешествия, оставившие по себе какое-либо воспомина-
ние, составляют только небольшую часть всех подобных предприятий;
В те времена больше было людей, готовых совершать дальнее странст-
Вование, нежели людей, способных описать его. Многие из этих иска-
Телей приключений поселялись и умирали в странах, которые посе-
Щали. Другие возвращались в отечество, столь же неизвестными, как
И прежде, но воображение их было наполнено всем тем, что они виде-
Ли; они рассказывали о том своей семье, конечно, все преувеличивая,
Но распространяя вокруг себя, вместе с нелепыми баснями, и полез-
Ные, плодотворные предания. Таким образом в Германии, в Италии,
Во Франции, — в монастырях, среди дворянства и даже в низших клас-
Сах общества заронены были драгоценные семена, которым суждено
Было развиться несколько позже. Эти неизвестные путешественники,
Знакомя чужие страны с искусствами своего отечества, в свою очередь
Вывозили оттуда другие, не менее драгоценные познания и вступали,
Сами того не зная, в обмен гораздо более выгодный, нежели всякая
Торговля. Путешествия эти не только расширяли и облегчали торг
Материями, фарфором, всеми продуктами Индии, не только откры-
Вали новые пути для промышленности и коммерческой деятельности,
Но — что гораздо важнее — они знакомили европейцев, заключенных
197
UKMzOS {IWV.YS
Со времени падения Римской империи в слишком тесной умственной
Сфере, с чужими нравами, с неизвестными народами, с необыкновен-
Ными произведениями природы. Тогда начали придавать некоторое
Значение прекраснейшей, населеннейшей и древнейшей по цивили-
Зации части современного мира. Появилось желание изучать искусст-
Ва, верованья, языки народов, в ней обитавших; хотели даже учредить
В Парижском университете кафедру татарского языка. Рассказы, снача-
Ла несколько опоэтизированные, но вскоре подвергшиеся серьезному
И глубокому разбору, повсюду служили источником более точных и раз-
нообразных познаний. Мир как бы расширился со стороны Востока;
География сделала огромные успехи, страсть к открытиям сделалась
Новою формою, в которую облекся предприимчивый дух европейцев.
По мере ближайшего знакомства с нашим полушарием, идея о другом
Полушарии перестала казаться парадоксом, лишенным всякой вероят-
Ности, и Христофор Колумб открыл Новый Свет, отыскивая Ципангри
Марко Поло.
Вот обширный, новый мир, открывшийся пред умом европей-
Цев в xiii и xiv столетиях под влиянием фактов, составляв-
Ших последствие крестовых походов. Без сомнения, это одна
Из могущественнейших причин развития и свободы духа, про-
Являющихся в Европе по окончании крестовых походов.
Не меньшего внимания достойно еще другое обстоятельст-
Во. До крестовых походов римский двор, центр церкви, всту-
Пал в сношения с мирянами единственно чрез посредство ду-
Ховных лиц, т. е. легатов, посылаемых папою, или же епи-
Скопов и всего вообще духовенства каждой страны. Правда,
|
|
Бывали и миряне, находившиеся в непосредственных сноше-
Ниях с Римом, но, вообще говоря, посредником между ним
И народами было духовенство. Между тем в продолжение кре-
Стовых походов, Рим лежал на пути большей части кресто-