Ждений, но не видели ничего общего, публичного, не видели

Ни политики в собственном значении этого слова, ни истин-

Ной народности.

Бросим теперь взгляд на Европу в xvii и xviii столетиях;

Здесь, наоборот, повсюду мы видим правительство и народ.

Действие общественной власти на целую страну, влияние стра-

Ны на власть, которая ею управляет — вот общество, вот исто-

186

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Рия; содержанием, предметом истории становятся отношения

Этих двух великих сил, союз их или борьба. Дворянство, духо-

Венство, буржуазия, все эти сословия, все эти частные силы

Отдвигаются на второй план, уподобляются теням, бросаемым

Великими делами — народом и его правительством.

Вот, если не ошибаюсь, существенный признак, отличаю-

Щий новейшую Европу от прежней; вот преобразование, со-

Вершившееся между xiii и xvi столетиями. В этих столетиях,

Т. е. в периоде времени, которое мы начнем изучать, и должно

Искать тайну великой перемены, указанной нами. Отличитель-

Ный характер этого периода состоит именно в том, что он пре-

Вратил прежнюю Европу в новейшую; отсюда — его важность

И историческое значение. Если не изучать его с этой точки

Зрения, если не стараться искать в нем главным образом того,

Что оно породило, то он показался бы не только неясным, но

И в высшей степени утомительным и скучным. В самом деле,

Рассматриваемое в самом себе, отдельно от своих результатов,

Это время представляется лишенным всякого определенного

Характера; замешательство растет непрерывно, без видимых

И необходимых причин; движения лишены всякой цели; вол-

Нения остаются без последствий; королевская власть, духовен-

Ство, дворянство, среднее сословие — все элементы общест-

Венного быта вращаются как бы в одном и том же круге, равно

Неспособные и к прогрессу, и к покою. Совершаются попыт-

Ки всякого рода и ни одна из них не достигает цели; пытаются

утвердить правительство, установить политическую свободу;

Стремятся даже к религиозным реформам, — ничто не удается,

Ничто не ведет к желанной цели. Если род человеческий ко-

Гда-либо казался обреченным на бурную и вместе с тем непод-

Вижную жизнь, на постоянный, но бесплодный труд, то таким

Представляется его положение, его история именно в проме-

Жуток времени между xiii и xv столетиями.

Мне известно одно только сочинение, где время это вос-

произведено с полною истиною: ≪История герцогов Бургунд-

187

UKMzOS {IWV.YS

ских≫ Баранта. Я говорю не об истине, которою отличаются

Картины нравов, подробный рассказ событий, но о той общей

Истине, которая из целой книги делает верный образ, правди-

Вое отражение эпохи, со всею ее деятельностью и со всем ее

Однообразием. Но эта самая эпоха проясняется и оживляет-

Ся, если изучать ее в связи с тем, что последовало за нею, если

Видеть в ней переход от прежней Европы к новейшей. Тогда

Открывается в ней целость, определенное направление, про-

Гресс; в медленной, скрытой работе, которою ознаменована

Она, заключается ее единство, ее значение.

Таким образом история европейской цивилизации может

Быть разделена на три главных периода: 1) период, который

Я назову периодом возникновения, образования, когда раз-

Личные элементы нашей цивилизации выходят из хаоса, по-

Лучают жизнь и являются в свойственных им формах вместе

С принципами, одушевляющими их; это время продолжается

До xii века. 2) Второй период есть время опыта, попыток, ко-

Лебаний; различные элементы общественного быта сближа-

Ются, соединяются между собою, испытывают силы, не имея

Возможности произвести что-либо общее, правильное, проч-

Ное. Это состояние оканчивается не ранее xvi века. 3) Нако-

Нец период развития в собственном смысле слова, когда обще-

Ство получает в Европе окончательную форму, следует опреде-

Ленному направлению, быстро, общими силами идет к ясной

И точно сознанной цели; эта эпоха началась в xvi веке и про-

Должается еще в настоящее время.

Вот каким представляется мне, в главных чертах, зрелище

Европейской цивилизации; в таком именно виде я постараюсь

Представить ее вам. Теперь мы вступаем во второй период ее.

Мы должны определить важнейшие кризисы этого периода,

Главные причины общественного преобразования, которое

Было их последствием.

Первое великое событие, представляющееся нам, объяс-

Няющее рассматриваемую нами эпоху — это крестовые похо-

188

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ды. Они начинаются в конце xi века и пополняют собой xii

И xiii. Событие это, конечно, можно назвать великим, пото-

Му что с тех пор как оно совершилось, оно не переставало ин-

Тересовать собою историков-мыслителей; прежде даже чем

Удалось оценить его, все уже инстинктивно чувствовали, что

Это одно из тех влияний, которые изменяют положение наро-

Дов и без изучения которых нет возможности понять общий

Ход событий. Повсеместность, всеобщность — вот первый ха-

Рактер крестовых походов; в них участвовала вся Европа, они

Были первым европейским событием. До крестовых походов

Европа никогда не приводилась в движение одним и тем же

Стимулом, никогда не участвовала в одном и том же деле; Ев-

Ропы, можно сказать, вовсе не было. Крестовые походы об-

Наружили существование христианской Европы. Французы

Составляли главную основу первой армии крестоносцев, но

В рядах ее были и германцы, и итальянцы, и испанцы, и анг-

Личане. Проследите второй, третий крестовые походы: в них

Участвуют все христианские нации. Это зрелище беспример-

Ное, невиданное прежде. Но это еще не все: крестовые похо-

Ды, будучи европейским событием, в то же время являлись для

Каждой страны событием народным; в каждой стране все клас-

Сы общества одушевлялись одним и тем же чувством, находи-

Лись под влиянием одной и той же идеи, стремились к одной

И той же цели. Короли, рыцари, горожане, земледельцы — все

Участвовали в крестовых походах, все одинаково сочувствен-

Но относились к ним. Проявилось, таким образом, нравствен-

Ное единство наций — факт столь же новый, как и европейское

Единство.

В юности народов, когда они действуют самобытно, свобод-

Но, без предварительного размышления, без политических на-

Мерений и соображений, — события, подобные крестовым по-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: