Роическою эпохою жизни народа. В самом деле, крестовые
Походы составляют героическое событие новой Европы, дви-
189
UKMzOS {IWV.YS
Жение в одно и то же время личное и общее, национальное,
Хотя и никем не управляемое. Что таков именно был их пер-
Воначальный характер, это подтверждают все письменные
Свидетельства, доказывают все факты, из которого состояло
Первое, пришедшее в движение войско крестоносцев. Из на-
Родных полчищ, отправившихся на Восток под предводитель-
Ством Петра Пустынника, без приготовлений, без руководи-
Телей и начальников, увлекая за собою, скорей, нежели имея
Во главе своей, нескольких неизвестных рыцарей. Они прохо-
Дят чрез Германию, Греческую империю и рассеиваются или
Погибают в Малой Азии.
В свою очередь высший класс, феодальное дворянство, так-
Же устраивает крестовый поход. Под предводительством Гот-
Фрида Бульонского, рыцари и подвластные им люди отправ-
Ляются в путь, полные энергии и отваги. В Малой Азии вожди
крестоносцев становятся внезапно равнодушными, усталыми;
Они отказываются продолжать свое предприятие; у них яви-
Лось желание завоевать страну и утвердиться в ней. Но на-
Род, составляющий войско, возмущается этим; он хочет идти
К Иерусалиму; освобождение Иерусалима есть цель крестово-
Го похода; крестоносцы собрались не для того, чтобы доста-
Вить княжества Раймунду Тулузскому, Боэмунду или кому бы
То ни было другому. Популярное национальное, европейское
стремление одерживает победу над всеми личными целями;
Предводители не имеют достаточно власти над массами, что-
Бы подчинить их своим собственным интересам. Государи,
Не принимавшие участия в первом крестовом походе, вовле-
Чены наконец, подобно народам, во всеобщее движение. Ве-
Ликие крестовые походы xii века совершаются под предводи-
Тельством королей.
Перехожу теперь прямо к концу xiii века. В Европе продол-
Жают говорить еще о крестовых походах, с увлечением про-
Поведуют их. Папы побуждают к ним государей и народы, со-
Зывают соборы, чтобы найти защитников святой земли; но
190
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Никто уже не идет туда, никто не беспокоится о ней. В умах
Европейцев, в европейском обществе произошла перемена,
Положившая конец крестовым походам. Бывают еще, правда,
Отдельные походы; несколько рыцарей, несколько народных
Полчищ еще отправляются в Иерусалим; но общее движение
Очевидно прекратилось, несмотря на то что не исчезла, по-ви-
Димому, ни необходимость, ни возможность продолжать его.
Мусульмане торжествуют в Азии. Христианское королевство,
Основанное в Иерусалиме, покорено ими. Необходимо сно-
Ва исторгнуть его из рук их, и для этого имеется гораздо бо-
Лее средств, нежели при начале крестовых походов. В Малой
Азии, в Сирии, в Палестине много живет еще довольно могу-
Щественных христиан. Дорога, образ военных действий из-
Вестны более чем прежде. При всем этом ничто не в состоя-
Нии возобновить крестовые походы. Ясно, что они не соот-
Ветствуют уже желаниям обеих великих сил общества: с одной
Стороны, государей, с другой — народов. Часто объясняют это
Явление усталостью, говорят, что Европа утомилась нападе-
Ниями на Азию. Но нам необходимо точно определить смысл
слова усталость, часто употребляемого в подобных случаях;
Оно далеко не точно. Трудно допустить, что люди могут быть
Утомлены тем, чего они не делали, утомлены усталостью своих
Предков. Усталость — явление личное, оно не передается по на-
Следству. Люди xiii века не были утомлены крестовыми похо-
Дами xii: они находились под влиянием другой причины. В об-
Щественных идеях, чувствах, положениях совершился важный
Переворот. Исчезли прежние потребности, прежние желания.
Верования, стремления переменились. Этим политическим
Или нравственным преобразованием, а не усталостью объяс-
Няется различие в образе действий преемственно следующих
Друг за другом поколений. Изнеможение, приписываемое им,
Это метафора, лишенная всякой истины.
Две важные причины, одна нравственная, другая общест-
Венная, привели Европу к крестовым походам.
191
UKMzOS {IWV.YS
Нравственная причина вам известна: это было внушение
Религиозных верований и чувств. С конца vii века христиан-
Ство боролось с исламизмом; после грозившей ему опасности,
Христианство одержало победу в Европе и успело заключить
Исламизм в пределах Испании; да и оттуда оно беспрерывно
Старалось изгнать его. Крестовые походы признаются иногда
Случайностью, событием неожиданным, неслыханным, вы-
Званным рассказами пилигримов, вернувшихся из Иерусали-
Ма, и проповедью Петра Пустынника. Это неверно. Кресто-
Вые походы были продолжением, зенитом великой борьбы,
Возгоревшейся четыре века тому назад между христианством
И исламизмом. До этого времени театром войны была Евро-
Па, — теперь война переносится в Азию. Если бы я дорожил
Теми сравнениями, параллелями, под которые иногда, волею
Или неволею, подводятся исторические факты, то я мог бы
Показать вам, что христианство в Азии шло таким же путем,
Подвергалось той же участи, на какую в Европе был обречен
Исламизм. Магометанство утвердилось в Испании, завоевало
И основало там королевство, княжество. То же самое сделали
В Азии христиане. Они находились к магометанам в таких же
Отношениях, в каких в Испании магометане находились к хри-
Стианам. Иерусалимское и Гренадское королевства соответст-
Вуют друг другу. Впрочем, подобные сходства не имеют боль-
Шой важности. Для нас важен факт борьбы двух религиозных
И общественных систем. Крестовые походы были главным ее
Кризисом. Таков их исторический характер, такова связь, со-
Единяющая их с общим ходом событий.
Другая причина — общественное положение Европы
В xi веке — не менее первой способствовала происхождению
Крестовых походов. Я уже старался пояснить, почему в Евро-
Пе между v и vi столетиями не было ничего общего; я старал-
Ся представить, как все сделалось в ней местным, частным, ка-
Ким узким горизонтом были ограничены государства, жизнь
И умственная деятельность. Отсюда — победа феодального уст-
192
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K