Ходам, называются в истории героическими событиями, ге-

Роическою эпохою жизни народа. В самом деле, крестовые

Походы составляют героическое событие новой Европы, дви-

189

UKMzOS {IWV.YS

Жение в одно и то же время личное и общее, национальное,

Хотя и никем не управляемое. Что таков именно был их пер-

Воначальный характер, это подтверждают все письменные

Свидетельства, доказывают все факты, из которого состояло

Первое, пришедшее в движение войско крестоносцев. Из на-

Родных полчищ, отправившихся на Восток под предводитель-

Ством Петра Пустынника, без приготовлений, без руководи-

Телей и начальников, увлекая за собою, скорей, нежели имея

Во главе своей, нескольких неизвестных рыцарей. Они прохо-

Дят чрез Германию, Греческую империю и рассеиваются или

Погибают в Малой Азии.

В свою очередь высший класс, феодальное дворянство, так-

Же устраивает крестовый поход. Под предводительством Гот-

Фрида Бульонского, рыцари и подвластные им люди отправ-

Ляются в путь, полные энергии и отваги. В Малой Азии вожди

крестоносцев становятся внезапно равнодушными, усталыми;

Они отказываются продолжать свое предприятие; у них яви-

Лось желание завоевать страну и утвердиться в ней. Но на-

Род, составляющий войско, возмущается этим; он хочет идти

К Иерусалиму; освобождение Иерусалима есть цель крестово-

Го похода; крестоносцы собрались не для того, чтобы доста-

Вить княжества Раймунду Тулузскому, Боэмунду или кому бы

То ни было другому. Популярное национальное, европейское

стремление одерживает победу над всеми личными целями;

Предводители не имеют достаточно власти над массами, что-

Бы подчинить их своим собственным интересам. Государи,

Не принимавшие участия в первом крестовом походе, вовле-

Чены наконец, подобно народам, во всеобщее движение. Ве-

Ликие крестовые походы xii века совершаются под предводи-

Тельством королей.

Перехожу теперь прямо к концу xiii века. В Европе продол-

Жают говорить еще о крестовых походах, с увлечением про-

Поведуют их. Папы побуждают к ним государей и народы, со-

Зывают соборы, чтобы найти защитников святой земли; но

190

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Никто уже не идет туда, никто не беспокоится о ней. В умах

Европейцев, в европейском обществе произошла перемена,

Положившая конец крестовым походам. Бывают еще, правда,

Отдельные походы; несколько рыцарей, несколько народных

Полчищ еще отправляются в Иерусалим; но общее движение

Очевидно прекратилось, несмотря на то что не исчезла, по-ви-

Димому, ни необходимость, ни возможность продолжать его.

Мусульмане торжествуют в Азии. Христианское королевство,

Основанное в Иерусалиме, покорено ими. Необходимо сно-

Ва исторгнуть его из рук их, и для этого имеется гораздо бо-

Лее средств, нежели при начале крестовых походов. В Малой

Азии, в Сирии, в Палестине много живет еще довольно могу-

Щественных христиан. Дорога, образ военных действий из-

Вестны более чем прежде. При всем этом ничто не в состоя-

Нии возобновить крестовые походы. Ясно, что они не соот-

Ветствуют уже желаниям обеих великих сил общества: с одной

Стороны, государей, с другой — народов. Часто объясняют это

Явление усталостью, говорят, что Европа утомилась нападе-

Ниями на Азию. Но нам необходимо точно определить смысл

слова усталость, часто употребляемого в подобных случаях;

Оно далеко не точно. Трудно допустить, что люди могут быть

Утомлены тем, чего они не делали, утомлены усталостью своих

Предков. Усталость — явление личное, оно не передается по на-

Следству. Люди xiii века не были утомлены крестовыми похо-

Дами xii: они находились под влиянием другой причины. В об-

Щественных идеях, чувствах, положениях совершился важный

Переворот. Исчезли прежние потребности, прежние желания.

Верования, стремления переменились. Этим политическим

Или нравственным преобразованием, а не усталостью объяс-

Няется различие в образе действий преемственно следующих

Друг за другом поколений. Изнеможение, приписываемое им,

Это метафора, лишенная всякой истины.

Две важные причины, одна нравственная, другая общест-

Венная, привели Европу к крестовым походам.

191

UKMzOS {IWV.YS

Нравственная причина вам известна: это было внушение

Религиозных верований и чувств. С конца vii века христиан-

Ство боролось с исламизмом; после грозившей ему опасности,

Христианство одержало победу в Европе и успело заключить

Исламизм в пределах Испании; да и оттуда оно беспрерывно

Старалось изгнать его. Крестовые походы признаются иногда

Случайностью, событием неожиданным, неслыханным, вы-

Званным рассказами пилигримов, вернувшихся из Иерусали-

Ма, и проповедью Петра Пустынника. Это неверно. Кресто-

Вые походы были продолжением, зенитом великой борьбы,

Возгоревшейся четыре века тому назад между христианством

И исламизмом. До этого времени театром войны была Евро-

Па, — теперь война переносится в Азию. Если бы я дорожил

Теми сравнениями, параллелями, под которые иногда, волею

Или неволею, подводятся исторические факты, то я мог бы

Показать вам, что христианство в Азии шло таким же путем,

Подвергалось той же участи, на какую в Европе был обречен

Исламизм. Магометанство утвердилось в Испании, завоевало

И основало там королевство, княжество. То же самое сделали

В Азии христиане. Они находились к магометанам в таких же

Отношениях, в каких в Испании магометане находились к хри-

Стианам. Иерусалимское и Гренадское королевства соответст-

Вуют друг другу. Впрочем, подобные сходства не имеют боль-

Шой важности. Для нас важен факт борьбы двух религиозных

И общественных систем. Крестовые походы были главным ее

Кризисом. Таков их исторический характер, такова связь, со-

Единяющая их с общим ходом событий.

Другая причина — общественное положение Европы

В xi веке — не менее первой способствовала происхождению

Крестовых походов. Я уже старался пояснить, почему в Евро-

Пе между v и vi столетиями не было ничего общего; я старал-

Ся представить, как все сделалось в ней местным, частным, ка-

Ким узким горизонтом были ограничены государства, жизнь

И умственная деятельность. Отсюда — победа феодального уст-

192

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: