Зонт оказался не вполне достаточным; мысль и деятельность
Человека почувствовали потребность покинуть эту тесную
Сферу, в которой были заключены. Кочующая жизнь прекра-
Тилась, но не исчезла страсть к сопряженной с нею подвижно-
Сти, к приключениям. Народы устремились в крестовые похо-
Ды, как в новое, более широкое, более разнообразное сущест-
Вование, напоминавшее прежнюю свободу времен варварства
И раскрывавшее вместе с тем вдали картину обширной будущ-
Ности.
Таковы были, по моему мнению, в xii веке две главные, ре-
Шительные причины крестовых походов. В конце xiii века
Не существовала уже ни та, ни другая. Человек и общество
Изменились до такой степени, что не чувствовалось более
Ни того нравственного побуждения, ни той общественной по-
Требности, которые увлекли Европу против Азии. Не знаю,
Многие ли из вас читали современных историков крестовых
Походов, и приходило ли кому-либо из вас на мысль сравнить
|
|
Летописцев первых крестовых походов с летописцами конца
Xii и xiii веков; например, Альберта Эского (Albert d’Aix), Ро-
Берта, Раймунда Ажильского, участвовавших в первом кресто-
Вом походе, с Вильгельмом Тирским и Иаковом Витрийским.
Сравнивая эти два класса писателей, нельзя не заметить рас-
Стояние, отделяющее их друг от друга. Первые — это летопис-
Цы, полные жизни, одаренные пылким воображением; они
С жаром, с страстью рассказывают о событиях крестового по-
Хода. Но умственный кругозор их замечательно узок, у них нет
Ни одной идеи, выходящей из тесной сферы, в которой они
Вращаются, они лишены всяких познаний, полны предрас-
Судков, неспособны критически относиться к окружающим
Их предметам и к рассказываемым ими событиям. Раскройте,
наоборот, историю крестовых походов Вильгельма Тирского;
Вы будете поражены, найдя в нем почти новейшего историка,
С развитым, обширным, свободным умом, с редким политиче-
193
UKMzOS {IWV.YS
Ским пониманием событий, с общими взглядами, с уменьем
Судить о причинах и последствиях. Иаков Витрийский пред-
Ставляет пример развития другого рода: это ученый, не толь-
Ко изучивший все то, что относится к крестовым походам, но
И занимающийся изучением нравов, географии, этнографии,
Естественной истории, — ученый, наблюдающий и описываю-
Щий мир. Словом, между летописцами первых крестовых по-
Ходов и историками последних существует огромная разница,
|
|
Ясно свидетельствующая о происшедшем перевороте в умст-
Венном настроении.
Этот переворот обнаруживается более всего в способе вы-
Ражений тех и других писателей о магометанах. Первые ле-
Тописцы и первые крестоносцы страшно ненавидели маго-
Метан. Люди, говорящие о мусульманах, очевидно, не знают
Их, не могут произнести о них никакого суждения и рассмат-
Ривают их единственно с точки зрения взаимной религиоз-
Ной вражды: они презирают их, сражаются с ними, — и боль-
Ше ничего. Вильгельм Тирский, Иаков Витрийский, Бернар
Казнохранитель (Bernard le tresorier) относятся к мусульма-
Нам совершенно иначе. Ясно, что, враждуя с ними, они уже
Не видят в них каких-то чудовищ, что они до известной сте-
Пени поняли их идеи, что они жили вместе с ними, вступили
С ними в сношения, чувствуют к ним даже некоторую симпа-
Тию. Вильгельм Тирский восхваляет Нурредина, Бернар — Са-
Ладина. Они даже противопоставляют иногда нравы и жизнь
Магометан нравам и жизни христиан. Описывая магометан,
Они имеют в виду сатиру против христиан, подобно тому как
Тацит изображал нравы германцев в противоположность нра-
Вам римлян. Вы видите, какая неизмеримая перемена совер-
Шилась в промежуток времени между двумя эпохами: послед-
Няя из них поражает нас свободным беспристрастным взгля-
Дом на самых врагов христианства, на тех, против кого были
Устроены крестовые походы, — взглядом, который, несомнен-
Но, вызвал бы у первых крестоносцев удивление и гнев.
194
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Таков первый, главный результат крестовых походов; это
Важный шаг вперед к эмансипации разума, к более обширным
И свободным идеям. Предпринятые во имя религиозных ве-
Рований, под непосредственным влиянием их, крестовые по-
Ходы положили конец не той доле влияния, которая по праву
Принадлежит религиозным идеям, но исключительному, дес-
Потическому господству их над человеческим духом. Такой,
Несомненно неожиданный результат произошел от многих
Причин. Первая из них, очевидно, есть новость, обширность
И разнообразие зрелища, открывшегося перед крестоносца-
Ми. С ними случилось то, что обыкновенно бывает с путеше-
Ственниками. Всем известно, что взгляд путешественников
На вещи делается свободнее, что привычка наблюдать раз-
Личные народности, различные нравы и мнения расширяет
Идеи, очищает разум от старинных предрассудков. То же явле-
Ние повторилось и со странствующими племенами, которые
Мы называем крестоносцами; ум их расширился, возвысился
Под влиянием всех различных предметов, виденных ими, под
Влиянием знакомства с чужими нравами. Они вступили в сно-
Шения с двумя не только различными, но и более развиты-
Ми цивилизациями; с одной стороны, с греческим обществом,
С другой — с обществом мусульманским. Нет сомнения, что гре-
Ческое общество, несмотря на свою обессиленную, испорчен-
Ную, умирающую цивилизацию, произвело на крестоносцев
Впечатление общества более развитого, утонченного, про-
Свещенного, нежели их собственное. Подобное увидели они
И в мусульманском обществе. Летописи содержат в себе любо-
Пытные сведения о впечатлении, произведенном крестонос-
Цами на мусульман; последние смотрели на первых как на вар-
Варов, как на самых диких, свирепых, глупых людей из всех
Тех, кого им случалось прежде встретить. Крестоносцы со сво-
Ей стороны были поражены богатством мусульман, изыскан-
|
|
Ностью их нравов. За этим первым впечатлением скоро по-
Следовали частые сношения между обоими народами, сноше-
195
UKMzOS {IWV.YS
Ния, расширившиеся и сделавшиеся гораздо более важными,
Нежели обыкновенно думают. Не говоря уже о повседневных
Сношениях восточных христиан с мусульманами, Восток и За-