Ройства. Несколько времени спустя, этот ограниченный гори-

Зонт оказался не вполне достаточным; мысль и деятельность

Человека почувствовали потребность покинуть эту тесную

Сферу, в которой были заключены. Кочующая жизнь прекра-

Тилась, но не исчезла страсть к сопряженной с нею подвижно-

Сти, к приключениям. Народы устремились в крестовые похо-

Ды, как в новое, более широкое, более разнообразное сущест-

Вование, напоминавшее прежнюю свободу времен варварства

И раскрывавшее вместе с тем вдали картину обширной будущ-

Ности.

Таковы были, по моему мнению, в xii веке две главные, ре-

Шительные причины крестовых походов. В конце xiii века

Не существовала уже ни та, ни другая. Человек и общество

Изменились до такой степени, что не чувствовалось более

Ни того нравственного побуждения, ни той общественной по-

Требности, которые увлекли Европу против Азии. Не знаю,

Многие ли из вас читали современных историков крестовых

Походов, и приходило ли кому-либо из вас на мысль сравнить

Летописцев первых крестовых походов с летописцами конца

Xii и xiii веков; например, Альберта Эского (Albert d’Aix), Ро-

Берта, Раймунда Ажильского, участвовавших в первом кресто-

Вом походе, с Вильгельмом Тирским и Иаковом Витрийским.

Сравнивая эти два класса писателей, нельзя не заметить рас-

Стояние, отделяющее их друг от друга. Первые — это летопис-

Цы, полные жизни, одаренные пылким воображением; они

С жаром, с страстью рассказывают о событиях крестового по-

Хода. Но умственный кругозор их замечательно узок, у них нет

Ни одной идеи, выходящей из тесной сферы, в которой они

Вращаются, они лишены всяких познаний, полны предрас-

Судков, неспособны критически относиться к окружающим

Их предметам и к рассказываемым ими событиям. Раскройте,

наоборот, историю крестовых походов Вильгельма Тирского;

Вы будете поражены, найдя в нем почти новейшего историка,

С развитым, обширным, свободным умом, с редким политиче-

193

UKMzOS {IWV.YS

Ским пониманием событий, с общими взглядами, с уменьем

Судить о причинах и последствиях. Иаков Витрийский пред-

Ставляет пример развития другого рода: это ученый, не толь-

Ко изучивший все то, что относится к крестовым походам, но

И занимающийся изучением нравов, географии, этнографии,

Естественной истории, — ученый, наблюдающий и описываю-

Щий мир. Словом, между летописцами первых крестовых по-

Ходов и историками последних существует огромная разница,

Ясно свидетельствующая о происшедшем перевороте в умст-

Венном настроении.

Этот переворот обнаруживается более всего в способе вы-

Ражений тех и других писателей о магометанах. Первые ле-

Тописцы и первые крестоносцы страшно ненавидели маго-

Метан. Люди, говорящие о мусульманах, очевидно, не знают

Их, не могут произнести о них никакого суждения и рассмат-

Ривают их единственно с точки зрения взаимной религиоз-

Ной вражды: они презирают их, сражаются с ними, — и боль-

Ше ничего. Вильгельм Тирский, Иаков Витрийский, Бернар

Казнохранитель (Bernard le tresorier) относятся к мусульма-

Нам совершенно иначе. Ясно, что, враждуя с ними, они уже

Не видят в них каких-то чудовищ, что они до известной сте-

Пени поняли их идеи, что они жили вместе с ними, вступили

С ними в сношения, чувствуют к ним даже некоторую симпа-

Тию. Вильгельм Тирский восхваляет Нурредина, Бернар — Са-

Ладина. Они даже противопоставляют иногда нравы и жизнь

Магометан нравам и жизни христиан. Описывая магометан,

Они имеют в виду сатиру против христиан, подобно тому как

Тацит изображал нравы германцев в противоположность нра-

Вам римлян. Вы видите, какая неизмеримая перемена совер-

Шилась в промежуток времени между двумя эпохами: послед-

Няя из них поражает нас свободным беспристрастным взгля-

Дом на самых врагов христианства, на тех, против кого были

Устроены крестовые походы, — взглядом, который, несомнен-

Но, вызвал бы у первых крестоносцев удивление и гнев.

194

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Таков первый, главный результат крестовых походов; это

Важный шаг вперед к эмансипации разума, к более обширным

И свободным идеям. Предпринятые во имя религиозных ве-

Рований, под непосредственным влиянием их, крестовые по-

Ходы положили конец не той доле влияния, которая по праву

Принадлежит религиозным идеям, но исключительному, дес-

Потическому господству их над человеческим духом. Такой,

Несомненно неожиданный результат произошел от многих

Причин. Первая из них, очевидно, есть новость, обширность

И разнообразие зрелища, открывшегося перед крестоносца-

Ми. С ними случилось то, что обыкновенно бывает с путеше-

Ственниками. Всем известно, что взгляд путешественников

На вещи делается свободнее, что привычка наблюдать раз-

Личные народности, различные нравы и мнения расширяет

Идеи, очищает разум от старинных предрассудков. То же явле-

Ние повторилось и со странствующими племенами, которые

Мы называем крестоносцами; ум их расширился, возвысился

Под влиянием всех различных предметов, виденных ими, под

Влиянием знакомства с чужими нравами. Они вступили в сно-

Шения с двумя не только различными, но и более развиты-

Ми цивилизациями; с одной стороны, с греческим обществом,

С другой — с обществом мусульманским. Нет сомнения, что гре-

Ческое общество, несмотря на свою обессиленную, испорчен-

Ную, умирающую цивилизацию, произвело на крестоносцев

Впечатление общества более развитого, утонченного, про-

Свещенного, нежели их собственное. Подобное увидели они

И в мусульманском обществе. Летописи содержат в себе любо-

Пытные сведения о впечатлении, произведенном крестонос-

Цами на мусульман; последние смотрели на первых как на вар-

Варов, как на самых диких, свирепых, глупых людей из всех

Тех, кого им случалось прежде встретить. Крестоносцы со сво-

Ей стороны были поражены богатством мусульман, изыскан-

Ностью их нравов. За этим первым впечатлением скоро по-

Следовали частые сношения между обоими народами, сноше-

195

UKMzOS {IWV.YS

Ния, расширившиеся и сделавшиеся гораздо более важными,

Нежели обыкновенно думают. Не говоря уже о повседневных

Сношениях восточных христиан с мусульманами, Восток и За-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: