263
UKMzOS IROQQYRzYTYS
Приятной жизни; та же изнеженность и распущенность нра-
Вов, тот же недостаток политической энергии и нравственных
Убеждений, соединенных с необыкновенною откровенностью
И деятельностью умов. Ученые xv века находятся в таких же
Отношениях к высшим духовным сановникам, как литераторы
И философы xviii века к вельможам того времени; у них одни
И те же мнения, одни и те же нравы; они спокойно живут друг
Подле друга и не замечают готовящихся вокруг них переворо-
Тов. Прелаты xv века, начиная с кардинала Бембо, конечно,
Столь же мало предвидели появление Лютера и Кальвина, как
Придворные xviii столетия — французскую революцию. А ме-
Жду тем эти эпохи во многом сходны между собою.
Итак, нравственный мир представляет в xv веке три глав-
Нейшие факта: с одной стороны — попытка церковной рефор-
Мы, предпринятая самою церковью; с другой — народная рели-
Гиозная реформа, и наконец — умственный переворот, обра-
|
|
Зующий школу свободных мыслителей. Эти преобразования
Совершаются посреди величайшей политической перемены,
Когда-либо до тех пор происходившей в Европе, — среди цен-
Трализующего стремления всех народов и правительств.
Но это еще не все: xv век — время наибольшей внешней
Деятельности человека, время путешествий, предприятий,
Открытий, изобретений всякого рода. Это время экспедиций
Португальцев вдоль берегов Африки, время открытия Васко
Де Гамою пути в Восточную Индию, мимо мыса Доброй Наде-
Жды, время открытия Америки Христофором Колумбом, вре-
Мя чрезвычайного расширения европейской торговли. Появ-
Ляется тысяча новых изобретений, другие, уже известные, но
Только тесному кругу, становятся популярными и общеупот-
Ребительными. Порох изменяет всю систему войны, компас —
Всю систему мореплавания. Живопись масляными красками
Развивается и покрывает Европу образцовыми произведения-
Ми искусства; гравирование на меди, изобретенное в 1460 году,
Размножает и распространяет их. Писчая бумага делается
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Обыкновенною. Наконец, между 1436 и 1452 годами изобрета-
Ется книгопечатание — предмет столь многих восторгов и об-
Щих фраз, которые, однако, все недостаточны для выяснения
Его заслуг и последствий.
Вы видите, каким величием, какою деятельностью отли-
Чается это столетие: величием еще мало заметным, деятель-
Ностью, результаты которой еще не очевидны для человека.
|
|
Бурные реформы, по-видимому, не удаются, правительства
Крепнут, народы усмиряются. Общество как будто готовится
Наслаждаться лучшим порядком, среди более быстрого про-
Гресса. Но великие революции xvi века уже близки; их под-
Готовил пятнадцатый век. Обзор их будет предметом следую-
Щей нашей лекции.__ ЛЕКЦИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ
Затруднительность различать общие факты в новой истории. — Картина
Европы в XVI столетии. — Опасность слишком поспешных общих выводов. —
Различные причины, которыми объясняют реформацию. — Отличитель-
Ный характер ее — восстание человеческого духа против абсолютной власти
В умственном мире. — Доказательства этого факта. — Судьба реформации
В разных европейских государствах. — Слабая сторона ее. — Иезуиты. — Сход-
Ство революций в религиозном и гражданском обществах.
Мы часто указывали на беспорядок, хаос европейского обще-
Ства; мы жаловались на затруднения, сопряженные с изуче-
Нием и описанием такого разбросанного, бессвязного, разъе-
Диненного общества. Мы нетерпеливо приближались к эпохе
Общих интересов, порядка, общественного единства. Мы дош-
Ли до этого времени; мы вступаем в эпоху порядка и единства,
В эпоху общих фактов и общих идей. Но здесь мы встречаем
Затруднение другого рода. Прежде мы с трудом могли найти
Связь между фактами, поставить их в зависимости друг от дру-
Га, различить общие черты их, образовать из них одно целое.
В Новой Европе, напротив того, все состоит в взаимной свя-
Зи; все элементы, все случайности общественной жизни ви-
Доизменяют друг друга действием и противодействием сво-
им. Взаимные отношения людей многочисленнее и сложнее;
То же самое должно заметить и об отношениях к их прави-
Тельству, и об отношениях государств между собою, и об идеях
И произведениях человеческого духа. В рассмотренные нами
Времена множество фактов являлись и исчезали отдельно, не-
Зависимо друг от друга, без взаимного влияния. Теперь уже
266
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Нет более такой отдельности; все смешивается, соприкасает-
Ся и, соприкасаясь, видоизменяется. Как трудно в таком раз-
Нообразии найти настоящее единство, определить направ-
Ление такого обширного и сложного движения, представить
В кратких чертах это необыкновенное множество различных
И тесно связанных между собою фактов, обозначить, наконец,
Общий, господствующий факт, соединяющий в себе длинную
Цепь фактов, характеризующий эпоху, служащий верным вы-
ражениям ее влияния, ее роли в истории цивилизации!
Мы тотчас же поймем всю важность этого затруднения.
В xii веке мы встретили событие религиозное, если
Не по свойству своему, то по происхождению, — я говорю,
О крестовых походах. Несмотря на грандиозность и продолжи-
Тельность этого события, несмотря на разнообразие сопря-
Женных с ним фактов, мы без труда различили его общее зна-
Чение и довольно точно определили его внутреннее единство
И влияние. Теперь мы должны рассмотреть религиозную ре-
Волюцию xvi века, которую принято называть реформациею.
Замечу мимоходом, что я буду употреблять слово реформация
Как простой и общепринятый термин, как синоним религиоз-
Ной революции, не соединяя с ним собственного мнения. Очень
Трудно распознать истинный характер этого великого кризи-
Са и определить общее значение и последствие его.
Его следует искать между началом xvi и срединою xvii века;
|
|
В этом периоде заключается сущность переворота, его начало
И окончание. Все исторические события имеют как бы опреде-
Ленную арену; последствия их бесконечны; они стоят в связи
Со всем прошедшим и со всем будущим, но тем не менее справед-
Ливо, что у них есть собственное, ограниченное существование,