Кордатом с Львом x. Реформа государей удалась не лучше ре-
Формы духовенства; но она погибла не вполне. Если собор
Не остался вовсе без последствий, то и прагматическая санк-
260
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ция имела результаты, пережившие ее, игравшие важную
Роль в новой истории. Принципы, провозглашенные Базель-
Ским собором, были могучи и плодотворны. Они были при-
Няты и поддержаны людьми высоких дарований и энергично-
Го характера. Иоанн Парижский, д’Алльи, Жерсон и многие
Другие замечательные люди xv века посвятили себя их защи-
Те. Тщетно распускается собор, тщетно уничтожается прагма-
Тическая санкция, — общее учение о церковном правительстве,
О необходимых реформах, укоренилось, утвердилось во Фран-
Ции, перешло в парламенты, приобрело множество привер-
Женцев и породило сначала янсенизм, а затем галликанизм.
Весь этот ряд усилий, клонившихся к преобразованию церк-
Ви, начиная с Констанцского собора и до четырех положе-
Ний Боссюэ, проистекает из одного и того же источника и на-
Правлен к одной и той же цели. Попытка законной реформы
Xv века не имела успеха в недрах церкви, но она тем не менее
Заняла место в развитии цивилизации и оказала косвенно ог-
Ромное влияние на ход ее.
Соборы не без основания стремились к законной рефор-
Ме; она одна только могла предотвратить революцию. В то же
Почти время, когда Пизанский собор предпринимал прекра-
Щение великого западного раскола, а Констанцский собор —
Преобразование церкви, в Богемии появились первые насиль-
Ственные попытки народной религиозной реформы. Пропо-
Веди и успехи Яна Гуса относятся к 1404 году, когда он начал
поучать в Праге. Итак, две реформы идут друг подле друга:
Одна в недрах самой церкви, предпринятая церковною ари-
стократиею — реформа осторожная, робкая, нерешительная;
Другая — вне церкви и против нее, реформа насильственная,
Страстная. Между обеими силами, между обоими стремления-
Ми завязывается борьба. Собор вызывает Гуса и Иеронима
Из Праги в Констанц и осуждает их на сожжение как еретиков
И революционеров. Теперь эти события для нас совершенно
Ясны; мы очень хорошо понимаем эту одновременность двух
261
UKMzOS IROQQYRzYTYS
Отдельных реформ, предпринятых одна правительствами, дру-
Гая народами, реформ, враждебных друг другу, но тем не ме-
Нее проистекающих из одной причины, стремящихся к одной
Цели и, при всей видимой противоположности своей, содей-
Ствующих одному и тому же окончательному результату. Это
Именно и произошло в xv веке. Народная реформа Яна Гуса
На время была подавлена; восстание гуситов началось чрез
Три или четыре года после смерти учителя их; оно было про-
Должительно и упорно; но империя наконец восторжествова-
Ла над ним. Однако так как реформа, предпринятая соборами,
Не имела успеха, так как цель ее не была достигнута, то броже-
Ние народной реформы не прекратилось: она выжидала пер-
Вого удобного случая и нашла его в начале xvi века. Если бы
Реформа, предпринятая соборами, привела к желанному ре-
Зультату, то это, может быть, предупредило бы народную ре-
Форму; но одна из них непременно должна была увенчаться
Успехом, потому что совпадение их свидетельствует о их не-
Обходимости.
Вот состояние религиозных верований, в котором xv век
Оставил Европу: аристократическая реформа, оставшаяся без
Последствий, и популярная реформа, предпринятая, подав-
Ленная, но постоянно готовая возобновиться. Брожение умов
Не ограничивалось, однако, сферою религиозных верований.
В течение xiv века греческая и римская древность была, так
Сказать, восстановлена в Европе. Всем известно, с каким жа-
Ром Данте, Петрарка, Боккаччо и все современники их оты-
Скивали греческие и латинские рукописи, обнародывали, рас-
Пространяли их, и какой говор, какой восторг возбуждало ма-
Лейшее открытие в этом роде. Среди этого движения в Европе
Возникла школа, игравшая в развитии человеческого ума го-
Раздо более важную роль, чем обыкновенно думают, — школа
Классическая. С этим словом не следует его современное зна-
Чение; тогда дело шло совсем не о литературной системе или
Борьбе. Классическая школа того времени была воспламене-
262
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
На удивлением не только к сочинениям древних писателей, на-
Пример Виргилия и Гомера, но и ко всему древнему обществу,
К его учреждениям, мнениям, философии, точно так же, как
И к его литературе. Нельзя не согласиться, что в политиче-
Ском, философском и литературном отношениях древность
Стояла гораздо выше Европы xiv и xv столетий. Поэтому не-
Удивительно, что она имела в то время такое сильное влия-
Ние, что большая часть возвышенных, деятельных, утончен-
Ных и разборчивых умов питали отвращение к грубым нравам,
Спутанным идеям, варварским формам своего времени и стра-
Стно предавались изучению другого, более правильного и бо-
Лее развитого общества, доходя до поклонения ему. Таким пу-
Тем образовалась школа свободных мыслителей, появившая-
Ся в начале xv века и соединявшая в себе прелатов, юристов
И ученых.
Среди этого движения последовало взятие Константино-
Поля турками, падение Восточной империи, наплыв бежав-
Ших оттуда греков в Италию. Они принесли с собою новое
Познание древности, многочисленные рукописи, тысячи но-
Вых средств к изучению древней цивилизации. Понятно, ка-
Ким усиленным рвением воодушевилась классическая школа.
Это было время самого блестящего процветания церкви, осо-
Бенно итальянской, не в отношении к политическому могуще-
Ству, но в деле роскоши, богатства; она с гордостью предава-
Лась всем удовольствиям изнеженной, утонченной, праздной,
Чувственной цивилизации, литературе, искусствам, обще-
Ственным и материальным наслаждениям. Взгляните на об-
Раз жизни людей, имевших в это время важное политическое
И литературное значение, например на кардинала Бембо: вы
Удивитесь этой смеси сибаритства и высокого умственного
Развития, изнеженных нравов и смелости мысли. Изучая эту
Эпоху, рассматривая ее идеи, ее общественные отношения, не-
Вольно переносишься во Францию половины xviii века. Та же