Франциск i точно так же отказался от нее и заменил ее кон-

Кордатом с Львом x. Реформа государей удалась не лучше ре-

Формы духовенства; но она погибла не вполне. Если собор

Не остался вовсе без последствий, то и прагматическая санк-

260

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ция имела результаты, пережившие ее, игравшие важную

Роль в новой истории. Принципы, провозглашенные Базель-

Ским собором, были могучи и плодотворны. Они были при-

Няты и поддержаны людьми высоких дарований и энергично-

Го характера. Иоанн Парижский, д’Алльи, Жерсон и многие

Другие замечательные люди xv века посвятили себя их защи-

Те. Тщетно распускается собор, тщетно уничтожается прагма-

Тическая санкция, — общее учение о церковном правительстве,

О необходимых реформах, укоренилось, утвердилось во Фран-

Ции, перешло в парламенты, приобрело множество привер-

Женцев и породило сначала янсенизм, а затем галликанизм.

Весь этот ряд усилий, клонившихся к преобразованию церк-

Ви, начиная с Констанцского собора и до четырех положе-

Ний Боссюэ, проистекает из одного и того же источника и на-

Правлен к одной и той же цели. Попытка законной реформы

Xv века не имела успеха в недрах церкви, но она тем не менее

Заняла место в развитии цивилизации и оказала косвенно ог-

Ромное влияние на ход ее.

Соборы не без основания стремились к законной рефор-

Ме; она одна только могла предотвратить революцию. В то же

Почти время, когда Пизанский собор предпринимал прекра-

Щение великого западного раскола, а Констанцский собор —

Преобразование церкви, в Богемии появились первые насиль-

Ственные попытки народной религиозной реформы. Пропо-

Веди и успехи Яна Гуса относятся к 1404 году, когда он начал

поучать в Праге. Итак, две реформы идут друг подле друга:

Одна в недрах самой церкви, предпринятая церковною ари-

стократиею — реформа осторожная, робкая, нерешительная;

Другая — вне церкви и против нее, реформа насильственная,

Страстная. Между обеими силами, между обоими стремления-

Ми завязывается борьба. Собор вызывает Гуса и Иеронима

Из Праги в Констанц и осуждает их на сожжение как еретиков

И революционеров. Теперь эти события для нас совершенно

Ясны; мы очень хорошо понимаем эту одновременность двух

261

UKMzOS IROQQYRzYTYS

Отдельных реформ, предпринятых одна правительствами, дру-

Гая народами, реформ, враждебных друг другу, но тем не ме-

Нее проистекающих из одной причины, стремящихся к одной

Цели и, при всей видимой противоположности своей, содей-

Ствующих одному и тому же окончательному результату. Это

Именно и произошло в xv веке. Народная реформа Яна Гуса

На время была подавлена; восстание гуситов началось чрез

Три или четыре года после смерти учителя их; оно было про-

Должительно и упорно; но империя наконец восторжествова-

Ла над ним. Однако так как реформа, предпринятая соборами,

Не имела успеха, так как цель ее не была достигнута, то броже-

Ние народной реформы не прекратилось: она выжидала пер-

Вого удобного случая и нашла его в начале xvi века. Если бы

Реформа, предпринятая соборами, привела к желанному ре-

Зультату, то это, может быть, предупредило бы народную ре-

Форму; но одна из них непременно должна была увенчаться

Успехом, потому что совпадение их свидетельствует о их не-

Обходимости.

Вот состояние религиозных верований, в котором xv век

Оставил Европу: аристократическая реформа, оставшаяся без

Последствий, и популярная реформа, предпринятая, подав-

Ленная, но постоянно готовая возобновиться. Брожение умов

Не ограничивалось, однако, сферою религиозных верований.

В течение xiv века греческая и римская древность была, так

Сказать, восстановлена в Европе. Всем известно, с каким жа-

Ром Данте, Петрарка, Боккаччо и все современники их оты-

Скивали греческие и латинские рукописи, обнародывали, рас-

Пространяли их, и какой говор, какой восторг возбуждало ма-

Лейшее открытие в этом роде. Среди этого движения в Европе

Возникла школа, игравшая в развитии человеческого ума го-

Раздо более важную роль, чем обыкновенно думают, — школа

Классическая. С этим словом не следует его современное зна-

Чение; тогда дело шло совсем не о литературной системе или

Борьбе. Классическая школа того времени была воспламене-

262

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

На удивлением не только к сочинениям древних писателей, на-

Пример Виргилия и Гомера, но и ко всему древнему обществу,

К его учреждениям, мнениям, философии, точно так же, как

И к его литературе. Нельзя не согласиться, что в политиче-

Ском, философском и литературном отношениях древность

Стояла гораздо выше Европы xiv и xv столетий. Поэтому не-

Удивительно, что она имела в то время такое сильное влия-

Ние, что большая часть возвышенных, деятельных, утончен-

Ных и разборчивых умов питали отвращение к грубым нравам,

Спутанным идеям, варварским формам своего времени и стра-

Стно предавались изучению другого, более правильного и бо-

Лее развитого общества, доходя до поклонения ему. Таким пу-

Тем образовалась школа свободных мыслителей, появившая-

Ся в начале xv века и соединявшая в себе прелатов, юристов

И ученых.

Среди этого движения последовало взятие Константино-

Поля турками, падение Восточной империи, наплыв бежав-

Ших оттуда греков в Италию. Они принесли с собою новое

Познание древности, многочисленные рукописи, тысячи но-

Вых средств к изучению древней цивилизации. Понятно, ка-

Ким усиленным рвением воодушевилась классическая школа.

Это было время самого блестящего процветания церкви, осо-

Бенно итальянской, не в отношении к политическому могуще-

Ству, но в деле роскоши, богатства; она с гордостью предава-

Лась всем удовольствиям изнеженной, утонченной, праздной,

Чувственной цивилизации, литературе, искусствам, обще-

Ственным и материальным наслаждениям. Взгляните на об-

Раз жизни людей, имевших в это время важное политическое

И литературное значение, например на кардинала Бембо: вы

Удивитесь этой смеси сибаритства и высокого умственного

Развития, изнеженных нравов и смелости мысли. Изучая эту

Эпоху, рассматривая ее идеи, ее общественные отношения, не-

Вольно переносишься во Францию половины xviii века. Та же


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: