Любое исследование является организованным процессом, основанным на определенной схеме, которая отражает последовательность и комбинацию методов исследования. Для проведения какого-либо исследования в той или иной области необходимо разработать программу, которая представляет собой содержание и подробный план предстоящей деятельности.,
Разработка программы предусматривает: - определение перечня предметных областей, которые должны быть обследованы; - установление приоритетов их рассмотрения, определение степени детализации исследования; - определение методики исследования, т. е. приемов и методов, которые следует использовать при выявлении и решении проблемы; - определение состава отчетной документации и требований к ней, включая сроки предоставления, рассмотрения и утверждения.
В соответствии с разработанной программы исследования необходимо определить методы исследования.
Эмпирический и теоретический уровни знания различаются по предмету, средствам и результатам исследования.
|
|
Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижении желаемого результата.
Эмпирические методы:
Наблюдение — это длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира.
Описание — это результат наблюдения и эксперимента, состоящий в фиксировании данных с помощью определенных систем обозначений (символы, знаки, матрицы, графики и т.д.).
Измерение представляет собой численное выражение измеряемых величин. Включает количественные эталоны и стандарты (вес, длина, координаты, скорость и т.д.).
Сравнение — сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или признаков различия между этими объектами. Оно должно отвечать следующим требованиям:
— сравнивать необходимо сопоставимые явления и предметы;
— сравнение должно осуществляться по важным и существенным признакам.
Эксперимент — опыт, с помощью которого объект ставится в точно учитываемые условия, что дает возможность изучать их влияние на объект в «чистом виде». В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов благодаря активному воздействию на предмет исследования.
Теоретические методы:
Формализация — визуализация исследования в точных понятиях или утверждениях, т.е. построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов. Формализация играет важную роль в анализе, уточнении научных понятий.
Аксиоматизация — построение теорий на основе утверждений, доказательств истинности которых не требуется.
|
|
Анализ — фактическое или мысленное расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства, отношения или связи) с целью его всестороннего изучения.
Синтез — фактическое или мысленное воссоединение целого из частей, элементов, сторон и связей, выделенных с помощью анализа.
Индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод о свойствах предметов и явлений строится на основе отдельных фактов или частных посылок. С помощью индуктивного метода можно получить знание не достоверное, а вероятное, причем различной степени достоверности.
Дедукция — это переход от общих рассуждений или суждений к частным. Дедуктивный метод имеет значение в теоретических науках когда известны истинные положения, из которых можно получить необходимые следствия.
Обобщение — логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, — при этом устанавливаются общие свойства и признаки исследуемых объектов. Аналогия — прием познания, представляющий собой умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов по некоторым признакам (свойствам и связям) делается вывод об их сходстве и в других свойствах связях.
Математизация — внедрение математической логики в естественные науки. С помощью математик формулируются основные закономерности развития естественно-научных теорий.
Моделирование — изучение объекта путем создания и исследования его модели, с определенных сторон, интересующих исследователя.
Абстрагирование — метод познания, при котором происходит мысленное отвлечение и отбрасывание тех предметов, свойств и отношений, которые затрудняют рассмотрение объекта исследования в «чистом» виде, необходимом на данном этапе изучения.
Кроме эмпирических и теоретических методов существуют общенаучные методы исследования:
Классификация - разделение изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.
Логический метод — это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающего объекта в форме определенной теории.
Исторический метод — это когда воспроизводятся факты познаваемого объекта во всем конкретном многообразии исторического развития.