Методы проведения самостоятельных исследований в соответствии с разработанной программой

Любое исследование является организованным процессом, основанным на определенной схеме, которая отражает последовательность и комбинацию методов исследования. Для проведения какого-либо исследования в той или иной области необходимо разработать программу, которая представляет собой содержание и подробный план предстоящей деятельности.,

Разработка программы предусматривает: - определение перечня предметных областей, которые должны быть обследованы; - установление приоритетов их рассмотрения, определение степени детализации исследования; - определение методики исследования, т. е. приемов и методов, которые следует использовать при выявлении и решении проблемы; - определение состава отчетной документации и требований к ней, включая сроки предоставления, рассмотрения и утверждения.

В соответствии с разработанной программы исследования необходимо определить методы исследования.

Эмпирический и теоретический уровни знания различаются по предмету, средствам и результатам исследования.

Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижении желаемого результата.

Эмпирические методы:

Наблюдение — это длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира.

Описание — это результат наблюдения и эксперимента, состоящий в фиксировании данных с помощью определенных систем обозначений (символы, знаки, матрицы, графики и т.д.).

Измерение представляет собой численное выражение измеряемых величин. Включает количественные эталоны и стандарты (вес, длина, координаты, скорость и т.д.).

Сравнение — сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или признаков различия между этими объектами. Оно должно отвечать следующим требованиям:

— сравнивать необходимо сопоставимые явления и предметы;

— сравнение должно осуществляться по важным и существенным признакам.

Эксперимент — опыт, с помощью которого объект ставится в точно учитываемые условия, что дает возможность изучать их влияние на объект в «чистом виде». В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов благодаря активному воздействию на предмет исследования.

Теоретические методы:

Формализация — визуализация исследования в точных понятиях или утверждениях, т.е. построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов. Формализация играет важную роль в анализе, уточнении научных понятий.

Аксиоматизация — построение теорий на основе утверждений, доказательств истинности которых не требуется.

Анализ — фактическое или мысленное расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства, отношения или связи) с целью его всестороннего изучения.

Синтез — фактическое или мысленное воссоединение целого из частей, элементов, сторон и связей, выделенных с помощью анализа.

Индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод о свойствах предметов и явлений строится на основе отдельных фактов или частных посылок. С помощью индуктивного метода можно получить знание не достоверное, а вероятное, причем различной степени достоверности.

Дедукция — это переход от общих рассуждений или суждений к частным. Дедуктивный метод имеет значение в теоретических науках когда известны истинные положения, из которых можно получить необходимые следствия.

Обобщение — логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, — при этом устанавливаются общие свойства и признаки исследуемых объектов. Аналогия — прием познания, представляющий собой умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов по некоторым признакам (свойствам и связям) делается вывод об их сходстве и в других свойствах связях.

Математизация — внедрение математической логики в естественные науки. С помощью математик формулируются основные закономерности развития естественно-научных теорий.

Моделирование — изучение объекта путем создания и исследования его модели, с определенных сторон, интересующих исследователя.

Абстрагирование — метод познания, при котором происходит мысленное отвлечение и отбрасывание тех предметов, свойств и отношений, которые затрудняют рассмотрение объекта исследования в «чистом» виде, необходимом на данном этапе изучения.

Кроме эмпирических и теоретических методов существуют общенаучные методы исследования:

Классификация - разделение изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

Логический метод — это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающего объекта в форме определенной теории.

Исторический метод — это когда воспроизводятся факты познаваемого объекта во всем конкретном многообразии исторического развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: