Материальная культура и духовный мир скифов

Скифская культура во многом является продолжением киммерийской. На основе собственных достижений и достижений тех народов, с которыми они воевали или торговали, скифы создали самобытную культуру. Наиболее яркими её проявлениями были феномен царских курганов (Чертомлык, Куль-Оба, Солоха, Толстая Могила и др.) и скифская триада – тип оружия, «звериный стиль» в изобразительном искусстве и специфическая сбруя верховых лошадей.


Эти и прочие элементы скифской культуры повлияли на формирование праславянской культуры, а некоторые из них дожили до нашего времени.

О материальной культуре скифов немало свидетельств. Преимущественно это курганы-захоронения вождей и знатных воинов. Изучение этих памятников позволяет утверждать, что скифы были носителями самобытной, весьма высокой культуры. Для неё характерны человекоподобные каменные изваяния, литые бронзовые котлы, особые мечи с почковидным перекрестием, зеркала с центральной ручкой.

Племена Скифии не имели письменности. Об их духовном мире мы узнаем из скифских украшений, посуды, а также из рассказов древних греков. Знаменитый «звериный стиль» ювелирных изделий из золота и серебра, росписи и чеканки на посуде – свидетельствует об очень высоком мастерстве и уникальном изобразительном искусстве скифов.

         
   

 

Скифский золотой гребень из кургана Солоха Скифское золотое украшение в виде оленя Чаша из кургана Гайманова Могила

Геродот называет нам скифских богов и объясняет их имена. Главным богом скифов считался Папай. Имя верховной скифской богини было Табити. Богиней земли и воды была Апи. С неба пускал золотые солнечные стрелы Гойтосир. На диких бешеных конях мчался степью Фагимасад – бог землетрясений. Росистым утром гуляла по степям, собирая цветы, Аргимпаса – богиня красоты и любви. Древнему железному мечу поклонялись как богу войны. Такие мечи укреплялись сверху на огромных кучах хвороста по всей Скифии. Богу-мечу ежегодно приносили в жертву коней и волов и по одному пленнику из каждой сотни.

Скифы почитали своих предков. У них существовал особый порядок погребения умерших. Царский похоронный обряд совершался следующим образом: тело натирали воском, внутренности вырезали и заполняли живот благовониями и травами, после чего зашивали. Затем тело усаживали в повозку и везли по всем племенам, чтобы все могли проститься с царем. При этом в знак скорби скифы отрезали себе часть уха, обстригали волосы, делали порезы на руках и лице, а левую руку прокалывали стрелами. Лишь после того


как царь «посетил» всех своих подданных, его везли к месту захоронения. Убивали его жену, слуг, лошадей и вместе с золотыми кубками, амфорами, украшениями, оружием и другими вещами клали в могилу умершего. Сверху могилы насыпали огромный курган. Бедных скифов хоронили без значительных почестей в обычных ямах.

 

Тысячу лет скифы постоянно с кем-то воевали: киммерийцами, фракийцами, сарматами, греками, сирийцами... Для поддержания боевого духа и воспитания ненависти к врагу существовали жестокие обычаи: каждый сотый пленник приносился в жертву богу войны; того, кто не убил ни одного врага, не допускали к праздничному столу. Воин-скиф должен был выпить кровь первого убитого им врага, иначе его не считали скифом. Скифы верили в сверхъестественную силу мечей и использовали их в магических ритуалах. Скифы были безжалостны к врагам, а более всего ценили дружбу.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: