Пояснительная записка
Контрольно-измерительные материалы – самостоятельная работа по дисциплине «Культура интеллектуального труда» - составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и может быть применена в качестве альтернативной формы аттестации студентов по дисциплине.
Самостоятельное освоение дисциплины «Культура интеллектуального труда» предполагает формирование знаний и навыков эффективного обучения студента в высшем учебном заведении, знание основных принципов, структуры и технологий интеллектуальной деятельности, умение использовать полученные знания в своей будущей профессии. В качестве заданий контрольной работы по дисциплине «Культура интеллектуального труда» предложены ряд вариантов (см.ниже).
Выбор варианта осуществляется по первой букве фамилии студента. Каждый вариант включает 1 теоретическое задание и 2 практических.
Ответ на теоретический вопрос представляет собой оформленный конспект из учебной и научной литературы, снабженный ссылками на 2 – 3 источника (учебник, монография или статья из научного журнала), не превышающий 2 страниц печатного текста.
|
|
Практические задания первого типа – написание эссе на предложенную тему – должны соответствовать форме задания (жанр, объем, содержание, наличие собственных оценок и выводов, предложений, наличие ссылок и сносок – не менее 5 источников).
Практические задания второго типа – подготовка схем и таблиц по указанному тематическому вопросу - не более 2 страниц (1я страница – схема или таблица, 2я – краткие к ней комментарии). При выполнении таблицы необходимо включать графы с определением, примером, характерными чертами объекта, по которым его можно сравнить с другим объектом данной таблицы.
Первым в таблице заданий всегда указано теоретическое задание, остальные два – практические.
Титульный лист оформляется по установленному образцу.
При подготовке самостоятельной работы советуем изучить источники (см. ниже перечень источников по дисциплине).
Выбор варианта контрольной работы
Буква | Вариант | Задания | ||
А, Б | I. | Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества. | ||
Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза». При подготовке необходимо учесть такие моменты, как работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала и т.п. | ||||
Построить схему «Доклад: содержание, этапы, правила подготовки и выступления» | ||||
В, Г | II. | Понятие и формы организации учебного труда. | ||
Эссе на тему «Здоровый образ жизни как основа успешной интеллектуальной деятельности студента вуза» | ||||
Построить схему «Этапы научного исследования» | ||||
Д, Е, Ё | III. | Влияние новых технологий на формы организации и содержание учебного труда. | ||
Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза». При подготовке необходимо учесть такие моменты, как работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала и т.п. | ||||
Построить таблицу «Новые информационные и телекоммуникационные технологии в учебной работе студента вуза». | ||||
Ж, З, И | IV. | Понятие, компоненты и параметры культуры интеллектуального (учебного) труда. | ||
Эссе «Культура работы с книгой» Примечание: книга предполагается, прежде всего, учебная или научная. | ||||
Построить схему «Кейс – как метод учебной работы» | ||||
К | V. | Компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза: компоненты, их характеристики, конкретные проявления, их прикладное значение. | ||
Эссе на тему «Как организовать самостоятельную работу студента вуза в рамках дистанционного обучения?». | ||||
Построить таблицу «Факторы успешной работы мозга» | ||||
Л, М | VI. | Показатели и оценка уровня культуры интеллектуального труда студентов (в качестве примера произвести и описать оценку собственного уровня культуры интеллектуального труда). | ||
Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза». При подготовке необходимо учесть такие моменты, как работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала и т.п. | ||||
Построить схему «Самопрезентация студента вуза» (с т.зр. результатов интеллектуальной учебной деятельности) | ||||
Н, О | VII. | Постановка учебных целей: понятие, подходы, технологии, значение. | ||
Эссе «Управленческие идеи в «Науке побеждать» русского полководца А.В.Суворова» | ||||
Построить схему «Письменные работы студента вуза». Примечание: учесть такие виды работ, как конспект лекции, конспект книги, реферат, эссе, статья, тезисы. | ||||
П | VIII. | Элементы тайм-менеджмента в учебной работе студента вуза. | ||
Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза». При подготовке необходимо учесть такие моменты, как работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала и т.п. | ||||
Построить таблицу «Правила и ошибки аргументации и доказательства». | ||||
Р, С | IX. | Планирование учебной работы студента вуза: цели, задачи планирования, основные подходы и технологии. Приложение: собственный план учебной деятельности на период до окончания ПИЭФ | ||
Эссе «Профессиональная этика» | ||||
Подготовить таблицу «Формы контроля в учебной работе». Примечание: учесть такой вид контроля, как самоконтроль | ||||
Т, У, Ф | X. | Приемы самоанализа, самооценки процесса и результатов учебной деятельности студента вуза. | ||
Эссе на тему «Как избежать плагиата?» Примечание: учесть и описать не только определение и характеристики плагиата, но и принципы применения системы AntiPlagiat.ru | ||||
Подготовить таблицу «Формы полилога в учебной деятельности» Примечание: учесть такие формы, как дебаты, дискуссия, спор, коллоквиум, диспут, полемика и т.п., описать не только их суть, но и правила и типичные ошибки применения, рекомендации по применению в учебной деятельности | ||||
Х, Ц, Ч, Ш, Щ | XI. | Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы). | ||
Эссе на тему «Культура речи как элемент интеллектуальной культуры студента вуза» | ||||
Подготовить таблицу «Инструменты визуализации учебной информации». | ||||
Э, Ю, Я | XII. | Особенности учебной работы на семинарах и практических занятиях (техника ответа, устное выступление, доклад, участие в дискуссии). | ||
Эссе на тему «Как избежать плагиата?» Примечание: учесть и описать не только определение и характеристики плагиата, но и принципы применения системы AntiPlagiat.ru | ||||
Построить таблицу «Главные правила и ошибки при подготовке и использовании презентаций Power Point» |
|
|
Список источников для подготовки контрольной работы:
1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272с.
- Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2008. – 194 с.
- Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса (учебная литература для студентов, аспирантов и преподавателей профессиональных учебных заведений). – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 448с.
- Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 236с.
- Вассерман Л.И. Потенциал интеллектуального развития: тестовая методика психологической диагностики: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 112 с.
2. Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе: Учебное пособие для студентов – Ростов-н/Д: "МарТ", 2002.
3. Дайана Халперн, Психология критического мышления, – СПб.: 2000.
- Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии: уч.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Кнорус, 2006. – 344с.
- Зубра А.С. Культура умственного труда студента: пособие для студентов высших учебных заведений / А.С. Зубра. – 2-е издание., испр. и доп. – Минск: Дикта, 2007. – 228 с.
- Кожухар В.М. Основы научных исследований: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 216 с.
- Кожухар В.М. Практикум по основам научных исследований: учеб. пос. для вузов. – М.: Изд-во АСВ, 2008. – 112 с.
- Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учеб. пос. по развитию навыков письменной речи. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 288 с.
4. Косырев В.Н. Культура учебного труда студента: Учеб. Пособие. – Тамбов: ТГУ, 1997.
|
|
- Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 340с.
5. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Ч.1. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 340 с.
- Леженкина Т.И. Научная организация труда персонала: учебник. – М.: Маркет ДС, 2008. – 232с.
6. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект. – М.: 1977.
7. Основы научных исследований: теория и практика: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Тихонов (и др.) – М.: Гелиос АРВ, 2006. – 352с.
8. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М.: Академический проект, 2004.
9. Попков В.А., Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования, – М.: МГУ, 2001, 168 С.
10. Резник С.Д. Студент ВУЗа: технологии и организация обучения: Учебное пособие. – М.:Инфра-М, 2010. – 475 с.
11. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
12. Сорина Г.В. Основы принятия решений. – М.: Экономист, 2004. 187с.
13. Холодная М. А. Когнитивные стили. М. 2004.
14. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 32с.
15. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. – М.:КДУ, 2004. – 240с.
Ресурсы Интернет
1. http://www.studygs.net/russian/metacognition.htm – Рекомендации учащимся Study Guides and Strategies, сайт создан, развивается и поддерживается Джо Ландсбергером (Joe Landsberger) как общедоступный образовательный ресурс.
2. http://www.superidea.ru/ – Развитие творческого мышления и интеллекта, Личный сайт Андрея Малыгина.
3. http://www.mind-map.ru/ – Тренинг эффективного мышления. Интеллект-карты.
4. http://www.alleng.ru/edu/inform.htm – Справочники, энциклопедии, словари.
5. http://www.reasoning.ru – Искусство разумного рассуждения.
6. http://www.chelt.ru – сайт издательства журнала «Человек и труд»
[1] статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»
[2] Внимание – сосредоточение психической деятельности на одном или нескольких взаимосвязанных объектах.
[3] Память – процесс формирования, хранения и воспроизводства в определенное время необходимой информации.
[4] Отражение качеств предметов в их комплексе, т.е. процесс их отражения в момент их непосредственного воздействия на органы чувств.
[5] Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики. В контексте дисциплины «Культура интеллектуального труда» мышление – это активный процесс переработки получаемой информации, порождение или получение нового знания, а также творческое преобразование имеющихся знаний.
[6] Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., «Наука». 1991. С. 11-12.
[7] См. Еремин А.Л. К стратегии оптимизации параметров условий труда при интеллектуальной деятельности и повышению интеллектуальной работоспособности // Сборник тезисов научно-практических работ к 85-летию образования санитарной службы. Краснодар: РИЦ «Флер-1», 2007. – С.120-135.
[8] См. Голубкин В.Н. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики // Бизнес-образование, 2005. №1 (18) С. 23-25.
[9] См. Голубкин В.Н. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики // Бизнес-образование, 2005. №1 (18) С. 23-25.
[10] Голубкин В.Н. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики // Бизнес-образование, 2005. №1 (18) С. 23-25.
[11] см. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
[12] Формы полилога – диспут, дискуссия, дебаты, полемика, коллоквиум и т.д.
[13] Рефлексия – от лат. обращение назад, отражение, - самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия включает самопознание, переосмысление и перепроверку своего мнения о себе, о других людях и т.п. Способы рефлексии – выдвижение гипотезы, идеализация, анализ причин впечатления, переживания. В процессе решения нестандартных творческих задач необходимо возникает интеллектуальная рефлексия.
[14] См. нормативно-правовые документы Пермского института экономики и финансов, регулирующие научно-исследовательскую деятельность студентов.
[15] Составлено по Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии и организация обучения. Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. с. 20-25
[16] Самоменеджмент - последовательное и целенаправленное использование руководителем или специалистом испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур и операций, достижения намеченных целей // http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономика%20и%20финансы/Самоменеджмент/
[17] Рекомендации по эффективной работе над дипломов дает в своей работе Умберто Эко «Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки». – М., 2004. – 240 с.
[18] Самостоятельная работа – это целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим студентом в совокупности выполняемых действий, контролируемая и корригируемая им по процессу и результатам учебная деятельность
[19] Составлено по Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии и организация обучения. Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.- с.194.
[20] НИР – научно-исследовательская работа
[21] См. подробнее в источнике Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – с.29-43
[22] См. Смирнов С. Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестник Московского университета: Научный журнал. — 2004. — № 1. — С. 10—35.
[23] Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону, 2002.
[24] Культура чтения – важнейшая часть общей культуры личности и необходимое условие ее активной познавательной деятельностью. Студент должен быстро и много читать и при этом понимать смысл прочитанного. Совет: 1) ведите читательский дневник, записывая по прочитанному тексту автора, название, кол-во страниц и главную мысль или главные идеи; 2) пишите отзывы на прочитанные тексты – объемом не более, чем на 1 страницу.
[25] Алгоритм чтения: название, автор, проблема, которой посвящена работа, главная идея или мысль, факты, ее обосновывающие, оценка прочитанного.
[26] При традиционном чтении глаза передвигаются по строке плавно слева направо. В действительности глаза двигаются скачками, и в момент остановок происходит восприятие текста. У быстро читающего глаза двигаются не быстрее: просто человек эффективно использует остановки глаз, успевая увидеть за одну остановку не одно, а несколько слов. Главное при скорочтении – расширение угла зрения. Тренировки – прекрасный способ научиться быстро читать.
[27] См. подробнее Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда. – М.: КНОРУС, 2004. с.116-117
[28] Если студенты придумывают собственные вопросы по тексту и сами же отвечают на них, то это способствует лучшему пониманию и запоминанию текста.
[29] Графические систематизаторы – пространственные построения, требующие от студентов тщательного выявления глубинной структуры изучаемого материала, когда понятия. Идеи, объекты связываются между собой разнообразными отношениями.
[30] В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
[31] монолог – это развернутая цепь суждений; предложения имеют полную грамматическую форму, обычно они следуют в своем построении моделям. Для первоначального этапа самообучения монологической речи используйте монолог-рассказ и пересказ, монолог-описание, монолог-высказывание.
[32] диало́г – от греч. разговор, беседа двух и более лиц — тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.
[33] Коллоквиум - от лат. разговор, беседа – одна из форм учебных занятий, проводимых в форме научного собрания, на котором заслушиваются мнения.
[34] См. подробнее о технологиях работы с информацией - Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. М.: КНОРУС, - 2010.- с.129-131
[35] См. подробнее на http://www.erudition.ru/referat/printref/id.35293_1.html
[36] См. таблицу общепринятых сокращений и примеры индивидуальных сокращений в работе Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – с. 42-47.
[37] Тезис – это положение, которое требуется доказать.
[38] Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.
[39] Выводы – это мнение, основанное на анализе фактов.
[40] См. подробнее http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%81%D0%B5; http://www.msses.ru/education/students/essay/good_essay.php; http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=fdd20527-e980-4caf-bdbf-b7fcc1eff5cb
[41]См., образцы оформления списка литературы в Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие для студентов / Сост. Ю.Г. Гладких – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. –с. 19-25.
[42] См. Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие для студентов / Сост. Ю.Г. Гладких – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. –с. 28-32.
[43] http://www.antiplagiat.ru/
[44] В век информационных технологий и электронной коммуникации необходимо развивать именно электронное, или онлайн-портфолио. Данный формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями. Портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте вуза..
[45] См. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вуза // Управление персоналом, 2006, №5 // СПС КонсультантПлюс
[46] См. подробнее упражнения по развитию интеллектуальных способностей Зубра А.С. Культура умственного труда. – Минск, 2007 – с. 38 - 106
[47] Когнитивная схема – это обобщенная и стереотипизированная форма хранения прошлого опыта относительно строго определенной предметной области. Она отвечает за прием, сбор и преобразование информации в соответствии с требованием воспроизведения устойчивых, нормальных, типичных характеристик происходящего.