Как неоднократно, на протяжении целого ряда лет, отмечают специалисты по рекрутингу и развитию курьеры в сфере управления персоналом, одним из важных шагов по развитию карьеры выпускников вуза является самопрезентация в форме портфолио карьерного продвижения. Однако, студенты вуза не пользуются этим уникальным инструментом. Этот факт особенно удивителен в свете последних тенденций развития общества. Создание и использование портфолио в вузе необходимо в связи с процессами становления постиндустриального общества, в условиях которого образование становится ключевым основанием формирования «общества знаний», основанного на главенстве «производства» интеллектуального продукта. Вторая важная причина необходимости внедрения портфолио - включение российской системы высшего образования в Болонский процесс. Не менее значимыми являются внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс вуза и поиск способов развития качеств личности, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.
Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». По большому счету, портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента (будущего профессионала) в определённый период его образовательной (профессиональной) деятельности. Важной чертой применения портфолио в образовательном процессе является его способность активизировать внутренние ресурсы студента как субъекта учебного процесса, мотивировать его на их созидание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности. В частности, в отношении «Студент – Преподаватель» портфолио инициирует
1. обсуждение результатов обучения с сокурсниками и преподавателями;
2. рефлексию студентами своей работы;
3. демонстрацию индивидуального стиля обучения студента, особенностей его интеллекта и культуры;
4. возможность самостоятельно определить темы для портфолио;
5. возможность для студентов установит связи между предыдущим и новым знанием;
6. включение студента в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя;
7. оценку промежуточных достижений, в том числе «формализованная»;
8. подготовку и обоснование целей будущей работы.
В отношении «Студент - Работодатель» главными процессами становятся включение студента в период обучения в вузе в процесс развития «нужных» предприятию компетенций и конечная оценка вузовских достижений студента и активное участие в его дальнейшей профессиональной судьбе
Таким образом, портфолио карьерного продвижения – это технология планирования профессиональной карьеры будущего выпускника вуза. Портфолио представляет собой пакет документов (в бумажном или электронном виде[44]), отражающих все достижения студента (как учебные, так и личные) и составляется студентом в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с преподавателями, научными руководителями в период обучения и потенциальными работодателями после окончания вуза.
В общем плане портфолио студента должно включать в себя
· профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;
· список пройденных учебных курсов, включая дополнительные специальные курсы, тренинги, семинары и мастер-классы;
· список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике проявляются навыки лидерства;
· описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;
· рекомендации преподавателей, научных руководителей, администрации факультета или вуза.
Предназначение портфолио карьерного роста студента имеет две стороны:
1. оценка и самооценка учебных успехов и научных достижений студента;
2. оценка готовности к профессиональной деятельности и карьере.
Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента.
С целью самопознания собственного интеллектуального и профессионального потенциала рекомендуем создать индивидуальное портфолио согласно следующим параметрам (см. табл. 4.1.).
Таблица 4.1. – Структура содержания портфолио студента вуза.
Раздел | Характеристика | Содержание |
«Введение» | краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях. | 1.1. Фото 1.2. Резюме 1.3. Цели и задачи портфолио 1.4. О структуре портфолио 1.5. Специфические характеристики портфолио |
«Мои достижения» | материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных студентами своих достижений, жизненного, учебного, предпрофессионального, профессионального и научного опыта; | «Официальные документы»: 1. документы об окончании образовательных учреждений, 2. сертификаты официально признанных международных, российских, региональных и городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, 3. документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы, 4. сертификаты о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах, 5. журнальные, газетные и фото документы и иные документы, свидетельствующие об успехах, 6. список достижений, который, по тем или иным причинам не может быть задокументирован. |
«Жизненный опыт»: 1. автобиография, 2. эссе «Взгляд в прошлое», 3. анализ важнейших событий и эпизодов жизни, их оценка, оценка, вес в сегодняшней жизни, 4. основные этапы становления личности, факторы, события, люди, повлиявшие на это, 5. газетные, фото, видео и иные кинодокументы, свидетельства очевидцев, 6. характеристики, отзывы, оценки известных (и не только) лиц о вас, 7. отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.) | ||
«Обучение в вузе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка»: 1. ваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, 2. любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, 3. основные периоды и этапы учения, 4. изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, 5. список курсовых и дипломных работ, 6. отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, 7. список мест прохождения практик и выполненных работ | ||
«Научная деятельность»: 1. список научных работ, 2. научная переписка, 3. аннотации к своим работам, 4. рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, 5. отзывы на ваши работы, 6. эссе «О науке» и т.п. | ||
«Курсы по выбору и творческие работы»: 1. список дополнительны курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, 2. список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п. | ||
«Я в мире людей» | материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п. | «Участие в общественной жизни»: 1. характер вашей общественной активности, 2. занимаемые посты, 3. проекты и программы, в которых участвовали, их результативность. |
«Друзья»; «Любимые люди»: 1. ваши близкие друзья в вузе и вне его, сфера их занятий, привлекательные черты характера, образ жизни, разделяемые ценности и т.п., 2. родные и близкие люди, их личные качества, интересы, сфера занятий, привлекательные черты. | ||
«Мои кумиры»: актеры, ученые, писатели спортсмены, бизнесмены и т.п., являющиеся для вас, в определенном смысле, эталонами жизни и поведения, их портреты | ||
«Хобби, интересы»: 1. сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, 2. значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности | ||
«Взгляд на себя и в будущее» | материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления. | «Я»: взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни. |
«Мои ценности и идеалы»: то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете. | ||
«Мир вокруг меня»: ваша оценка событий происходящих в мире и вокруг вас, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностей и опасностей. | ||
«Мои жизненные планы»: 1. ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п., 2. кредо на новом этапе жизни. | ||
«Заключение для…» | обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах. | 1. Важнейшие аспекты личности 2. Наиболее важные компетенции 3. Важнейшие аспекты опыта 4. Направления взаимодействия с работодателем и/или использования |
В процессе составления студентом данного портфолио происходит принятие и осмысленность своего настоящего, желание прогнозировать свое будущее. Таким образом, студент должен поставить перед собой вопрос о том, что изменилось в его представлении о мотивации к учебной (профессиональной) деятельности после достижения продемонстрированных в портфолио результатов.
Следующим шагом будет создание на основе анализа данного портфолио – портфолио карьерного продвижения.
Ведение портфолио студента – отправная точка для дальнейшего планирования своего профессионального будущего. Достойным его продолжением будет самопроектирование – создание проекта «План развития карьеры»[45].
В завершении данного раздела советуем сделать первый шаг в этом направлении: для любого студента высокую ценность будет иметь написание эссе «Я и моя профессия». На 1-2 страницах необходимо раскрыть свой взгляд на профессию, карьеру, описать причины и особенности собственного профессионального выбора, охарактеризовать образ своего профессионального будущего, стратегии достижения карьерного успеха.
.