Вопросы для самоконтроля

1. Примените основные правила конспектирования в работе на ближайшей лекции по курсу «Культура интеллектуального труда».

2. Изучите основные общепринятые сокращение и придумайте собственные индивидуальные сокращения с целью экономии записи.

3. Выполните упражнения по сокращению записи, приведенные в работе Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать конспект. – М., 2004. – с.9.

4. Учитывая требования, предъявляемые к эссе, напишите эссе «Я и моя профессия».

5. Изучите основные требования к реферату как одной из форм письменной работы студента, опираясь на следующие источники: Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие для студентов / Сост. Ю.Г. Гладких – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. – 36 с.; Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие. – М., 2008. – 340 с.

6. Проверьте на наличие плагиата с помощью программы «Антиплагиат» собственное эссе «Я и моя профессия».

7. Подготовьте доклад на тему «Эссе как результат самостоятельной интеллектуальной деятельности студента вуза»

8. Составьте собственное портфолио, опираясь на рекомендации, предложенные в данном разделе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Культура интеллектуального труда предполагает постоянной совершенствование интеллектуальных (познавательных) способностей человека. Ряд познавательных способностей человека соотносится с конкретными психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением и т.п. Комплексные познавательные способности предполагают тесную связь с обучаемостью, креативностью, саморегуляцией, активностью. Взаимодействие частных познавательных способностей с комплексными и дает основу порождения новых особенностей интеллекта. Следует начинать с развития и совершенствования ступеней чувственного познания (ощущения, восприятия, представления), от которых зависит и уровень развития и степень применения внимания, памяти, мышления (образного и понятийного)[46], что далее обусловит влияние и возможность совершенствования комплексных познавательных способностей.

Таким образом, прежде всего, мы должны говорить о готовности личности к самообразованию, к самосовершенствовании., т.е. человек должен осознавать персональную необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений, уметь работать с источникам информации, уметь управлять собой и деятельностью., иметь желание решать поставленные задачи и проблемы.

Высокий уровень культуры интеллекта равен степени способности человека справляться с новыми задачами и проблемами. Интеллектуально развитые люди способны из любой ситуации извлечь для себя много полезного, умеют видеть ее под разными углами зрения и действовать разными способами. Отличительная особенность «ограниченного ума» - отсутствие гибкости и догматизм.

Что необходимо учесть для интеллектуального саморазвития? Работа интеллекта всегда связана с тем или иным способом кодирования информации – понятия мы переводим в известные или новые слова, знаки, символы, формулы. Их кол-во зависит от глубины кодируемого (обозначаемого) материала и от наличия опыта у студента. Следовательно, наиболее успешен тот, студент, который постоянно занимается декодированием информации, полученной из книг, лекций, а также переводит новую информацию на знакомый, привычный ему, язык. Узнавая новые знаки, он, в то же время, обогащает свой опыт. Развитие данной базовой способности интеллекта предполагает:

- развитие способности осуществлять обратимые переводы с одного «языка» предоставления информации (например, научного) на другой («свой»);

- взаимодействие всех трех способов кодирования информации (действие, слово и образ);

- развитие умений в ходе учебно-познавательной деятельности использовать разные способы кодирования информации.

Обогащение словесно-символического способа кодирования информации способствуют задания, которые:

§ Заставляют студента самостоятельно формулировать определения;

§ Ориентируют на сравнение разных понятий или схем, или принципов;

§ Провоцируют с привычного уровня подняться на уровень языка науки, дисциплины (например, философский язык, математический язык, язык менеджмента и т.п.);

§ Стимулируют работать со справочниками, словарями и т.п.

Развитие образного кодирования информации требует постоянных навыков составления схем, интеллект – карт и умение «развернуть» информацию, которая в них скрыта, восстановить информацию через существенные отношения элементов.

Совершенствование визуальных способов представления информации предполагает

§ Подготовку презентаций в MS PowerPoint по наиболее сложным или интересным темам;

§ Использование графиков, диаграмм и работа с ними;

§ Развитие или трансформация образа объекта или ситуации в ходе рассуждения;

§ Самостоятельное создание студентами визуальных моделей тех или иных исследуемых объектов.

Овладение предметно-практическим способом кодирования информации возможно только при условии выполнения (от начала и до самого конца) практических и лабораторных работ, исследовательских проектов.

Культура интеллектуальной познавательной деятельности студента – это используемые им способы восприятия, обработки и интерпретации информации и семантическая структура. Такие способы в науке называют когнитивными схемами [47], а семантические структуры – это индивидуальные системы терминов, значений, которые постоянно используются студентом в ходе познавательной деятельности.

Назовем ряд когнитивных схем, входящих в их общий набор. Это формирование умений выделять устойчивые, типичные и обобщенные характеристики изучаемых понятий, операций, методов; представление этих характеристик в адекватной и компактной форме с помощью таблиц, графиков, матриц, схем и т.п.; составление учебных карт, содержащих все сведения о порядке и последовательности выполнения заданных операций; разработка инструкций по выполнению заданий; составление последовательного ряда вопросов, способствующих выявлению главных положений учебного материала; применение процедур и алгоритмов определения видов, признаков, характеристик изучаемых явлений, методов решения разнообразных задач; самостоятельная разработка алгоритмов решения задач и проблемных учебных ситуаций.

На развитие семантических структур влияют такие задания, в которых необходимо раскрыть различные значения одного и того же термина; показать историю развития понятия и связанной с ним терминологии; установить разнообразные связи и отношения (целого и части, последовательности, причины-следствия и т.п.) между понятиями; определить предметную область возникновения и использования данного термина.

Можно постоянно работать над своими интеллектуальными способностями, но они - всего лишь ресурсы - начнут складываться в отношение друг с другом и формировать интеллектуальную культуру только в том случае, когда студент является субъектом открытой познавательной позиции. Механизм открытой познавательной позиции представляет собой три «луча»:

1. Потребности (Я хочу);

2. Способности (Я могу);

3. Решимость (Я делаю).

Суть интеллектуальной культуры студента заключается в том, чтобы понять, какие человеческие потребности ценятся обществом, а, следовательно, какие потребности в себе необходимо формировать, развивать. Для их реализации необходим набор способностей (способность – это личность в ее продуктивности), которые должны реализовываться и совершенствоваться, что возможно только в деятельности (в готовом виде способности не даются). В самосовершенствовании культуры мышления потребности и способности должны обрасти решимостью, т.е. действием.

Таким образом, дорога к профессиональному успеху лежит через познавательный успех, а познавательный успех – это и успех в учебной (в большой степени самостоятельной) деятельности.

Подводя итог всему изложенному выше, следует еще раз подчеркнуть, что учеба в вузе - напряженный труд, требующий от студента настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе. Чтобы этот труд был успешным и принес желаемые результаты, его следует правильно организовать на основе следующих обобщенных рекомендаций:

- правильно ставить перед собой цели и задачи;

- сохранять физическое здоровье;

- поддерживать оптимальный психологический настрой,

- правильно распределять время и планировать свою работу;

- овладевать навыками работы с книгой;

- учиться вести записи;

- учиться запоминать, пользоваться своей памятью и мышлением,

- максимально использовать для повышения уровня своих знаний все формы учебных занятий;

- приобретать навыки научно-исследовательской работы;

- овладевать культурой речи и общения.

Поступление в вуз – это только начальный шаг в реализации планов и желаний. Любая профессия предъявляет к человеку ряд требований, которые не всегда измеряются только набором должностных и профессиональных функций. Зачастую от работника требуется высокий уровень обучаемости и стремление к самосовершенствованию, навыки самообучения.

Дисциплина «Культура интеллектуального труда» закладывает основы фундамента интеллектуальной культуры студента вуза, которые в дальнейшем, при условии активной позиции студента, способны трансформироваться в целое здание культуры личности, состоящее из этажей гуманитарной, фундаментальной, эстетической, учебной, гражданской и профессиональной культуры.

 

 



Список источников

 

1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272с.

2. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда. – М.: КНОРУС, 2004.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., «Наука». 1991.

4. Воронцов Г.А. Письменные работы в вузе: Учебное пособие для студентов – Ростов-н/Д: "МарТ", 2002.

5. Голубкин В.Н. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации мировой экономики // Бизнес-образование, 2005. №1 (18)

6. Еремин А.Л. К стратегии оптимизации параметров условий труда при интеллектуальной деятельности и повышению интеллектуальной работоспособности // Сборник тезисов научно-практических работ к 85-летию образования санитарной службы. Краснодар: РИЦ «Флер-1», 2007.

7. Зубра А.С. Культура умственного труда. – Минск, 2007

8. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учеб. пос. по развитию навыков письменной речи. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 288 с.

9. Косырев В.Н. Культура учебного труда студента: Учеб. Пособие. – Тамбов: ТГУ, 1997.

10. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 340с.

11. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Ч.1. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 340 с.

12. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вуза // Управление персоналом, 2006, №5 // СПС КонсультантПлюс

13. Основы научных исследований: теория и практика: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Тихонов (и др.) – М.: Гелиос АРВ, 2006. – 352с.

14. Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону, 2002.

15. Попков В.А., Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования, – М.: МГУ, 2001, 168 с.

16. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии и организация обучения. учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.

17. Реферат как форма самостоятельной работы студента: методическое пособие для студентов / Сост. Ю.Г. Гладких – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2010. – 32 с.

18. Смирнов С. Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестник Московского университета: Научный журнал. — 2004. — № 1.

19. Сорина Г.В. Основы принятия решений. – М.: Экономист, 2004. - 187с.

20. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

21. Шаповал В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и правильно написать. Пособие для старшеклассников и студентов. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 32с.

22. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. – М.:КДУ, 2004. – 240с.

Электронные ресурсы

1. http://www.studygs.net/russian/metacognition.htm – Рекомендации учащимся Study Guides and Strategies, сайт создан, развивается и поддерживается Джо Ландсбергером (Joe Landsberger) как общедоступный образовательный ресурс. 

2. http://www.superidea.ru/ – Развитие творческого мышления и интеллекта, Личный сайт Андрея Малыгина. 

3. http://www.mind-map.ru/ – Тренинг эффективного мышления. Интеллект-карты.

4. http://www.alleng.ru/edu/inform.htm – Справочники, энциклопедии, словари.

5. http://www.reasoning.ru – Искусство разумного рассуждения.

6. http://www.chelt.ru – сайт издательства журнала «Человек и труд»[1]

7.  http://www.antiplagiat.ru/

8. http://www.erudition.ru/referat/printref/id.35293_1.html

 



Приложение 1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: