Основные этапы работы над созданием эффективной системы коммуникаций включают в себя следующие факторы эффективных коммуникаций:
1. определение целевой аудитории;
2. определение степени покупательской готовности аудитории;
. определение желаемой ответной реакции целевой аудитории;
. составление обращения к целевой аудитории;
. формирование комплекса маркетинговых коммуникаций фирмы;
. разработка бюджета комплекса маркетинговых коммуникаций;
. претворение в жизнь комплекса маркетинговых коммуникаций;
. сбор информации, поступающей по каналам обратной связи;
. корректировка комплекса маркетинговых коммуникаций.
Если предприятию за определенное время удалось перевести свою целевую аудиторию в желаемое состояние покупательской готовности, то коммуникатор должен вновь начинать деятельность по созданию комплекса маркетинговых коммуникаций с п.2 данной модели; а в случае выявления еще одной или ряда целевых аудиторий - с п.1-3 Основой формирования эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций является сегментирование, которое позволяет получить необходимую информацию о социально-экономических и психологических характеристиках целевых аудиторий фирмы.
На структуру комплекса маркетинговых коммуникаций также влияют:
1. тип товара (товары широкого потребления или товары промышленного назначения);
2. этап жизненного цикла товара;
. степень покупательской готовности потенциального клиента;
. стратегия продвижения (стратегия проталкивания или привлечения);
. особенности комплекса маркетинговых коммуникаций конкурентов;
. финансовые возможности фирмы.
Маркетинговые коммуникации легче понять, если рассмотреть природу двух составляющих их элементов - коммуникаций и маркетинга.
Коммуникации - это процесс, в результате которого должно достигаться однозначное восприятие коммуникационного сообщения субъектами, его посылающими и получающими.
Маркетинг - это комплекс деятельности, с помощью которой организации бизнеса или любые другие осуществляют обмен ценностей между собой и своими потребителями.
Конечно, само определение маркетинга носит общий характер, чем маркетинговые коммуникации, но большая часть маркетинга связана с коммуникациями. Взятые вместе маркетинг и коммуникации представляют собранные вместе элементы комплекса маркетинга, т.е. - маркетинговые коммуникации.
Коммуникационная политика в маркетинге является одним из наиболее важных элементов, позволяющих определять целевую аудиторию, прорабатывать стратегию продвижения продукции на рынках, предоставлять информацию покупателям в виде рекламы о продукции, поддерживать отношения с постоянными клиентами и находить новых, с помощью PublicRelations. Всё это,в итоге, при верном использовании коммуникационной политики, приводит к достижению максимальной прибыли[5; с. 53-57].