— Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов: кукла — мяч — танк; матрешка — собака — ведро; машина — кубики — юла; неваляшка — пирамида — мозаика; домино — лото — ракетка; велосипед — дудочка — самокат.
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Об игрушках.)
Логопед загадывает загадку: Круглый, гладкий и пузатый — Больно бьют его ребята. Почему беднягу бьют? Потому что он надут. Как вы думаете, что это? (Мяч.)
Какой он формы, какого цвета?
Из какого материала сделан?
Как с ним можно играть?
Игровое упражнение «Какой игрушки не хватает?» (на развитие зрительного внимания)
матрешка | пирамидка | мяч |
пирамидка | мяч | матрешка |
мяч | матрешка | ? |
Выставляется пирамидка.
Из каких частей состоит пирамидка?
Каких цветов части пирамидки?
Из какого материала она сделана?
Как с ней можно играть?
Игровое упражнение «Что изменилось?» (между мячом и пирамидкой выставляется машина)
Уточнить, где находится машина, используя предлоги: за, перед, между, рядом, около. Логопед загадывает загадку: Косолапые ноги, Зимой он спит в берлоге. Догадайся, ответь, Что это за зверь? (Медведь.)
Что есть у игрушечного медведя?
Из какого материала сделан?
Какой он?
Как с ним можно играть?
Логопед открывает коробку и выставляет куклу. (Вопросы аналогичны.)
Дидактические игры «Скажи ласково», «Сосчитай» (по карточкам с изображением игрушек)
Физкультминутка
На большом ковре и в ряд - Дети маршируют на месте,
Куклы Танины стоят - останавливаются,
Два медведя, Буратино - изображают персонажей,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять — прыгают,
Вместе мы пойдем гулять - маршируют, уходят с ковра.
6. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану
Что это?
Из каких частей состоит?..
Какой формы?..
Какого цвета?..
Из какого материала сделана?..
Как с ней можно играть?..
Рассказ логопеда
Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамиду — из дерева, лото — из бумаги, мишку из ткани, которую называют плюшем, машины делают из железа или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.
Итог занятия
Материал для закрепления
I. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». Уметь составлять описательный рассказ об игрушке, используя их названия, внешние признаки и их части.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа родительного падежа.
Например: пирамида — пирамиды и т.д.
2. Образование прилагательных от существительных. Например: Собака из меха. Собака какая? — Меховая и т.д.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: мяч — мячик и т.д.
Дидактическая игра «Сосчитай до 5». (Согласование числительных с существительными: машина, мяч, кукла, самолет.)
Закрепить навык употребления предлогов: на, под, из-за, в, перед, между, с, за, над.
Придумать предложения с этими предлогами.
Занятие 4. «Овощи»
Цели: закрепить знания детей об овощах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; расширить словарь; развивать внимание, мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал — конверты с картинками овощей разной величины.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто стоит между..., за..., перед..., около..., рядом....
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения.
Обсуждение с детьми: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой по вкусу? Как мы называем все это одним словом? Где Растут овощи?
Отгадывание загадок
Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет — Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор.)
Круглый бок, желтый бок. Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это? (Репка.)
Щеки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она.
(Редиска.)
Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста.)
Черна, горька,
А от ста болезней поможет. (Редька.)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)
Сладкий — съешь и целиком, Горький — тронешь языком, Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. (Перец.)