— Вставайте в паровозик - Дети встают друг за другом,
«Чух-чух-чух» - двигаются вперед,
Мчится поезд во весь дух - двигаются быстрее,
Паровоз пыхтит - «пыхтят»,
«Тороплюсь!» — кричит.
Как паровоз кричит? - останавливаются,
— «У-У-У-У...» - повторяют хором.
(Э. Мошковская)
Дидактическая игра «Повар и овощи»
— Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.
Раз, два, три, четыре, пять — Дети считают хором,
начинаем мы играть.
Ручками похлопаем, - хлопают,
ножками потопаем - топают,
Покрутились, покружились - крутятся,
В овощи вы превратились - останавливаются.
(Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.)
Что это? (Капуста.)
Кем ты будешь? (Капустой.) (Аналогично проговаривая с каждым ребенком.)
В каком виде можно есть овощи? (В тушеном, вареном и т.д.)
Какие овощи можно варить? (Картофель, свеклу...)
Какие овощи можно солить? (Помидоры, огурцы...)
Какие овощи можно тушить? (Кабачок, капусту...)
Какие овощи можно жарить? (Картофель, капусту...)
|
|
Какие овощи можно печь? (Картофель...)
Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп? (Входят дети с эмблемами овощей: картофель, лук, морковь, чеснок.)
Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Картофельный.)
А если я добавлю гороха, какой суп получится? (Гороховый.)
Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю? (Капусту.)
А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить? (Свеклу.)
Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас в ребят: Раз, два, три, четыре, пять — вижу снова я ребят.
Итог занятия
— Ребята, пойдемте в группу и посмотрим, что приготовил повар нам из овощей.
Материал для закрепления
I. Запомнить названия овощей.
Уметь составлять описательный рассказ по плану: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?
Уметь находить сходство и различие между овощами.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах.
Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: огурец — огурчик.
3. Образование прилагательных от существительных. Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.) Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.)
4. Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Например: Чья это репа? — Это моя репа.
5. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Например: красный помидор, желтая репа.
6. Обозначение признаков предметов.
|
|
Про что можно сказать:
Вкусный? Сочный? Ароматный?
Вкусная? Сочная? Ароматная?
Вкусные? Сочные? Ароматные?
7. Согласование числительных с существительными. Например: одна морковка, две морковки, три..., четыре...и т.д.
8. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.
Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.
9. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа.
Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.
Занятие 6. «Фрукты»
Цели: закрепить и уточнить знания детей о фруктах; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные формы существительных, согласовывать числительные с существительными, притяжательные местоимения с существительными; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: демонстрационный материал — муляжи фруктов, картинно-графический план; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов разной величины.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто стоит между..., за..., перед..., около..., рядом....
Выставляются муляжи фруктов
— Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? Как мы называем все это одним словом? (Фрукты.) Где растут фрукты? На чем? Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?
Дидактическая игра «Что изменилось?», «Чего не стало?»
4. Составление рассказов Логопед загадывает загадку: На сучках висят шары. Посинели от жары.
— Как вы думаете, что это? (Слива.)
Логопед составляет описательный рассказ о сливе.
— Это — слива. Она овальной формы. Она фиолетового цвета. Слива вкусная, душистая, сочная. Растет в саду на дереве.
Аналогично дети составляют описательные рассказы об остальных фруктах по картинно-графическому плану.
цвет | форма | величина | вкус | какой на ощупь | В каком виде употребляют в пищу |
Дети маршируют, образуют круг, «крошат», «рубят», «отжимают», «кладут», приседают, хлопают в ладоши.
Физкультминутка
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. (Н. Нищева)
6. Дидактическая игра «Какой сок приготовили?» Образование прилагательных от существительных.
7. Дидактическая игра «Назови ласково» (по картинкам) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
8. Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам) Согласование числительных с существительными.
Согласование притяжательных местоимений с существительными
На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют.
— Это чье яблоко? (Это мое яблоко.) И т.д.
Рассказ логопеда
— Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.
Итог занятия