Итоги крестьянских восстаний. Война роз. Абсолютизм

Восстания напугали сеньоров Англии и Франции. Поло­жение крестьян постепенно улучшается. Подавляющее большинство освобождается от личной зависимости (прав­да, недаром, а за плату). Землевладельцы больше не тре­бовали от них барщины, заменив все повинности фикси­рованными денежными платежами за пользование землей. В течение XIV века практически все крестьяне Франции, Англии, Западной Германии получили личную свободу.

Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Фран­цией, привел к раздорам среди представителей аристокра­тии и внутренней войне. За власть боролись два могуще­ственных семейства — Ланкастеров и Йорков, вражда меж­ду их сторонниками переросла в длительную кровавую меж­доусобицу, которая получила название войны Алой и Бе­лой Розы. В стране шли грабежи и кровавые расправы, в которых принимали участие представители обеих группи­ровок. Война отличалась крайним ожесточением и привела к физическому истреблению большей части английской зна­ти.

В результате этой борьбы новым королем Англии стал дальний родственник Ланка­стеров — Генрих Тюдор. При нем произошло усиление ко­ролевской власти: он запретил феодалам содержать воен­ные отряды, приказал разрушить замки непокорных; зем­ли и титулы герцогов и графов, погибших в ходе войны, передал своим сторонникам — новые феодалы полностью зависели от короля. Рыцари и горожане, уставшие от меж­доусобиц, также оказали поддержку новому королю.

Во Франции, воспользовавшись победами над англича­нами, король Карл VII добился от Генеральных Штатов учреждения ежегодного налога на содержание армии. Со­здается постоянная конная армия и пехота, оплачива­емые из государственной казны.

В результате власть коро­ля усилилась. К концу XV в. вся Франция была подчинена единой центральной власти — власти короля.

 

Процессы централизации проходили и в других стра­нах Европы. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами. Между тем, средневеко­вая Европа дала и примеры полицентризма: итальянские государства, автономия которых являлась фактором их экономического процветания, и германские княжества, фор­мально входившие в состав Священной Римской империи, но фактически являвшиеся вполне самостоятельными.

 

Следствием централизации стало постепенное оформле­ние в Европе абсолютных монархий. Абсолютная, т. е. неограниченная монархия зародилась в странах Европы при­мерно в одно время (конец XV века). В рамках абсолютной монар­хии вся полнота власти принадлежала королю. Его слово было законом для всей страны. Все ее население, — в том числе прежде независимые герцоги и графы, жители горо­дов-коммун — считалось подданными короля. Он распоря­жался государственной казной и армией, назначал судей, военачальников, сборщиков налогов. Знатные феодалы шли на службу к королю и становились его придворными. Орга­ны сословного представительства — парламент, Генераль­ные Штаты, кортесы — стали либо послушными исполните­лями воли короля, либо не созывались вовсе. Абсолютная монархия складывалась постепенно, в полной мере ее при­знаки проявились в странах Европы только в новое время (XVII-XVIII вв.).

 

Византийская империя

До XIX века Византийская империя во всех исторических источниках упоминается как Восточная Римская империя или, по-гречески, Ромейская, а ее жителей называли - ромеями. Лишь в XIX веке утвердилось новое название – Византийская империя по древнему названию её столицы Константинополя — Византия. Таким образом, византийцы считали себя наследниками Римской империи и прямыми продолжателями римских традиций.

Византийская империя в эпоху Средне­вековья стала связующим звеном между Востоком и Западом. Уникальное смеше­ние греко-римских и восточных традиций определило все стороны жизни византийского общества.

Природно-климатические условия Ви­зантии были исключительно благоприят­ны для развития земледелия и скотовод­ства. Зерновые культуры, составлявшие основу питания человека Средневековья, выращивали главным образом на терри­тории Египта и Фракии. Степи Сирии, Па­лестины, плоскогорья Малой Азии и Бал­канского полуострова были важнейшими районами скотоводства.

Население Византийской империи в V-VI вв. составляло не менее 25 млн. человек. На её территории проживали представители самых различных народностей, но наи­более многочисленную часть населения составляли греки, которые постепенно заняли в империи господствующее положение.

 

В отличие от З. Рим­ской империи, Восточная Римская империя устояла перед нашествиями варваров. Ее столицей стал г. Константинополь. Восточная Римская империя просуществовала более тысячи лет, до 1453 г., когда была захвачена турками.  Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населяв­ших империю, был греческий.

 

       В начале средних веков Восточная Римская империя находилась в более благоприятных условиях для своего развития, чем Западная ее часть, и в первую очередь потому, что она в меньшей степени пострадала от опустошительных набе­гов варваров. Кроме того, территориально в ее границах находились страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым мас­лом, вином; во многих областях было развито скотоводство, ремесло. Значительную роль в сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свобод­ные и полусвободные крестьяне.

       В отличие от Западной Европы, где города обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древ­ности оживленные города — центры ремесла и торговли.

Константино­поль в V в. представлял собой огромный, хорошо укреплённый город, население которого достигало 500 тыс. человек.

На террито­рии империи находились и другие крупные города, представляв­шие собой центры ремесла, торговли и высокой культуры: Алексан­дрия, Антиохия, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Фессалоники, Коринф, Афины.

В городах действовали многочисленные ремес­ленные мастерские, однако и здесь применялся главным образом труд рабов и лиц, осуждённых за какие-либо преступ­ления. Уровень развития ремесла и торговли в Византийской импе­рии в V-Х вв., бесспорно, был на порядок выше, чем в странах западноевропейского региона. Недаром в эпоху Раннего Средневе­ковья византийские золотые солиды (монеты) играли роль международной валюты. Стоит вспомнить и тот факт, что Великий шёлковый путь, связывающий Китай, Среднюю Азию, Индию и Иран, завершался в торговых городах Византии. Лишь через неё восточные товары проникали в Западную Европу.

       Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, кото­рые назывались патриархами. С конца V в. главным из них становится патриарх Константинополя. Богослужение в от­личие от Западной Европы велось на греческом, но допуска­лись и другие языки (например, славянские).

Власть императора Византии была огромной, император был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наем­ного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует за Богом».

Наи­большего могущества государство достигло при императоре Юстиниане (527-565 гг.). По его при­казу в столице воздвигли храм Святой Софии, ставший гор­достью Константинополя и всей империи.

Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря то­му, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на мно­жество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась ле­генда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак осо­бой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.

При Юстиниане проводится кодификация законода­тельства. По приказу императора были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи. В результате был создан знаменитый труд, названный Свод гражданского права. Однако помимо римского права в Своде появляются и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафикси­рована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие по­ложения Свода облегчали отпуск рабов на волю, за­щищали принцип частной собственности и права церкви.

Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя доби­лась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипло­маты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали порядок приёма и отправления посольств, создали формулы междуна­родных соглашений, ставшие эталоном для многих народов. Для просвещения славян в их земли из Византии направлены братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 г.). Они создали на основе греческого славянский алфавит, кото­рым мы пользуемся и поныне.

Юстиниан предпринял попытку восстановить Римскую импе­рию в прежних границах. В упорных, кровопролитных вой­нах полководцы Византии разгромили войска многих гер­манских королевств и захватили их земли (Италию, Юж­ную Испанию, Северную Африку). Территория Византии почти удвоилась, хотя и не достигла размеров Римской им­перии II-Ш вв. Постоянные войны требовали денег, а рез­кое увеличение налогов привело к восстанию в Константинополе, едва не стоившему Юстиниану жизни. Несмотря на то, что мятеж удалось подавить, империя Юстиниана ока­залась непрочной: земли, завоеванные на Западе, были уте­ряны вскоре после смерти императора.

Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгают­ся славянские племена. Постепенно они заселили ряд об­ластей Балканского полуострова и приняли христианство. В ходе заселения ими Балкан значительно сократилось число крупных земель­ных владений магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Большей части рабов были предоставлены зе­мельные участки — пекулии, где они вели своё хозяйство.

Длитель­ное сохранение рабовладения было главным отличием обществен­ного строя Византии от стран западноевропейского региона. Со временем утвердилась крестьянская соседская община. Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Другое отличие средневековой Европы от Византии заключалось в верховенстве го­сударства на все земли подданных и огромные масштабы импера­торского земельного фонда, который занимал не менее 1\3 всех земель в стране. Поэтому система вассально-ленных отношений, характерная для З.Европы, в Византии не сложилась.

В VIII-IX в. в Византии развернулось иконоборческое движение. Сторонники этого движения, существовавшего с первых веков хри­стианства, утверждали, что Бог — это дух, изобразить который невозможно. Поэтому, молясь иконе, христианин впадает в ересь, по­скольку он, как язычник, поклоняется идолу. В VIII в. у иконоборцев нашлось немало последователей, выступивших уже не только против почитания икон, но и против роско­ши церкви вообще. Императоры Лев III и Констан­тин V активно поддержали иконоборцев. В 754 г. почитание икон было запрещено не только в храмах, но и в частных домах. Началось массовое закрытие монасты­рей, многие из которых были превраще­ны в казармы, монастырское имущество конфисковалось в пользу государства. Борьба иконоборцев и иконопочитателей, утверждавших, что икона — это свя­зующая нить между молящимся и тем, кто на ней изображён, продолжалась около 100 лет. И хотя в итоге иконопочитание в 843 г. было восстановлено императрицей Феодорой, результатом этой длительной борьбы стало ограничение монастырского землевладения и подчинение высших церковных иерархов император­ской власти. Император окончательно закрепил превосходство в Византии светской власти над властью церковной.

 

Достигнув своего максимального размера при императоре Юстиниане, империя после его смерти стала постепенно утрачивать свои владения. Вскоре после смерти Юстиниана германское племя лангобардов захватило большую часть Италии, в VII в. ара­бы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Аф­рикой. Периодически византийцам удавалось совершать удачные военные походы и отвоевывать часть земель (у арабов - часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, Болгарию).

Однако итогом всех этих войн стало ослабление империи и сокращение ее территории срав­нительно со временем Юстиниана в несколько раз.

В 1204 г. объединенное войско крестоносцев из различ­ных стран Европы штурмом овладело Константинополем (4-й крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство — Латинскую империю. Власть византийского императора сохранилась лишь в Малой Азии. Ви­зантийцам постепенно удалось отвоевать у Латинской империи некоторые области и в 1261 г. они даже освободили Кон­стантинополь, но восстановленная Византия была лишь тенью некогда могущественной империи и уже не играла значи­тельной роли в мировой политике. В 1453 г. Константино­поль был взят турками, и Восточная Римская империя прекратила свое существование.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: