Задания на выполнение работы

В работах по этой теме предлагается изготовить в лабораторных условиях портландцемент из клинкера и гипса различной степени дисперсности, изучить его пластично-вязкие (реологические) свойства, а также влияние пластифицирующих добавок на эти свойства, кинетику схватывания и прочность цемента. На основе анализа экспериментальных данных необходимо сделать выводы о влиянии добавок на указанные свойства цемента, а также концентрации добавки, обеспечивающей наибольший пластифицирующий эффект и повышение прочности цемента.

 

Задание 1. Изготовить клинкерный портландцемент различной степени дисперсности. Оценить тонкость помола полученного цемента.

Каждая бригада студентов должна раздробить на щековой дробилке 7,5 кг клинкера и 0,3 кг гипсового камня до минимально возможной крупности.

Две бригады загружают навеску 7,5 кг клинкера и 0,3 кг дробленного гипсового камня соответственно в каждую камеру двухкамерной шаровой мельницы. После загрузки мельницы крышки тщательно закрываются. С разрешения преподавателя или лаборанта мельницу включают в работу.

Через 50 мин помола 1-я бригада останавливает мельницу, заменяет крышку решеткой и производит в течение 10 мин работы мельницы ее выгрузку.

Вторая бригада после полной выгрузки 1-й камеры проделывает с цементом аналогичные операции, что и первая бригада. Таким образом, общая длительность помола цемента второй бригадой 60 мин.

Третья бригада навеску клинкера и гипса загружает в освободившуюся после первой бригады камеру мельницы. Длительность помола при изготовлении цемента третьей бригадой 40 мин.

Полученный цемент просеивается через сито № 0,63 для отделения недоизмельченных крупных фракций, после чего затаривается в ватман и маркируется. Тонкость помола цемента оценивают по остатку на сите               № 008, а также по удельной поверхности на приборе ПСХ (в соответствии с инструкцией по эксплуатации этого прибора).

 

Задание 2. Изучить пластично-вязкие (реологические) свойства цементного теста и влияние добавки суперпластификатора С-3 на эти свойства.

Из цементов, полученных при выполнении первого задания, приготавливают цементное тесто нормальной густоты и устанавливают водопотребность цемента данной дисперсности. Для начального водозатворения цемента рекомендуется принять 25 % воды от массы цемента.

Затем студенты изучают изменение водопотребности цемента при введении в воду затворения добавки суперпластификатора С-3 при двух концентрациях 0,25 и 0,5 %. Водоредуцирующий эффект добавки оценивают по показателю водоредуцирования: 

,

где - показатель водоредуцирования, %;  и  - водоцементное отношение непластифицированной и пластифицированной смесей при их нормальной густоте. 

Полученные данные представляют в виде табл.16.

Таблица 16. Водопотребность цемента в зависимости от содержания добавки С-3                              и ее водоредуцирующий эффект при разных концентрациях

Концентрация добавки С-3, % Водопотребность             цемента, % Водоредуцирующий эффект добавки С-3, %
0 0,25 0,5    

 

Строится график зависимости водопотребности и показателя водоредуцирования от содержания добавки С-3. Обосновывается концентрация добавки, дающая наибольший пластифицирующий эффект.

 

Задание 3. Оценить влияние добавки суперпластификатора С-3 на прочность цемента.

Для определения прочности цемента с пластифицирующей добавкой приготавливают растворную смесь из цемента и песка состава 1:3 без добавки и с добавкой С-3 при ее концентрации, обеспечивающей наибольший пластифицирующий эффект и найденной в задании 2.

Количество воды затворения для получения цементно-песчаного раствора нормальной консистенции устанавливают по стандартной методике.

Из каждой растворной смеси в соответствии с ГОСТ 310.4-81 готовят три образца-балочки размерами 4х4х16 см. После 14-дневного твердения образцов в нормальных условиях определяют их прочность при изгибе и сжатии.

Результаты работ заносят в табл.17.

Таблица 17.  Влияние добавки суперпластификатора С-3 на прочность цемента

Содержание добавки С-3  в % от массы цемента

Водоцементное отношение, %

Предел прочности при изгибе, МПа

Предел прочности при сжатии, МПа

среднее значение среднеквадратическое отклонение среднее значение среднеквадратическое отклонение
1 2 3 4 5 6
           

 

 Разброс значений предела прочности при сжатии и изгибе для цемента без добавки и с добавкой С-3 в параллельных опытах сравнивают с помощью критерия Фишера, вычисляемого по формуле

 ,

где S 1 – большее значение среднеквадратичного отклонения предела прочности в параллельных опытах, МПа; S 2 – меньшее значение среднеквадратического отклонения предела прочности в параллельных опытах, МПа.

Если значение критерия F будет меньше табличного значения F табл    для числа степеней свободы  (n – число параллельных опытов), то среднеквадратические отклонения в параллельных опытах в той и другой группе испытаний отличаются незначимо, т.е. дисперсии значений прочности в обеих группах испытаний однородны. В этом случае можно сравнивать средние результаты испытаний на сжатие и изгиб для цемента без добавки и с добавкой с помощью критерия Стьюдента, вычисляемого по формуле

 ,

где R 1 и R 2 – средние значения предела прочности при сжатии или изгибе для соответствующих групп испытаний, МПа.

Если значение критерия Стьюдента будет больше табличного значения t таблдля , то средние значения отличаются значимо друг от друга, и следовательно, добавка С-3 повышает прочность цемента. В противном случае можно сделать вывод о незначительном влиянии добавки С-3 на прочность цемента.

Табличные значения критериев Фишера и Стьюдента для различного числа степеней свободы при уровне значимости 5 % приведены в таблице 18.

Таблица 18. Табличные значения критериев Фишера и Стьюдента для различного                         числа степеней свободы при уровне значимости 5 %

1 2 3 4 5 10 20
F 161 19,0 9,28 6,39 5,05 2,97 2,12
t 12,71 4,30 3,18 2,78 2,57 2,23 2,09

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: