Методические указания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Философия относится к блоку общих и гуманитарных социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения. Задача философии – помочь человеку сделать правильный выбор, найти ценностные ориентиры.

          Цель методических указаний – сформировать у студентов представление о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

       Указания призваны способствовать самостоятельному овладению студентами-заочниками предметом философии. Курс философии – это путь, который каждый должен пройти самостоятельно, поскольку важным в жизни человека является размышление над самыми главными проблемами человечества.

Для изучения философии необходим определенный труд ума и души, поскольку она не передает какой-то строгий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и решать самые главные вопросы своей жизни. Особая роль принадлежит философии в формировании мировоззрения человека, в ориентации его в мире природы и общества.

Задача философии – помочь человеку сделать правильный выбор, найти целостные ориентиры. Направленность культурно-исторического процесса, пути развития современной цивилизации – это еще одна фундаментальная задача философии. Студенты должны усвоить, что приоритетность философии в общественном развитии определяет духовный и социально-экономический прогресс.

 

           В результате изучения дисциплины студент должен:

  Знать:

- основную проблематику философии;

- осознанно ориентироваться в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям;

- осознано ориентироваться в социальных и этических проблемах развития современной культуры, науки, техники;

- знать и понимать необходимость сохранения окружающей культурной и природной среды;

  Уметь:

- самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов;

- задумываться над вопросами: «Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, оправдать свое назначение человека?»

-  определять свою жизненную позицию и образ действий, логически мыслить и давать объективную оценку при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе, государстве и экономике.

   Уровень философского развития определяет успешное постижение других дисциплин: естественно-научных, технических, прикладных.

    Изучение предмета проводится в форме лекций и одной домашней контрольной работы.

Прежде чем приступить к выполнению домашней контрольной работы, студент должен ознакомиться с методическими указаниями и изучить учебный материал, пользуясь источниками, рекомендуемыми настоящим пособием.

Студентам предлагается программа изучения предмета «Основы философии» в колледже.



ПРОГРАММА КУРСА

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии. Мудрость и знание. Основной вопрос философии.

 

Методические указания

Своим названием философия обязана величайшему математику и мыслителю Древней Греции Пифагору.

В переводе с греч. философия – «любовь к мудрости». Философия – форма общественного сознания, система идей, взглядов на мир, на место человека в нем. Она исследует познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Призванная помочь человеку сделать правильный выбор, проникает в мир ценностей, позволяет понять свое предназначение в обществе.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтологию или метафизику), о сущности и развитии человеческого общества (социальную философию и философию истории), учение о человеке и его бытии в мире (философскую антропологию), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику и эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии.

Это деление носит в известной мере условный характер. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философии». Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Духовная культура человека покоится на четырех основаниях – это наука, религия, искусство и философия.

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере. Религия – один из ранних этапов развития культуры, на котором человек иллюзорно осознает себя, формируя свое самосознание. Выступая в роли утешителя, посредника между слабостью человека и стихийными силами природы, укрепляя в сознании людей бессмертие человеческой души, религия приобрела социально-духовные функции. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в теме  «Философия и религия».

Философия имеет дело с тайнами – рождение человека, сияние солнца, любовь и ненависть, смерть, смысл жизни. Философия передает не знания, а пытается передать, навеять понимание. Понять – значит, найти свое место в мире, ибо мое понимание становится составной частью мира. Понимать самому означает самому выбирать свой жизненный путь.

Наука – сфера человеческой деятельности по систематизации выработанных объективных знаний о действительности, одна из форм развития познания. При своем становлении наука постоянно опиралась на факты. Наука пытается выстроить относительно целостную картину мира, но следует обратить внимание, что в отличие от философии она погружена в конкретность, решает множество частных задач. Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в простом сложении – это сумма обрывков. Философия не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, взяв их в самом общем виде, и строит систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру.

Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Следует обратить внимание на близость философии и искусства и на их отличительные черты.

Философия и искусство – это субъективное личностное творчество. Однако и различие очевидно. Философия мыслит через идеи и понятия. Искусство реализуется в образах.

Студент должен уметь аргументировано обосновать это положение и привести примеры (более подробно этот вопрос рассматривается в теме 3.3. Философия и искусство).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: