Выдающийся представитель средневековой схоластики (формальное знание, оторванное от жизни) Фома Аквинский (1225–1274), монах доминиканского ордена, пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.
Различая бытие и сущность, он в то же время подчеркивает их общий корень. Развитие мира носит закономерный характер. В зависимости от степени актуальности Ф. Аквинский выделяет 4 уровня бытийности вещей:
1. Неорганические стихии и минералы.
2. Растения.
3. Животные.
4. Дух, разумная душа, сотворенная из высшего сущего.
Душа не связана с материей, она не погибает со смертью материи. Душа – самосущее. У животных душа не является самосущим, потому как все их действия, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли) осуществляются с помощью тела. Так что души животных погибают вместе с телом.
Религия и наука обладают разными способами достижения истины. Так, религия и теология обретают свои истины в откровении, Священном Писании, а наука и философия приходят к истине посредством опыта и разума. Основные положения его учения («томизма») – подчинение воли разуму; идея о наличии ступеней в строении мира.
В живом мире повсюду имеется какая-то цель, а это значит, что должен быть высший источник целесообразности, т.е. Бог. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью.
Номиналисты и реалисты
В XI в. развернулась борьба со схоластической философией между номинализмом и реализмом. Спор шел о природе универсалий (от лат. universalis – общий), т.е. о природе общих понятий.
Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи.
Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кентерберийский (1033–1109). Общие понятия «универсалии» существуют реально. Бог – это реально существующее «общее».
Номиналисты, в первую очередь французский философ и теолог Росцелин (ок. 1050 – ок. 1120), полагали, что в мире существуют только единичные вещи, а «общее» реально, как вещь не существует.
Номинализм Росцелина был осужден на Суассонском соборе в 1092 г.
Список литературы к теме:
1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2009., с. 46-51.
2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 32-36.
3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 38-93
4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2012. – С. 36–69.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие представления о происхождении мира существовали у первых философов?
2. Какие вопросы являлись центральными в учении Сократа?
3. Как представлял Платон картину мироздания?
4. Каковы принципы государственного устройства по Платону?
5. В чем суть учения Аристотеля о материи и форме?
6. Демокрит и его атомистическое учение.
7. Сенека как представитель стоицизма в философии.
8. В чем заключается теоцентризм философии Средневековья?
9. В чем различие между верой и разумом в понимании Августина?
10. Каково место разума в учении философа Ф. Аквинского и что по его убеждению является источником познания?
11. В чем суть спора между номиналистами и реалистами?
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени
Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б.Спиноза, В.Г. Лейбниц), немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель), немецкий материализм и диалектика (К. Маркс).
Постклассическая философия второй половины XIX – начала
XX в. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Русская философия XIX–XX вв. Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).
Методические указания
Ф. Бекон – основоположник эмпиризма
При рассмотрении основных направлений философии Нового времени студент должен знать, что хотя Бэкон и не принадлежал к Новому времени, но он предвосхитил его, доказывая, что истинная философия должна иметь «практический» характер и строиться на основе анализа явлений природы. Главные интересы у Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) сосредоточены на практике и науке. Он подверг резкой критике философию Средневековья, считая схоластику и богословие антиподом науки. Родоначальник английского материализма, как называл его Маркс, Бэкон представлял номиналистическое, эмпирическое («эмпирик» – чувственный опыт, источник знания) направление в философии.
По Бэкону, знание – это не созерцательный идеал, а сила, которая стимулирует человека к действию. Знания нет без науки, а действия нет без эксперимента. Знание получается в результате осмысления данных эксперимента, а не в голове человека само по себе. Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. Надо сравнивать данные эксперимента, находить общие черты.
Задача всех наук – познать причинную связь природных явлений с тем, чтобы использовать их для блага людей. Человек может познать природу и подчинить ее, повинуясь ее законам. Природа находится в состоянии движения, которое есть прирожденное свойство материи. Сравнивая различные ситуации, Бэкон установил, что теплота всегда связана с движением частиц. Спустя более 100 лет это нашло утверждение у М.В. Ломоносова, который не только физически, но и математически обосновал связь между кинетической энергией молекул и температурой.
Но Бэкон недооценил роль рационального начала в познании, в частности математики. Он сознавал, что у метода индукции есть пределы применимости, а это означает, что индукция не может дать всеобщего и необходимого знания.