Философско-теологическая концепция Ф. Аквинского

Выдающийся представитель средневековой схоластики (формальное знание, оторванное от жизни) Фома Аквинский (1225–1274), монах доминиканского ордена, пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.

Различая бытие и сущность, он в то же время подчеркивает их общий корень. Развитие мира носит закономерный характер. В зависимости от степени актуальности Ф. Аквинский выделяет 4 уровня бытийности вещей:

1. Неорганические стихии и минералы.

2. Растения.

3. Животные.

4. Дух, разумная душа, сотворенная из высшего сущего.

Душа не связана с материей, она не погибает со смертью материи. Душа – самосущее. У животных душа не является самосущим, потому как все их действия, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли) осуществляются с помощью тела. Так что души животных погибают вместе с телом.

Религия и наука обладают разными способами достижения истины. Так, религия и теология обретают свои истины в откровении, Священном Писании, а наука и философия приходят к истине посредством опыта и разума. Основные положения его учения («томизма») – подчинение воли разуму; идея о наличии ступеней в строении мира.

В живом мире повсюду имеется какая-то цель, а это значит, что должен быть высший источник целесообразности, т.е. Бог. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью.

Номиналисты и реалисты

В XI в. развернулась борьба со схоластической философией между номинализмом и реализмом. Спор шел о природе универсалий (от лат. universalis – общий), т.е. о природе общих понятий.

Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи.

Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кентерберийский (1033–1109). Общие понятия «универсалии» существуют реально. Бог – это реально существующее «общее».

Номиналисты, в первую очередь французский философ и теолог Росцелин (ок. 1050 – ок. 1120), полагали, что в мире существуют только единичные вещи, а «общее» реально, как вещь не существует.

Номинализм Росцелина был осужден на Суассонском соборе в 1092 г.

 

Список литературы к теме:

1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2009., с. 46-51.

2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, с. 32-36.

3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2013, с. 38-93

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2012. – С. 36–69.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие представления о происхождении мира существовали у первых философов?

2. Какие вопросы являлись центральными в учении Сократа?

3. Как представлял Платон картину мироздания?

4. Каковы принципы государственного устройства по Платону?

5. В чем суть учения Аристотеля о материи и форме?

6. Демокрит и его атомистическое учение.

7. Сенека как представитель стоицизма в философии.

8. В чем заключается теоцентризм философии Средневековья?

9. В чем различие между верой и разумом в понимании Августина?

10. Каково место разума в учении философа Ф. Аквинского и что по его убеждению является источником познания?

11. В чем суть спора между номиналистами и реалистами?

 

Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени

Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б.Спиноза, В.Г. Лейбниц), немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель), немецкий материализм и диалектика (К. Маркс).

Постклассическая философия второй половины XIX – начала
XX в. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

Русская философия XIX–XX вв. Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).

 


Методические указания

Ф. Бекон – основоположник эмпиризма

При рассмотрении основных направлений философии Нового времени студент должен знать, что хотя Бэкон и не принадлежал к Новому времени, но он предвосхитил его, доказывая, что истинная философия должна иметь «практический» характер и строиться на основе анализа явлений природы. Главные интересы у Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) сосредоточены на практике и науке. Он подверг резкой критике философию Средневековья, считая схоластику и богословие антиподом науки. Родоначальник английского материализма, как называл его Маркс, Бэкон представлял номиналистическое, эмпирическое («эмпирик» – чувственный опыт, источник знания) направление в философии.

По Бэкону, знание – это не созерцательный идеал, а сила, которая стимулирует человека к действию. Знания нет без науки, а действия нет без эксперимента. Знание получается в результате осмысления данных эксперимента, а не в голове человека само по себе. Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. Надо сравнивать данные эксперимента, находить общие черты.

Задача всех наук – познать причинную связь природных явлений с тем, чтобы использовать их для блага людей. Человек может познать природу и подчинить ее, повинуясь ее законам. Природа находится в состоянии движения, которое есть прирожденное свойство материи. Сравнивая различные ситуации, Бэкон установил, что теплота всегда связана с движением частиц. Спустя более 100 лет это нашло утверждение у М.В. Ломоносова, который не только физически, но и математически обосновал связь между кинетической энергией молекул и температурой.

Но Бэкон недооценил роль рационального начала в познании, в частности математики. Он сознавал, что у метода индукции есть пределы применимости, а это означает, что индукция не может дать всеобщего и необходимого знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: