При разработке учебно-исследовательского или учебного проектного занятия/урока/модуля рекомендуется ориентироваться на следующие крупные блоки работ.
1. Сформировать образовательный замысел урока, отобрать предметный материал, связанный с деятельностью компаний-партнеров проекта (космос, энергетика, нанотехнологии, искусственный интеллект).
2. Отобранный предметный материал адаптировать для школьников соответствующего уровня предметной подготовки.
3. Адаптированный материал представить не только как набор сведений в формате лекций, но организовать с ним работу в формате учебных исследований и учебного проекта.
4. Формат исследований и проектов выстроить таким образом, чтобы их вел не только педагог (а школьники выступали в качестве лаборантов), но так, чтобы и школьники действовали как исследователи, как технологи, как инженеры-конструкторы.
При разработке уроков НВТиТ участникам рекомендуется выстраивать учебный материал в логике учебно-исследовательской и проектной деятельности, выполняемой школьниками.
|
|
Задания мотивационного характера, демонстрация норм деятельности самим учителем, его рассказы о перипетиях научных исследований или проектных разработок – все это также важно учитывать в проектировании учебного процесса. Данные виды работ представлены в таблице.
Предметный материал урока
| |||
Рассказ о результатах исследований и о продуктах | Рассказ о ходе исследований
| Рассказ о ходе создания продукта | |
Учебное исследование, организованное педагогом
| Создание продукта по схеме, предложенной педагогом
| ||
Элементы учебного исследования, спланированные и реализованные самими учащимися:...
| Элементы учебного проекта, спланированные и реализованные самими учащимися:...
| ||
Элементы учебного исследования, спланированные и реализованные самими учащимися и элементы учебного проекта, спланированные и реализованные самими учащимися, которые необходимо методически запланировать в разработке учебных ситуация представлены ниже.
Учебное исследование (виды самостоятельной работу учащихся):
– самостоятельный (индивидуальный или в рамках групповой работы) анализ явлений, выявление проблем познавательного характера;
– самостоятельная (индивидуальная или в рамках групповой работы) постановка исследовательских вопросов на основе сформулированных проблем познавательного характера;
– самостоятельная (индивидуальная или в рамках групповой работы) формулировка целей и задач на основе сформулированных проблем;
– самостоятельная формулировка гипотез;
|
|
– придумывание экспериментальных процедур, направленных на проверку выдвинутых гипотез;
– проведение экспериментов;
– анализ полученных данных, уточнение, подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез, формулировка выводов и др.
Проектная деятельность (виды самостоятельной работу учащихся):
– самостоятельный (индивидуальный или в рамках групповой работы) анализ устройств, конструкций; выявление проблем конструктивного или технологического характера;
– самостоятельная (индивидуальная или в рамках групповой работы) формулировка целей и задач на основе сформулированных проблем конструктивного или технологического характера;
– самостоятельное (индивидуальное или в рамках групповой работы) знакомство со свойствами различных материалов, продуктов, в том числе нанотехнологических производств;
– самостоятельное (индивидуальное или в рамках групповой работы) освоение технологий получения веществ, новых материалов, получение веществ, новых материалов;
– самостоятельное придумывание испытательных устройств;
– разработка конструкции прототипа;
– придумывание процедур испытания конструкций, сооружений, устройств, материалов;
– проведение испытаний;
– создание/сборка устройства или опытного образца;
– итоговые испытания образца и др.
Приложение 4
Апробация урока
В рамках X Всероссийской