Тема № 5. «Использование тембров инструментов симфонического оркестра для создания ярких танцевальных образов в русской и зарубежной балетной и оперной музыке»

Симфонический оркестр является неотъемлемой частью балетного и оперного спектаклей. Он не только «рисует» музыкальные портреты или пейзажи. Используя собственные средства выразительности, он участвует в построении основных элементов постановки: в завязке действия, волнах его развития, кульминации и развязке и воплощает стороны драматического конфликта.

«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» - три балета П.И. Чайковского. Мир добра и зла в них композитор показал разными тембровыми звучаниями. Он выбрал «поющие» струнные инструменты для создания положительных образов. Дополнением к струнным звучат «теплые», насыщенные по тембру голоса деревянных духовых: гобоя, английского рожка, кларнетов.     Фантастический мир связан со звучанием крайне неприятных для слуха регистров инстрвументов – низких альтов, кларнетов, фаготов, с отрывистым «сухим» звучанием струнных и «мышиным писком» флейты-пикколо.

Слушание музыки:

Н. Римский-Корсаков – ария Берендея(виолончель) и 3-я песня Леля (кларнет) из оперы «Снегурочка»,

«Три чуда» - тема богатырей (тромбоны и туба) из оперы «Сказка о царе Салтане»;

М. Мусоргский – сцена в келье летописца Пимена из оперы «Борис Годунов» (альт);

П. Чайковский - танец пастушков (3 флейты) и «Китайский танец (Чай)» (фагот и флейта-пикколо), «Танец Феи Драже» (челеста) из балета «Щелкунчик»,

тема лебедей из антракта ко второму действию балета «Лебединого озера» (гобой),

вариации «Кот и кошечка» в балете «Спящая красавица» (гобой);

К. Глюк - «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (флейта);

      

        

Примерные задания для итоговой аттестации в 4 классе

 

Письменно:

1) Записать ритмический диктант;

 2) Ответить на вопросы теста;

3) Записать музыкальную викторину.

 

Устно:

1) Простучать данный ритм;

2) Определить жанровую принадлежность данного ритма.

 

 

Приложение

№ 1 Основное деление длительностей

  Самая долгая длительность – целая – считается «раз-и, два-и, три-и, четыре-и».

    Наполовину короче целой – половинная – считается «раз-и, два-и».

    Четвертная – считается «раз-и».

    Восьмая – считаем на каждую полсчета «раз», «и».

    Шестнадцатая – считаем на две шестнадцатые полсчета «раз», «и».

№ 2 Состав симфонического оркестра

№ 3 Интервалы

Название интервала Обозначение Кол-во тонов

Характеристика звучания;

диссонанс(резкий), консонанс (мягкий)

Чистая прима ч1 0 К два одинаковых звука
Малая секунда м2 ½ Д звучание очень острое, звуки «спорят»
Большая секунда б2 1 Д менее остро
Малая терция м3 К Минорно
Большая терция б3 2 К Мажорно
Чистая кварта ч4 К бодро, призывно
Чистая квинта ч5 К пусто, пустынно
Малая секста м6 4 К минорно, широко
Большая секста б6 К мажорно, широко
Малая септима м7 5 Д резко, широко
Большая септима б7 Д очень резко, широко
Чистая октава ч8 6 К почти полное слияние звуков

У любого интервала есть две величины: ступеневая и тоновая.

Ступеневая величина показывает количество ступеней в интервале и обозначается арабской цифрой (например, ч1- 1 ступень, м2 – 2 ступени, б2 – 2 ступени и т.д.).

Тоновая величина показывает количество тонов и полутонов в интервале (ч1- 0 тонов, м2 – ½ - полтона, б2 – 1 тон и т.д.)

Консонанс (в переводе с латинского – «согласное звучание») – созвучие, которое звучит мягко, согласно, слитно, приятно на слух.

Диссонанс (в переводе с лат. – «нестройное звучание») – созвучие, которое звучит резко,неслитно, несогласно, неприятно на слух.

 

№ 4 Схема танцевальных движений в исполнении хоровода

 

 

№ 5 Простые ритмические рисунки

1.

2.

3.

5.
4.

6.

7.

 

8.

9.

11.
10.

12.

 

 

№ 6 Попеременное движение правой и левой рук

Правая рука – верхняя строчка, левая рука – нижняя строчка.

 

№ 7 Расположение инструментов народного оркестра

№ 8 Расположение инструментов духового оркестра

№ 9 Расположение инструментов эстрадного оркестра

 


1. Скрипки

2. Контрабас

3. Кларнеты

4. Саксофоны

5. Валторны

6. Тромбоны

7. Трубы

8. Туба

9. Ударные

10. Рояль

11. Арфа

12. Аккордеоны

13. Органола


№ 10 Характерные ритмы танцев

№ 11 Более сложные ритмические рисунки

4.
3.
2.
1.

4.

5.

7.
6.

8.

10.
9.

№ 12 Одновременное движение правой и левой рук

    Сильную долю стучать сильнее, следующие – слабее.

4.
3.
2.
1.

5.

6.

7.

№ 13 Орган

№ 14 Расположение инструментов камерного оркестра

1.  Первые скрипки

2. Вторые скрипки

3. Альты

4. Виолончели

5. Контрабас

6. Флейта

7. Гобои, кларнеты

8. Фагот

9. Рояль

 



Список литературы

1. Баева, Н. Сольфеджио для 1-2 классов музыкальных школ: учебное пособие / Т. Зебряк. - СПб.: Композитор, 1994. – 70c.

2. Барабошкина, А.  Музыкальная грамота под редакцией А.Островского: / А. Барабошкина,  С. Боголюбова. - Л.: Музыка, 1980. – 152с.

3. Батицкий, М. Знаете ли вы музыку? / М.: Музыка, 1985. -120с.

4. Булучевский, Ю.С.  Краткий музыкальный словарь для учащихся. / Ю.С. Булучевский,   В.С. Фомин. - 3-е изд.– К.: Музыка, 1975. – 75с.

5. Гильченок, Н. Слушаем музыку вместе: учебное пособие /  Н. Гильченок.    - СПб:. 2006. – 184с.

6. Газарян, С. В мире музыкальных инструментов: книга для учащихся старших классов / С. Газарян. - М.: Просвещение, 1989. – 192с. ил.

7. Далматов, Н.А. Музыкальная грамота и сольфеджио: учебник для учащихся ДМШ / Н.А. Далматов. - М.: Музыка,  1965. – 220 с.

8. Жак-Далькроз,  Э. Ритм. «Классика – XXI»: учебное пособие / Э. Жак-Далькроз. -  М.: 2002. – 248с.

9. Куберский, И.Ю.  Энциклопедия для юного музыканта:  / И. Ю. Куберский, Е.В.  Минина - СПб, 1999. -576с.

10. Музыкальный словарь Гроува. Практика: М.: 2001. -1095с. ил.

11. Прозорова, А.Н. Первые шаги в мир музыки: учебное пособие / А.Н. Прозорова. -   М.: Терра-книжный клуб, 2005. – 368с. ил.

12.  Ушпикова, Г. Слушание музыки: учебное пособие для 1-3 кл. /Г.     Ушпикова. – СПб.: 2013. – 152. с.

13.  Финкельштейн, Э. Маленький словарь маленького музыканта / Э.Финкельштейн. - СПб.: Композитор, 1998. -73с.

14. Фридкин, Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте /Г. Фридкин. - Музыка, 1988. – 291с.

15.  Царева, Н.А. Уроки госпожи мелодии текст: учебное пособие для 1 класса детских музыкальных школ и школ искусств /Н. А. Царева. – М.: Престо, 2007.-71с., ил.

16. Царева,  Н. А.,  Лисянская, Е.Б., Марек, О.А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и ДШИ»:   методические рекомендации/ Н. А. Царева, Е.Б  Лисянская, О.А. Марек. -   1998. -14с.

17. Широков, А. «Музыка русского народного танца» / А. Широкова. -  М.: «Советский композитор», 1998. – 137с.

18. Шорникова, М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ. /М. Шорникова. - Ростов-н-Дону,: Феникс, 2007. – 192с.

 


[1]Палочки, которые стоят у овала ноты, называют штиль. Штили пишутся по правилу: до третьей линейки – вверх, справа от овала ноты, после третьей линейки – вниз, слева от овала ноты. Хвостик на конце штиля называется «флажок».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: