В чем она противостоит другой фонеме общие, неразличительные

[д] – [т] - звонкий – глухой                              [д] – [т] - шумный твёрдый согласный

Сильная позиция фонемы - позиция максимальной дифференциации, в которой в наибольшей степени различаются звуковые виды фонем: ДОМ, ПЛОДЫ.

В слабой позиции возникают варианты фонем: В ДОМАХ      , ПЛОД           .

Позиции Московской (МФШ) и Ленинградской (ЛФШ) фонетических школ:

МФШ: ЛФШ:
Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, Д.Э.Розенталь, П.А. Лекант Л.В.Щерба, Л.Р.Зиндер, А.В.Бондарко,     В.И.Кодухов, Н.М.Шанский

Общее: признают, что фонема – это минимальная единица звукового строя языка.

                                                              Различия:

Фонема – мельчайшая единица                  Фонема не может быть оторвана от

  в составе морфемы:                                      слова, она обладает самостоятель-

 [в а д а]: [ а ]– фонема < о >, т.к .               ностью: что слышим, то и 

сильная позиция – воды                                  является фонемой: [в а д а]: [ а ] - <a>

                                                                            

       5 гласных фонем:                                             6 гласных фонем:                                 

[ы] – не самостоятельная фонема,               < ы > – самостоятельная фонема.

а вариант  < и >.

[г’, к’, х’] – варианты г, к, х.                              [г’, к’, х’] – самостоятельные фонемы

Суперсегментные фонетические единицы.

Ударение.Интонация.

Ударение.

 

Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одной произносительной единицы в составе другой единицы более высокого уровня: ударение выделяет в слове – слог, в синтагме или фразе – слово.

Существует словесное, синтагматическое и фразовое (логическое) ударение. Основным в русском языке является словесное ударение.

Словесное ударение – это динамическое выделение слога в слове, более напряжённое и громкое произнесение гласного звука этого слога.

Главная общая функция словесного ударения – организация звуков слова и его интонации в единое целое. Ударение усиливает цельность слова как единицы.

Ударный слог отличается большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Какова фонетическая природа ударения? У каждого гласного звука есть собственная относительная громкость. Если гласные произносятся выше своего порога громкости, они становятся ударными: пили.

8

               С артикуляционной точки зрения ударение связано с усилением толчка речевого выдоха.

С акустической точки зрения ударение проявляется в усилении громкости: ударный слог произносится громче безударного.

Ударение называют «биением сердца в слове».

Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков.

 

Особенности русского ударения:

  

1. силовое (динамическое): ударный слог отличается большей силой и громкостью, напряженностью, длительностью (в 10 раз длиннее) (а не музыкальностью, т.е. изменением высоты тона, как в сербском, китайском языке);

2. свободное, разноместное: ударным может быть любой слог (во франц. языке – всегда последний слог, в польском – предпоследний);

3. подвижное: может передвигаться с одного слога на другой: село – сёла

(хотя большинство слов имеют неподвижное ударение: красивый – красивее, торт – торты, сколько – скольких, звонит…);

4. есть слова, имеющие основное и побочное ударение (это сложные слова):

телерепортаж, авиапочта;

5. есть слова, не имеющие ударения – клитики:

под дом – проклитики; дом же – энклитики;

6. есть слова, которые имеют акцентные варианты: иначе и иначе, мышление и мышление, творог и творог – это норма.

 

Функции словесного ударения:

  1. основная – фонетическое объединение слова;
  2. лексикологическая – смыслоразличительная: замок – замок (Как называются такие слова с точки зрения лексикологии?)
  3. морфологическая – дополнительное средство различения грамматических форм: руки – руки.

 

Местом ударения различаются варианты слов:

- общеупотребительный и профессиональный: добыча и добыча, компас – компас;

- литературный и диалектный: вьюга – вьюга; крапива – крапива;

- литературный и просторечный: магазин - магазин, красивее – красивее;

- нейтральный и разговорный: звонишь – звонишь, занята – занята;

- литературный и народнопоэтический: девица – девица, серебро – серебро;

- современный и устарелый: библиотека – библиотека, музыка – музыка;

- дублеты – когда разница в месте ударения не значима: баржа – баржа, иначе – иначе.

 

Есть другие виды ударения:

a. фразовое – одна из синтагм выделяется в фразе более сильным ударением;

b. тактовое – выделение одного из слов в синтагме в речевом потоке;

c. логическое – выделение слова для подчёркивания его особого значения. Ударение фразовое и тактовое называют логическим.

9

Интонация

Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, высшая форма речевого воздействия.

Компоненты интонации:

1. мелодика речиповышение и понижение тона в фразе;

2. ритмчередование ударных и безударных слогов;

3. темп речискорость протекания речи во времени;

4. паузы – перерыв в речи;

5. тембр речи – звуковая окраска речи, передающая эмоционально-экспрессивные оттенки;

6. интенсивность речи – сила произнесения;

7. фразовое и логическое ударение.

? 1. В чём различие между сегментными и суперсегментными единицами?

Назовите сегментные единицы и их отличительные признаки. В чём

   практическая значимость этих знаний?

Расскажите о теориях слога. Какие недостатки у каждой из них?

Как разделить слово на слоги? Виды слогов?

Чем отличается звук от фонемы?

В чём различие между Московской и Ленинградской фонетическими школами?

Каковы особенности русского словесного ударения?

Охарактеризуйте компоненты интонации.

                                          Тема 3.

Звуки речи.

Звуки речи классифицируются по артикуляции с учетом некоторых акустических характеристик.

Самые крупные классификационные группы звуков – гласные и согласные.

Они образуются в результате работы разных органов речи ( эта работа называется артикуляцией).

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
  1. Струя воздуха проходит свободно
  1. Тональные, голосовые звуки
  2. Слогообразующие
  3. Ртораскрыватели
  4. Гласные можно петь
  1. Воздух встречает и преодолевает полную или частичную преграду
  2. Образуется шум или голос и шум
  3. Неслогообразующие
  4. Ртосмыкатели

10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: