[д] – [т] - звонкий – глухой [д] – [т] - шумный твёрдый согласный
Сильная позиция фонемы - позиция максимальной дифференциации, в которой в наибольшей степени различаются звуковые виды фонем: ДОМ, ПЛОДЫ.
В слабой позиции возникают варианты фонем: В ДОМАХ , ПЛОД .
Позиции Московской (МФШ) и Ленинградской (ЛФШ) фонетических школ:
МФШ: | ЛФШ: | ||
Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, Д.Э.Розенталь, П.А. Лекант | Л.В.Щерба, Л.Р.Зиндер, А.В.Бондарко, В.И.Кодухов, Н.М.Шанский | ||
Общее: признают, что фонема – это минимальная единица звукового строя языка. | |||
Различия: Фонема – мельчайшая единица Фонема не может быть оторвана от в составе морфемы: слова, она обладает самостоятель- [в а д а]: [ а ]– фонема < о >, т.к . ностью: что слышим, то и сильная позиция – воды является фонемой: [в а д а]: [ а ] - <a>
5 гласных фонем: 6 гласных фонем: [ы] – не самостоятельная фонема, < ы > – самостоятельная фонема. а вариант < и >. [г’, к’, х’] – варианты г, к, х. [г’, к’, х’] – самостоятельные фонемы |
Суперсегментные фонетические единицы.
Ударение.Интонация.
Ударение.
Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одной произносительной единицы в составе другой единицы более высокого уровня: ударение выделяет в слове – слог, в синтагме или фразе – слово.
Существует словесное, синтагматическое и фразовое (логическое) ударение. Основным в русском языке является словесное ударение.
Словесное ударение – это динамическое выделение слога в слове, более напряжённое и громкое произнесение гласного звука этого слога.
Главная общая функция словесного ударения – организация звуков слова и его интонации в единое целое. Ударение усиливает цельность слова как единицы.
Ударный слог отличается большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.
Какова фонетическая природа ударения? У каждого гласного звука есть собственная относительная громкость. Если гласные произносятся выше своего порога громкости, они становятся ударными: пили.
8
С артикуляционной точки зрения ударение связано с усилением толчка речевого выдоха.
С акустической точки зрения ударение проявляется в усилении громкости: ударный слог произносится громче безударного.
|
|
Ударение называют «биением сердца в слове».
Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков.
Особенности русского ударения:
1. силовое (динамическое): ударный слог отличается большей силой и громкостью, напряженностью, длительностью (в 10 раз длиннее) (а не музыкальностью, т.е. изменением высоты тона, как в сербском, китайском языке);
2. свободное, разноместное: ударным может быть любой слог (во франц. языке – всегда последний слог, в польском – предпоследний);
3. подвижное: может передвигаться с одного слога на другой: село – сёла
(хотя большинство слов имеют неподвижное ударение: красивый – красивее, торт – торты, сколько – скольких, звонит…);
4. есть слова, имеющие основное и побочное ударение (это сложные слова):
телерепортаж, авиапочта;
5. есть слова, не имеющие ударения – клитики:
под дом – проклитики; дом же – энклитики;
6. есть слова, которые имеют акцентные варианты: иначе и иначе, мышление и мышление, творог и творог – это норма.
Функции словесного ударения:
- основная – фонетическое объединение слова;
- лексикологическая – смыслоразличительная: замок – замок (Как называются такие слова с точки зрения лексикологии?)
- морфологическая – дополнительное средство различения грамматических форм: руки – руки.
Местом ударения различаются варианты слов:
- общеупотребительный и профессиональный: добыча и добыча, компас – компас;
- литературный и диалектный: вьюга – вьюга; крапива – крапива;
- литературный и просторечный: магазин - магазин, красивее – красивее;
- нейтральный и разговорный: звонишь – звонишь, занята – занята;
- литературный и народнопоэтический: девица – девица, серебро – серебро;
- современный и устарелый: библиотека – библиотека, музыка – музыка;
- дублеты – когда разница в месте ударения не значима: баржа – баржа, иначе – иначе.
Есть другие виды ударения:
a. фразовое – одна из синтагм выделяется в фразе более сильным ударением;
b. тактовое – выделение одного из слов в синтагме в речевом потоке;
c. логическое – выделение слова для подчёркивания его особого значения. Ударение фразовое и тактовое называют логическим.
9
Интонация
Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, высшая форма речевого воздействия.
Компоненты интонации:
1. мелодика речи – повышение и понижение тона в фразе;
2. ритм – чередование ударных и безударных слогов;
3. темп речи – скорость протекания речи во времени;
4. паузы – перерыв в речи;
5. тембр речи – звуковая окраска речи, передающая эмоционально-экспрессивные оттенки;
6. интенсивность речи – сила произнесения;
7. фразовое и логическое ударение.
? 1. В чём различие между сегментными и суперсегментными единицами?
Назовите сегментные единицы и их отличительные признаки. В чём
практическая значимость этих знаний?
Расскажите о теориях слога. Какие недостатки у каждой из них?
Как разделить слово на слоги? Виды слогов?
Чем отличается звук от фонемы?
В чём различие между Московской и Ленинградской фонетическими школами?
Каковы особенности русского словесного ударения?
Охарактеризуйте компоненты интонации.
Тема 3.
Звуки речи.
Звуки речи классифицируются по артикуляции с учетом некоторых акустических характеристик.
Самые крупные классификационные группы звуков – гласные и согласные.
Они образуются в результате работы разных органов речи ( эта работа называется артикуляцией).
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ | СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ |
|
|
10
|
|