(Материалы к уроку)
- Б. Шумилов. «Майский дождь».
Весь вечер хмурился закат –
Ненастья скоро жди,
Он яркий вывесил плакат:
Да здравствуют дожди!
- Поэтические приёмы:
Звукопись - аллитерация
Ассонанс
Рифма
3) Ритмическая организация стиха:
Ямб дактиль
Хорей амфибрахий
анапест
3. Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет.
Мертвые листья хватает и весело
В бешеной пляске несет.
(И.Бунин)
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья
Под тусклым ветром
Кружат, шуршат.
(В. Брюсов)
|
|
4. А. Пушкин. «Евгений Онегин».
1). Любви печальную тревогу
Я слишком, может быть, устал.
2). Любви печальную тревогу
Я слишком долго испытал.
3). Любви безумную тревогу
Я слишком сильно испытал.
4). Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал.
5. Извозчик извлек из кармана кисет.
Полощутся красные полотнища.
30
6. 1). Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. (Ф. Тютчев)
2). Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
(А. Пушкин)
7. Крепко связаны ей …
Попадется зверю ….
Кушай яблочко, …
Благодарствуй за ….
8. 1. Спросите, не повысив тона …
2. Кто получит низкий балл …
3. Мне очень нравится …
Высокий рост и …
9. Буриме: 1). капели 2) дня
вновь огня
|
|
запели осень
воробьев бросим
Синквейн.
Тема.
Два имени прилагательных.
Три глагола.
Предложение из 4 слов.
Синоним к теме.
Готовимся к контрольным работам.
Терминологический диктант.
Знать определения терминов:
Фонетика.
Сегментные и суперсегментные единицы.
Фраза.
Синтагма.
Клитики: энклитики, проклитики.
Лабиализация.
Редукция.
Комбинаторные и позиционные изменения звуков.
Ассимиляция.
Диссимиляция.
Аккомодация.
Диэреза.
Оглушение.
Транскрипция.
31
Тренировочный тест по разделу «Фонетика»
1. Какой звук лишний по звонкости – глухости?
[ б, г, ж, к, р ]
2. Какой звук лишний по способу образования? [ в, ш, с, j, т ]
Какой ряд согласных по твердости – мягкости является правильным?
а) [ х’ ц ж ]
b) [ j ч’ ш’]
Какой вариант правильный?
[ ш’] - а) непарный по зв. – глух.
непарный по тв. – мягк.
d) парный по зв. – глух.
непарный по тв. – мягк.
5. Выберите правильный вариант характеристики звука:
[ б ] - a) смычно – проходной
губно - зубной
d) щелевой
переднеязычный
с) смычный
губно - губной
6. В каком слове есть только твердые согласные звуки:
а) уточка б) можешь в) вниз
7. В каком слове есть только мягкие согласные звуки:
а) цель б) чаща в) ложь
8. В каком слове йотированными буквами обозначаются два звука:
а) шерстяной б) статуя в) ездить
9. В каком слове идут подряд два гласных звука:
а) Россия б) снабжает в) диафрагма
10. В каком слове звуков больше, чем букв:
а) тень б) юбочка в) объект г) купят
11. В каком слове звуков меньше, чем букв:
а) купол б) безрадостный в) подъехали г) мельком
В каком случае звуковой состав совпадает?
а) коса – косы б) плод – плот в) угол – уголь
13. Укажите слово с правильной транскрипцией:
а) расписать [ р а с п и с а т’ ]
б) дорожка [ д а р о ж к а ]
в) жестяной [ ж ъ с’ т’ э н о и ]
14. Найти правильный вариант соответствия звуков и букв:
ябедничает: а) 10 б. – 10 зв.
б) 10 б. – 12 зв.
в) 10 б. – 11 зв.
15. В каком случае правильное слогоделение:
возбуждаться а) [ в ъ – з б у ж - д а – ц ъ ]
б) [ в ъ з – б у ж – д а – ц ъ ]
в) [ в ъ - з б у – ж д а – ц ъ ]
32
16. Укажите слово, правильно разделенное для переноса:
а) меч – та – тель – на – я
б) мечта – тель – ная
в) мечтатель – на – я
17. Укажите лишнее слово:
а) дорожка б) входить в) стог
Где Ь показывает мягкость согласных?
а) учить б) льёт в) скользко
33