Наблюдение над звуковыми образными средствами русского языка

(Материалы к уроку)

    1. Б. Шумилов. «Майский дождь».

Весь вечер хмурился закат –

Ненастья скоро жди,

Он яркий вывесил плакат:

Да здравствуют дожди!

    1. Поэтические приёмы:

Звукопись - аллитерация

                         Ассонанс

Рифма

3) Ритмическая организация стиха:

Ямб                                        дактиль

Хорей                                     амфибрахий

                                               анапест

    

              3. Ветер осенний в лесах подымается,

                    Шумно по чащам идет.

                    Мертвые листья хватает и весело

                    В бешеной пляске несет.

                                                               (И.Бунин)

                      Сухие листья, сухие листья,

                      Сухие листья, сухие листья

                       Под тусклым ветром

                       Кружат, шуршат.

                                                                 (В. Брюсов)

                   4. А. Пушкин. «Евгений Онегин».

                         1). Любви печальную тревогу

                                Я слишком, может быть, устал.

                          2). Любви печальную тревогу

                                  Я слишком долго испытал.

                          3). Любви безумную тревогу

                                 Я слишком сильно испытал.

                           4). Любви безумную тревогу

                                  Я безотрадно испытал.   

                    5. Извозчик извлек из кармана кисет.

                           Полощутся красные полотнища.

                        

30

                      6. 1). Есть в осени первоначальной

                                  Короткая, но дивная пора. (Ф. Тютчев)

                             2). Ветер по морю гуляет

                                    И кораблик подгоняет.

                                                                         (А. Пушкин)  

                      7. Крепко связаны ей …

                             Попадется зверю ….

                              Кушай яблочко, …

                              Благодарствуй за ….

                        8. 1. Спросите, не повысив тона …

                                2. Кто получит низкий балл …

                                3. Мне очень нравится …

                                      Высокий рост и …

                         9. Буриме: 1). капели             2) дня

                                                       вновь                    огня

                                                       запели                  осень

                                                       воробьев              бросим

Синквейн.

Тема.

Два имени прилагательных.

Три глагола.

Предложение из 4 слов.

Синоним к теме.   

                                   

Готовимся к контрольным работам.

Терминологический диктант.

                                              Знать определения терминов:

Фонетика.

Сегментные и суперсегментные единицы.

Фраза.

Синтагма.

Клитики: энклитики, проклитики.

Лабиализация.

Редукция.

Комбинаторные и позиционные изменения звуков.

Ассимиляция.

Диссимиляция.

Аккомодация.

Диэреза.

Оглушение.

Транскрипция.                                            

31

Тренировочный тест по разделу «Фонетика»

1. Какой звук лишний по звонкости – глухости?

[ б, г, ж, к, р ]

2. Какой звук лишний по способу образования? [ в, ш, с, j, т ]

Какой ряд согласных по твердости – мягкости является правильным?

     а) [ х’ ц ж ]

     b) [ j ч’ ш’]

Какой вариант правильный?

     [ ш’] - а) непарный по зв. – глух.

                      непарный по тв. – мягк.

                   d) парный по зв. – глух.

                        непарный по тв. – мягк. 

5. Выберите правильный вариант характеристики звука:

       [ б ] - a) смычно – проходной

                         губно - зубной

                     d) щелевой

                          переднеязычный

 с) смычный

губно - губной 

6. В каком слове есть только твердые согласные звуки:

а) уточка                   б) можешь                  в) вниз 

7. В каком слове есть только мягкие согласные звуки:

а) цель                       б) чаща                      в) ложь

8. В каком слове йотированными буквами обозначаются два звука:

а) шерстяной            б) статуя                    в) ездить   

9. В каком слове идут подряд два гласных звука:

а) Россия                   б) снабжает                в) диафрагма

10. В каком слове звуков больше, чем букв:

а) тень                   б) юбочка                  в) объект               г) купят   

11. В каком слове звуков меньше, чем букв:

а) купол               б) безрадостный        в) подъехали       г) мельком

В каком случае звуковой состав совпадает?

  а) коса – косы     б) плод – плот            в) угол – уголь

13. Укажите слово с правильной транскрипцией:

  а) расписать   [ р а с п и с а т’ ]

  б) дорожка      [ д а р о ж к а ]

  в) жестяной    [ ж ъ с’ т’ э н о и ]     

14. Найти правильный вариант соответствия звуков и букв:

  ябедничает: а) 10 б. – 10 зв.

                         б) 10 б. – 12 зв.

                         в) 10 б. – 11 зв. 

15. В каком случае правильное слогоделение:

  возбуждаться а) [ в ъ – з б у ж - д а – ц ъ ]

                             б) [ в ъ з – б у ж – д а – ц ъ ]

                             в) [ в ъ - з б у – ж д а – ц ъ ]

32

16. Укажите слово, правильно разделенное для переноса:

  а) меч – та – тель – на – я

  б) мечта – тель – ная

  в) мечтатель – на – я

17. Укажите лишнее слово:

  а) дорожка                                 б) входить                              в) стог

Где Ь показывает мягкость согласных?

   а) учить                                     б) льёт                                    в) скользко   

33


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: