Борода - береза -

погода -                                              трава –

дорога -                                              шуба –

2) глаголы с приставками В-, С-, НАД-, ПОД-, ОТ-; отметьте ассимиляцию по глухости – звонкости:

Дать -                            клеить -                              гореть -

Метить -                       плыть -                               ставить -

? Почему в некоторых словах согласные в приставках не изменились? Какой принцип орфографии реализуется в этих приставках?

Упражнение № 4. Образуйте прилагательные. Какое фонетическое явление 

                           наблюдается в них?

1) адвокат -                            делегат -                               брат –

Без жизни -                         без шума -                            без жалости -  

Упражнение № 5. Распределите слова с учетом ассимиляции по способу образования:

 Полная ассим. (корень + суффикс)            Частичная ассим. (приставка + корень)

Бедствие, благородство, предстоять, непосредственно, соответствовать                    

      

Упражнение № 6. Определите вид ассимиляции согласных:

1 ассимиляция по месту  
2 ассимиляция по способу

                   

Переносчик                 драться                     расчёт                   рассчитать расшумевшись           перебежчик             детский                 рассказчик расшитый                   без шороха                датчик                  без жалости

25

Упражнение № 7. Подчеркните слова, в которых есть ассимиляция по мягкости.

                           Докажите.

Скромность, нянчить, банщик, перелёт, точка, фонарщик, июньский, храбрость, мощный, гвозди, точность, лётчик, точильщик.  

? В каком суффиксе происходит ассимиляция по мягкости? Запишите 5 существительных с этим суффиксом.    

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение № 8.   Укажите слова, в которых есть ассимиляция согласных.

                          Определите ее вид.

Встаёт купец, идёт разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

                         (А.С.Пушкин)

Упражнение № 9. Как пишутся следующие слова, в которых имеется сочетание СН?

                            Приведите однокоренные слова. В каких словах есть диэреза?

Вку[СН]ый, горе[СН]ый, захолу[СН]ый, коры[СН]ый, опа[СН]ый, окре[СН]ый, слове[СН]ый, ужа[СН]ый, хру[СН]уть, чуде[СН]ый, яро[СН]ый.

Упражнение № 10. Какую форму надо дописать, чтобы продемонстрировать

                              фонетическое явление? Как оно называется?

заводы -                                сторожа -                              способы –

Стога -                                    острова -                              приказы -                             

Упражнение № 11. Укажите лишнее слово, учитывая комбинаторные и

                               позиционные изменения согласных.

Трость                    2) возчик              3) исход             4) лёгкий

молотьба                   изжить                  правка               чтобы

просьба                      счётчик                гнев                    вкусный                       

Упражнение № 12. Запишите слова в фонетической транскрипции. Укажите

                             фонетические процессы в области согласных.

1 вариант                               2 вариант                                      3 вариант

 

Разъезжал                               окрестность                               разыгравшийся

Неизвестность                            отделанный                               тростниковая

Безвкусная                              расшитый                                  скромность

Бесчисленные                        расставаться                              разжиться

Наследство                             лёгкость                                      бессчетные

Влюбленность                        здравствуйте                              сделанный

26

Сдававший                              молотьба                                     мягчайший

Мягкотелость                         отделанный                                несгораемая

Безмолвствовавший              приготовьтесь                           окольцевавшая

Неисчерпаемое                       несчастье                                    происшествие     

 

Упражнение № 13. Результатом действия каких фонетических процессов является

                           неправильное по сравнению с литературным языком просторечное

                           произношение следующих слов?

 

  1. Колидор (коридор), секлетарь (секретарь), лаболатория (лаборатория), анпула (ампула), конпания (компания),, плонба (пломба), транвай (трамвай).
  2. Инцидент (инцидент), компроментировать (компрометировать), дермантин (дерматин), какава (какао), идиёт (идиот).
  3. Друшлаг (дуршлаг).
  4. Перерина (пелерина), коклеты (котлеты).

Упражнение № 14. Выполните фонетический анализ текста. Выпишите слова, в

                               которых происходят все известные вам фонетические процессы.

Русские народные песни учат терпеливости сердце, и в них хранится историческая память народа. Я не знаю такой русской песни, где бы прославлялись подвиги, и это потому, что в песне отражается русский характер, не любящий хвалиться, «придя с рати». Русская народная песня – это память о бесчисленных и безжалостных испытаниях, выпавших на долю моего народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: