Много встречал я на российских полях песенников, готовых петь по первой просьбе, хранящих каждый, порой редчайший распев

                                                                                                                   (По В.Д. Цыбину)

                                               Т Р А Н С К Р И П Ц И Я

Упражнение № 1. Найдите ошибки в транскрипции слов:

навязчивый – [ н ъ в а ш’ ь в ы j ]                         впредь - [ в п р’ е т’ ] 

сокровенное - [ с ъ к р а в’ э н н ъ ь ]                   любовь - [ л ю б о ф’ ]

тростник - [ т р о с т н’ и к ]                                  узнавший - [ у з н а в ш’ и j ]

перерасход - [ п э р’ ь р ъ с х о т ]                        передайте – [ п’ ь р ь д а j т’ э ]      

Упражнение № 2. Укажите слово с правильной транскрипцией.

1) указка - [ у к а з к ъ ]        рояль - [ р ъ а л’ ]        прелесть - [ п р’ э л’ ь с’ т’ ] 

2) булавки – [ б у л а ф к и ]  песчаная – [ п’ э ш’ а н ъ j ь ] сдают - [ с д а j ю т ]   

      

Упражнение № 3. Запишите фонетическую транскрипцию слов:

1 вариант                               2 вариант                           3 вариант

Безжалостная                      полюбовавшись               извозчичья

Молодцеватый                         активность                        яростные

27

Расчёска                               мягковатый                      прилягте

Съёжившись                        посчастливится                предъюбилейный

Сбываются                           надстраивающая              барабанщик         

Подтянуться                        сдвинуться                         почувствовав

Легчайшее                           обезжиренный                   бесшумное

Ассистентский                    конечно                               избирающие

Объездчик                            подъезжающий                  добытчик 

Несчастная                          добродушные                     отговаривать 

Упражнение № 4. Затранскрибируйте предложения и сочетания слов.

Все жанры хороши, кроме скучного.

Из искры возгорится пламя.

Я живу в Петербурге.

Письмо Виталию в Италию.

В Испанию поедет кто-то другой.

Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь.

       7). Ложка дегтя в бочке меда.

У всякого молодца своя ухватка.

И умен, и пригож, да на дело не гож.

      10). Не идется и не едется,

Потому что гололедица,

Но зато прекрасно падается –

Отчего ж никто не радуется?

Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша.)

Не сшит, не скроен,

  А весь в рубцах;

  Много одёжек,

  И все без застёжек. (Кочан капусты.)  

Мели, Емеля, твоя неделя.

На всякое хотенье есть терпенье.

Сейте разумное, доброе, вечное.

Упражнение №5. Запишите слова в фонетической и фонематической транскрипции.

Поход -                                                        караван -

шёпот -                                                       перестать –

котелок -                                                    предлагать –

Дорожка -                                                   ожидание -  

У Д А Р Е Н И Е

Упражнение № 1. Определить фразовое, тактовое и словесное ударение. Выделите

                             проклитики и энклитики, а также слова с побочным ударением.

Голубоватые сумерки проступили над морем, над р…вниной тусклой и тихой воды, а (в)дали на противоположном берегу какой-то (не)извес…ной страны горели желтые портовые фонари.

28

Упражнение № 2. Измените словоформы, поставьте ударение, определите, какое

                            оно: подвижное или неподвижное.

Торт –                                                       прав -

Повторю -                                                ждал -      

Свекла -                                                   создан -

Упражнение № 3. Составьте словосочетания с омографами: орган, атлас, ловлю.

Упражнение № 4. Запишите слова в алфавитном порядке, расставьте ударение.

Облегчить, приговор, ждала, поняли, партер, договор, поняла, повторим, красивее, безудержный, права, правы, звонишь, щавель.

Упражнение № 5. Поэт А. Кушнер в своем стихотворении употребил слова, которые

                             раньше имели другое ударение. Найдите эти слова, поставьте

                             ударение в соответствии с современными нормами. Какова цель

                             употребления старой нормы ударения?

В лазурные глядятся озера                             Пока еще язык не затвердел,

Швейцарские вершины, - ударенье              В нем резвятся, уча пенью и вздохам,

Смещенное нам дорого, игра                          Резеда и жасмин. Я б не хотел

Споткнувшегося слуха, упоенье                    Исправить все, что собрано по крохам.

Внушает нам и то, что мгла лежит               И ластится к душе, как облачко,

На холмах дикой Грузии, холмится              Из племени духов – ее смутивший

Строка так чудно, Грузия простит,              Рассеется призрак, - и так легко

С ума спрыгнуть, как слово шевелится.     Внимательной, обмолвку полюбившей! 

БЛАГОЗВУЧНОСТЬ РЕЧИ

Упражнение №. Оцените звуковое оформление предложений.

   1). Он имел с бригадой Котовского около полутораста стычек.

   2). «Очень жаль!» - жестко ответил Жан.

   3). На сцене появилась актриса с страстным

          взглядом.

   4). Пыль лезет в глаза, за воротник.

   5). Полили ли лилии?

Чем создается неблагозвучие? Устраните его.

Упражнение №. Сравните варианты предложений. Какой из них вам кажется

                        более выразительным? Объясните почему. Обратите внимание на

                  звуковую организацию, на сочетания звуков, возникающие на

                  стыках слов.

  1. Осеннее солнце стояло низко над головой, и леса на берегу Прорвы запылали над нами ярко, как пожар, так что картина стала казаться фантастической.

29

  1. Нежаркое солнце шло уже низко, не достигая зенита, и берега Прорвы запылали перед нами таким нестерпимым багровым пожаром, что мы почти потеряли ощущение реальности всего происходящего.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: