Анализ решения
Мы уже строили правильный треугольник и квадрат. Попробуем обобщить эти опыты на построение произвольного правильного многоугольника.
Вспомним алгоритмы построения этих фигур:
Треугольник | Квадрат |
Повторить 3 разa: 1. Рисуем сторону 2. Поворачиваемся на 120° | Повторить 4 разa: 3. Рисуем сторону 4. Поворачиваемся на 90° |
Заметим, что после всех поворотов исполнитель оказывается установленным в прежнем направлении. Это означает, что в сумме все повороты составляют 360°!
Так как углы всех поворотов равны, то получается, что для построения N-угольника нужно после прорисовки каждой стороны поворачиваться на угол равный 360/N.
Получаем универсальный алгоритм построения правильного N-угольника:
Повторить N раз:
5. Рисуем сторону
6. Поворачиваемся на 360/N°
В частности, имеем:
Пятиугольник | Шестиугольник |
Повторить 5 раз: 7. Рисуем сторону 8. Поворачиваемся на 72° | Повторить 6 раз: 9. Рисуем сторону 10. Поворачиваемся на 60° |
Интересные замечания.
Сборку программу можно значительно ускорить, если использовать интерфейсную команду Дублировать. Команду выбираем в контекстном меню правой кнопки мыши.
|
|
Дублируем код процедуры Треугольник в процедуру Квадрат. Правим число повторений и угол поворота. Аналогично собираем процедуру Пятиугольник и все остальные N-угольники
В правильных многоугольниках вершины равноудалены от центра фигуры. Значит, эти вершины лежат на одной окружности (описанной вокруг многоугольника):
Вершины правильного многоугольника лежат на окружности, описанной вокруг этого многоугольника
Как нарисовать окружность. А если вершин у правильного многоугольника будет очень много? Тогда все точки описанной окружности будут вершинами многоугольника, и многоугольник не будет отличаться от окружности! Такое возможно на экране компьютера, где количество точек-пикселей ограничено. Попробуйте нарисовать окружность при помощи правильного многоугольника с 360 углами и стороной равной 1.
2. Треугольные узоры
В уроке 3 рассказано, как рисовать узоры квадратом.
— А что если вместо квадрата взять треугольник? — подумал Царапка.
И у него получилось весьма неплохо!
Собрать программу, которая создавала бы узоры, приведённые ниже в таблице, при помощи процедуры, заставляющей Кота совершать поход по правильному треугольнику.