1. Интеллектуальными называют технологии, обеспечивающие…
А. реализацию некоторых возможностей человеческого мозга;
Б. математическое моделирование;
В. информационное моделирование.
2. Интеллектуальные информационные системы служат для…
А. моделирования сложных проблем;
Б. копирования деятельности человека;
В. создания роботов.
3. Знания – это…
А. факты;
Б. закономерности;
В. секретная информация.
4. Знания отличаются от данных…
А. количеством;
Б. способом представления;
В. достоверностью.
5. Частично структурированные задачи…
А. решаются с помощью типовых математических моделей;
Б. подходят для создания интеллектуальных систем;
В. являются узкоспециализированными.
6. Экспертная система – это…
А. наиболее распространенный класс интеллектуальных систем;
Б. совокупность баз знаний;
В. программный комплекс представления знаний.
7. Экспертные системы влияют на…
А. качество принятия решений;
Б. количество квалифицированных специалистов;
В. деятельность экспертов.
|
|
8. Ядром экспертной системы является…
А. система управления базой данных;
Б. база знаний и машина логического вывода;
В. предметная область.
9. Интеллектуальные информационные системы относятся…
А. к классу систем искусственного интеллекта;
Б. к классу систем обработки данных;
В. К классу систем обработки информации.
10. В системах искусственного интеллекта применяются…
А. способы представления и обработки данных;
Б. способы представления и обработки информации;
В. Способы представления и обработки знаний.
Тесты для оценки компетенций ПК – 8
1. В экспертных системах имеются возможности…
А. информационного моделирования предметной области;
Б. построения систем обработки информации;
В. моделирование хода рассуждений предметного эксперта.
2. Программа, моделирующая ход рассуждений эксперта, называется…
А. семантикой;
Б. системой объяснений;
В. машиной логического вывода.
3. Фрейм – это…
А. способ заполнения базы данных;
Б. ориентированный граф;
В. формализованная модель стереотипа восприятия и поведения, позволяющая сформировать базу знаний.
4. От предметного эксперта зависит…
А. выработка альтернативных решений;
Б. уровень компетенции базы знаний и последующего качества работы экспертной системы.
В. успех разработки программного обеспечения.
5. Процесс наполнения базы знаний с использованием специализированных программных средств называется…
А. актуализацией информации;
Б. приобретение знаний;
В. экспертное моделирование.
6. Прототип экспертной системы, надежно решающий все задачи на реальных примерах, называется…
|
|
А. действующим;
Б. демонстрационным;
В. доработанным;
7. Неформальное описание основных понятий предметной области и связей между ними называется…
А. формализованной моделью знаний;
Б. формированием знаний;
В. полем знаний.
8. Нейронные сети моделируют…
А. ход рассуждений эксперта;
Б. биологические процессы человеческого мозга;
В. связи между различными понятиями.
9. Самообучающиеся системы…
А. моделируют предметную область;
Б. распознают новый образ, сравнивая его с уже имеющимися;
В. находят способ управления при изменении условий.
10. Основная область применения нейрокомпьютеров…
А. моделирование структур нейронов;
Б. создание распределенных систем обработки данных;
В. задачи распознавания и классификации образов.
Типовые задания/задачи для оценки сформированности компетенции
Компетенция «ПК- 6»
1. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: необходимо установить причину убыточности работы предприятия.
2. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: необходимо установить причину низкого качества товаров, выпускаемых предприятием.
3. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: установить причину низкого уровня объема продаж.
4. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «скорость автомобиля», используя следующее терм-множество: {малая скорость, средняя скорость, высокая скорость}.
5. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «возраст человека», используя следующее терм-множество: {детский, отроческий, юношеский, средний, зрелый, старческий}.
6. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «угол поворота вентиля», используя следующее терм-множество: {очень малый, малый, средний, большой, очень большой}.
Компетенция «ПК-8»
7. Построить нейронную сеть для задачи «Выявление показателей, влияющих на валовую прибыль предприятия» и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 12 примеров.
Входные параметры: объем реализации; затраты на материалы; объем заработной платы; численность рабочих; производительность; рентабельность; курс доллара.
Выходные параметры: валовая прибыль.
8. Построить нейронную сеть для задачи об ирисах Фишера и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 120 примеров.
Входные параметры: длина чашелистика, ширина чашелистика, длина лепестка, ширина лепестка.
Выходные параметры: три вида ирисов (iris setosa, iris versicolor, iris virginica).
9. Построить нейронную сеть для задачи «Прогнозирование рентабельности автомобильного завода» и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 10 примеров.
Входные параметры: выпуск грузовых автомобилей, выпуск легковых автомобилей, численность рабочих, затраты на 1 рубль товарной продукции.
Выходные параметры: рентабельность (%).
|
|
10. Построить нейронную сеть для задачи прогнозирования результатов выборов американского президента и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 30 примеров.
Входные параметры: ответы на 12 вопросов.
Выходные параметры: класс 1 – выбран кандидат правящей партии; класс 2 – кандидат оппозиционной партии.