Особенности организации пространства праздника в закрытом помещении с помощью сценографии

В самом общем смысле сценография - это вид художественной деятельности, который основан на дизайне спектакля, перформанса, создании художественного образа, который воспринимается зрителями и участниками в целом, существующего в сценической форме, времени и пространстве.

Сценография - это наука о художественных и технических средствах создания и проведения спектакля. Все художественные, декоративные и технические средства, используемые при реализации сценической программы или мероприятия, рассматриваются сценографией как элементы, создающие художественную форму исполнения.

Сценография - это создание визуального образа с помощью декораций, костюмов, освещения и постановок. Особые развлечения, сложные эффекты требуют работы сценических механизмов, которые могут менять декорации за кулисами или перед публикой.

Само сценическое пространство ничего не выражает. До прибытия артиста это просто нейтральное пространство, в котором, в отличие от пространства, предоставленного зрителям, актеры будут играть. Поэтому задействованы средства оформления сценического пространства - декорации и постановочный свет.

Декорации - создание сценических, изобразительных, архитектурных средств визуального действия на сцене. Превращение нейтрального пространства в образное пространство - чудо искусства, созданное театральным художником.

Существуют общие способы решения сценического пространства, разработанные многолетним опытом работы театра. Разделение декоративного искусства на определенные направления, приемы, методы решения сценического пространства носит условный характер. В реальной практике театральных художников они все очень часто пересекаются и взаимодействуют.

1. Повествовательный пейзаж воспроизводит на сцене реальное пространство того места, где происходит действие.

2. Метафорический пейзаж предлагает зрителю обобщенное изображение всего спектакля в целом, может быть выражено различными способами и по-разному взаимодействовать с актерами. (Пластичное изображение «Летней ночи» превратилось в гигантское дерево, раскидывающее ветви во всех направлениях. На этих ветвях есть различные платформы, между которыми - лестницы, переходы, мосты…)

3. В живописных декорациях основным средством выражения является живопись. Это различные графические сюжеты на плоскости (пейзаж или интерьер, условные декоративные мотивы, создающие изобразительный фон для действия перформанса).

4. Конструктивистские декорации - это сооружения, предназначенные для действий актеров (с разных высот, соединенных между собой и полом сцены лестницами и склонами).

5. Архитектурно-пространственные декорации рассчитаны на использование всей глубины сцены. Отдельные детали декораций построены в трех измерениях, в результате чего они выглядят трехмерными не только из зала, но и со сцены.

6. Динамический пейзаж имеет непосредственное отношение к архитектурно-пространственному, основанному на движении. Основным средством выражения, которое напрямую создает образ спектакля, является движение.

7. Проекционный пейзаж. Использование проекционных декораций, как и любой другой метод, непосредственно связанный с технологией, больше зависит от состояния проекционного оборудования и качества экранных материалов. Но это часто заменяет любое другое трехмерное художественное оформление.

8. Игровые декорации. Корни пейзажа лежат в традициях народного творчества (представления странствующих актеров). Декорации меняются перед зрителями актерами-монтажниками.

9. Экстремальные пейзажи - это типичные игровые декорации в условиях экстремального выступления, когда сцена выходит в зрительный зал, окруженный зрителями.

Французский театральный критик Патрис Пави предлагает следующую типологию декораций:

Звуковые декорации - это способ описания настроек игры с помощью звуков.

Построен пейзаж - основные архитектурные планы реализуются в пространстве с учетом деформаций, необходимых в оптической системе театра.

Одновременные декорации - постоянные декорации, видимые на протяжении всего спектакля и распределенные в пространстве, когда актеры играют одновременно или попеременно, часто вынуждая зрителей перемещаться из одного места в другое.

Словесные декорации - описываются или представляются не визуальными средствами, а комментариями персонажа.

Сценический свет - «главный волшебник» в театре. С его помощью решаются многие задачи - от создания условий видимости на сцене до тончайшего психологического и физического воздействия на аудиторию. Необходимо всегда помнить слова Жана Кокто: «Свет всех фонарей не должен заслонять сияние в сердце актера». Освещение декораций и костюмов позволяет выявить объем и фактуру, передать живописные нюансы, создать иллюзорные эффекты тех или иных материалов, тканей, трансформировать их цвет. С помощью света можно смоделировать рассвет, закат или картину огня, передать тончайшие цветовые переходы, обогатив цветовую гамму спектакля в целом и отдельных актов, картин, эпизодов. Чтобы обогатить образы главных героев, выбирается художественный свет, выражающий и подчеркивающий роль персонажа. Характерное освещение может подчеркнуть внешний вид героя или даже упомянуть его. Театральный свет может выражать символические понятия и идеи (война, мир, беспокойство, угроза и т. Д.). Свет может подчеркнуть и усилить драматическое развитие сценической работы, сюжетных поворотов, а также композиционные конструкции сценического действия (появление главных героев, новые лица), с его помощью концентрировать и переключать внимание аудитории. Театральный свет создает оптические иллюзии глубины и ширины сцены, смещения планов, движения неподвижных объектов и т. Д. Все эти задачи могут быть решены по-разному и каждый раз по-новому, поэтому создание светлой среды спектакля можно назвать самостоятельным искусством. (Считается самостоятельным видом декораций - световым).

В основе искусства театрального освещения - постановочного освещения, представляющего собой набор осветительных инструментов и техник, с помощью которых можно воплотить идею, реализуется сценографическая идея пьесы. Место света в сценографии спектакля зависит от технических средств постановки освещения.

Сегодня все разнообразие осветительного оборудования можно разделить на группы: пандусы, прожекторы, подсветка (любой источник света, находящийся за объектом), боковой свет или, как это называется, выстрелы, дистанционный свет и освещение пола. В последние годы лазеры, ультрафиолетовые лампы, проекторы и сканеры все чаще используются для создания специальных эффектов.

Сценическое освещение - это не просто сумма отдельных цветов, эффектов, техник, это органичная часть спектакля как произведения искусства в целом. Было бы ненужным и ненужным требовать от директора и художника владения технической стороной освещения сцены, но обладать светом как художественным материалом, уметь видеть и чувствовать значение и возможности света, уделять ему серьезное внимание сегодня.

Сценическое пространство обладает способностью трансформироваться, изменяться со временем во всевозможные трансформации с помощью света. Материал театрального художника - пространство, свет, время, движение - нематериален, его нельзя трогать руками, такими как холст или мрамор. Это раскрывается только во время спектакля.

В руках режиссера его средства: 1) - мизансцена - расположение на сцене актеров, декорации.

Основная мизансцена симметричная, асимметричная, фронтальная и диагональная, хаотическая и ритмичная, круговая, спиральная, полукруглая, шахматная, оригинальная, переходная. 2) - темп-ритм (степень скорости выполняемого действия, ритм-интенсивность, размерность выполняемого действия).

3) - атмосфера (музыка, метроном, чувства, эмоции). 4) - пространственное видение (т. Е. Композиция, от латинского композиция, связь, связь - конструкция, расположение на сцене, взаимосвязь всех частей, изображений, эпизодов). 1 и 4 влияют на ум зрителя, 2 и 3 - на чувства, изображение.

_______________________________________________________________________________________________

БИЛЕТ 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: