Фольклорные жанры в контексте праздничной культуры: песни семейных обрядов

Семейные или крещальные песни сопровождали обряды, связанные с рождением ребенка, и имели в древности, несомненно, магический характер. Со временем семейные обряды были заменены церковным крещением (отсюда и крещение).

Семейные песни посвящены новорожденному, матери, отцу, бабушке-акушерке и крестному отцу с крестной матерью. Эти песни имеют величественный характер.

В более поздних родных песнях величественный тон превращается в противоположность запугиванию в насмешку, хотя и в добродушную шутку или в чуть ироничную шутку: «ложись, пригласи двенадцать воробьев, забери их, отвези нашу бабушку в таверну!»; «И крестный поплыл к крестному в сите, обстрелянным расческой»; «Крестный отец связал гуся, крестный отец пригласил гостей».

По теме семейные песни делятся на следующие группы: песни восхваления матери и отца ребенка; песни-пожелания новорожденному ребенку; повествовательные песни о бабушке-акушерке и ее помощи при родах; песни восхваления бабушке и крестным крестным отцов; комические песни бабушке и крестным родителям; крещальные застолья и разговорные песни.

По их интонации семейные песни можно разделить на пять групп: заклинания, восторги, лирика, шутка, юмор и танец.

Свадьба.

Свадебные песни по своей природе: заклинания, обрядово-ритуальные, величественные, лирические, сатирически-юмористические, песнопения. Отображение ритуальных действий в текстах.

На свадьбе звучали причитания на прощание невесты с ее семьей. В них, как и в траурных жалобах, использовались традиционные фольклорные приемы, стереотипные выражения, образные и художественные образы, применимые к определенному случаю.

Особый слой свадебных поздравлений - пожеланий: иметь много детей, сначала родить сына-наследника, а затем прекрасную дочь, смоделировать свои умственные и физические способности: «Я даю свеклу, чтобы ваши дети не были дураками, и т.п. Первые отношения между свекровью и зятем, невесткой и свекровью также прослеживаются: «Я даю перепелиного цыпленка, чтобы молодая женщина могла поцеловать свою свекровь». Были приказы быть трудолюбивыми, иметь хорошую семью, уважать родителей, поклоняться Богу.

Траурный обряд. Плач.

Согласно верованиям белорусов, похороны - это прощание с «миром», где он продолжает свое бесконечное и вечное существование в форме Духа Предка и является покровителем своей семьи и семьи. Части - обращение к погибшим, история их жизни, надежда на встречу.

Похоронные причитания выделяются из жанрово-видовой системы семейно-ритуальной поэзии своей импровизационной изюминкой: стереотипные клишированные образы используются каждый раз в конкретном случае захоронения определенного умершего; текст плача должен был отражать горе отца, матери, дедушки, бабушки, сына, дочери или любимого человека для скорбящего. Это было для женщины, которая оплакивала, потому что мужчины редко произносили траурные жалобы, что они чаще всего плакали без слов.

Плач отражал идеи об «этом мире», жизни в нем мертвых, глубокой скорби покойного, его лучших качествах, роли семьи и взаимоотношений с ним, условий жизни и пр. И т. Д.

Безутешная вдова в других жалобах искренне выражает свое мучительное горе из-за смерти мужа и чувства любви к нему:

«И мой двоюродный брат, и мой дорогой», «И ты мой любимый!», «Ты мой маленький сокол», «Мой маленький сокол чист!», «Мой милый Соловей», «Мой маленький любимый», «Моя маленькая сова»... Плач варьируется по содержанию. В зависимости от того, когда настала смерть - зима, весна, лето; от того, сколько осталось сирот; насколько они финансово защищены и т. д.

Горькая скорбь по отцу прозвучала в криках сирот: «а ты мой папа и ты мой двоюродный брат». Они обращаются к покойному: «Как вы оставите нас, несчастных и бедных сирот?..» Они боятся, что никто не заступится за них, возможно, только он защитит их в этом мире.

Дочь оплакивала смерть отца особенно эмоционально и проницательно: мой дорогой отец! Почему ты покидаешь нас? Как мы живем сейчас?.. Как мы живем сейчас?..

Традиционные искренние причитания детей были такими же душевными и эмоциональными. Дочь называет покойного: «Моя мама, мой золотой голубь» и выражает свои чувства к ней: «милые ручки», «милые ручки», «милые ножки» и т. Д.

Жалобы матери на ребенка оставляют необыкновенное впечатление, такое воздействие достигается выражением безграничного горя матери, подборкой эмоционально насыщенных призывов, эпитетов: мое яблоко незрелое, моя ягода незрелая! и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: