«В РОДНОМ КРАЮ. РУССКИЙ ЯЗЫК». Учебно-методическое пособие. Челябинск, ЧИППКРО, 2016
Класс
№ п/п | Раздел | № урока | НРЭО | Количество минут | Источник | ||
1. | Наша речь | Р 1.2. | |||||
2. | Текст. Предложение. Словосочетание. | 4 | Расположите предложения по порядку. Бывал в Миасской золотой долине. Он знакомился в Каслях с мастерами чугунного литья. Приезжал Дмитрий Наркисович и в Златоуст. Мамин-Сибиряк уралец по рождению и по сердцу. Покорил одну из вершин южноуральских хребтов Иремень. Мамин-Сибиряк уралец по рождению и по сердцу. Покорил одну из вершин южноуральских хребтов Иремень. | 5 мин | Р 1.2. | ||
6 | Обсудите, можно ли считать данную запись текстом. Определите причину трудности понимания такой записи. Восстановите и запишите текст, обозначая границы предложений. Наступил июнь многие птицы готовятся покинуть родные гнезда это самый удобный момент для кольцевания все сотрудники Ильменского заповедника включаются в эту важную и интересную работу кольцевание позволяет установить пути перелетов и продолжительность жизни птиц. | 12 мин | Р 1.2. | ||||
3
| Слово в языке и речи | 17 | Прочитав текст, уточните в толковом словаре значение непонятного вам слова. Объясните лексическое значение названия горы. На территории города Златоуста есть гора Троепряжка. Почти двести лет шла дорога из Златоуста в Кусу через эту крутую гору. Груз, перевозимый через нее, был по силам лишь трем лошадям в одной упряжке. | 5 мин | Р 1.2. | ||
24 | Составьте и запишите предложение. Выделите грамматическую основу, определи имена существительные. щедро, природа, своими, Урал, богатствами, одарила | 5 мин | Р 1.2. | ||||
4. | Состав слова. | 37 | Определите корень в подчеркнутых словах. К каждому из этих слов подберите и запишите однокоренные слова, выделяя корень. Живу я в глубине России, в краю озёр и рудныхскал. | 5 мин | Р 1.2. | ||
5. | Правописание частей слова | 54 | Прочитайте текст. Выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запишите проверочные слова. Разберите по составу имена прилагательные. В Ильменском заповеднике гнездуются 150 видов пернатых. Украшением заповедника являются звери из семейства оленей. Чаще других у нас встречаются лоси, косули. Пятнистые олени завезены в Ильмены в 1938 году из Приморья. Какие же рыбы населяют заповедные водоёмы Ильмен? Есть тут полосатый красавец окунь и колючий ерш, хищная зубастая щука и мирная рыба плотва, серебристый язь и золотистый линь, серебряный и золотой караси. | 10 мин | Р 1.2. | ||
65 | Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. Обсудите в паре, какое из выделенных слов является проверяемым, а какое – проверочным. в, области, нашей, три, озера, есть, Клюквенное болота, клюквы, в, окрестные, славились, прошлом, обилием. | 7 мин | Р 1.2. | ||||
68 | Спишите текст. Объясните употребление двойных согласных в словах. В подчеркнутых словах выделите значимые части. Моллюски являются группой животных, составляющих донное население водоемов. Наиболее крупным моллюском Ильменских водоёмов является беззубка. | 7 мин | Р 1.2. | ||||
71 | Запишите предложения, раскрывая скобки. Поясните свой выбор графическим обозначением орфограммы. В выделенных словах обозначьте суффикс. Запишите свои слова с такими суффиксами. Ходит человек (по)земле Уральской, камешек узорчатый найдет – в сумку (по)ходную спрячет. | 5 мин | Р 1.2. | ||||
76 | Спишите предложение. Найдите слово с разделительным твердым знаком, обозначьте графически условия его употребления. Когда началась война с фашистами, патриотический подъем охватил всех уральцев. | 5 мин | Р 1.2. | ||||
6.
| Имя существительное. | 85 | Составьте из слов предложения и запишите текст. Подчеркните одной чертой нарицательные имена существительные, двумя – собственные. Сундуки, вершина, Уреньгу, венчает расположен, Чулков, неподалеку, хребет и, Тумак, Силач, есть, озѐра гора, есть, Егоза Челябинска, разбросаны, разные, окрест Костыли, Ушаты, ключи на, много, странностей, карте, Челябинской области | 8 мин | Р 1.2. | ||
86 | Распространённые имена на Урале. | 5 мин | Р 1.2. | ||||
109 | Спишите, обозначьте известные вам орфограммы. Проанализируйте, какое имя существительное не может иметь форму множественного числа. Определите род и число выделенных существительных. «Страна городов» Южноуралья состоит из нескольких укрепленных поселений. Культурный комплекс Аркаим считается ровесником египетских пирамид. | 8 мин | Р 1.2. | ||||
7. | Имя прилагательное. | 118 | Обоснуйте выбор буквы в окончаниях имен прилагательных. Спишите, обозначьте известные вам орфограммы. 1. Тих_ озеро Инышко хранит в себе немало тайн. Бур_ вода озера скрывает нижн_ илист_ слой дна. 2. Дно озера Зюраткуль покрывают лечебн_ грязи. 3. Мировую известность приобрело древн_ поселение Аркаим. | 5 мин | Р 1.2. | ||
121 | Выпишите словосочетания (сущ. + прил.). Укажите число имен прилагательных. Задымит вдруг недалекая речка Сим в ашинских лесах. То плывут туманы Миньяра. Они олицетворяют загадочные тайны седого Урала. | 5 мин | Р 1.2. | ||||
8. | Местоимение. | Р 1.2. | |||||
9. | Глагол. | 150 | Составьте и запишите из данных слов предложение. Определите время, число, род глагола. Выделите суффикс -л-. в, Челябинска, широко, пределах, Смолино, раскинулось, озеро Запишите глагол в формах женского и мужского родов. Обоснуйте выбор буквы окончания в глаголах прошедшего времени | 5 мин | Р 1.2. | ||
10. | Повторение. | 163 | Спишите текст. Обозначьте графически все изученные орфограммы. Ильменский заповедник Красива природа заповедника и его окрестностей. Далеко на горизонте синеют горы. Между ними проблескивают полоски озёр. А у подножия Ильмен лежит широкая золотая долина. | 8 мин | Р 1.2. | ||
Итого | 17 |