Ситуация на папском престоле была весьма сложной и это еще больше усугубляло взаимоотношения Церквей. На Римский престол в 1045–1047 гг. одновременно с Бенедиктом IX претендовали «лжепапы» Сильвестр III и Григорий VI. По желанию императора Генриха III все три папы были объявлены низложенными. При его же поддержке на Римской кафедре в 1049 г. был утвержден его родственник – Лев IX.
Восточные иерархи неоднократно делали попытки сохранить единство Вселенской Церкви. При этом они твердо отстаивал догматические основы вероучения, но готовы были не придавать большого значения каноническим и обрядовым расхождениям.
Важно подчеркнуть, что в момент окончательного разрыва предметом спора и полемики оказались не вопросы, по-настоящему разделяющие Церкви – о папстве и Св. Духе, а обрядовые отличия Западной Церкви от Восточной: опресноки, пост в субботу, пение аллилуйя на Пасху и т. д.
Церковный раскол или Великая схизма – это раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором.
|
|
В 1053 году в Константинополе по приказу патриарха Михаила Керулария были закрыты все храмы латинского обряда (из дарохранительниц были выброшены Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и их потоптали ногами). В ответ на это папа Лев IX направил в столицу Византии посольство во главе с кардиналом Гумбертом, который и отлучил Михаила от церкви.
20 июля 1054 года патриарх Михаил созвал Собор, на котором была произнесена встречная анафема. Так, начался великий раскол. Попытки договориться о воссоединении предпринимались еще в течение полутора веков. Окончательное же разделение между востоком и западом произошло после захвата и разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году.
Крестовые походы — серия религиозных военных походов в XI—XV вв. из Западной Европы против мусульман и не только. Или походы 1096—1291 гг. в Палестину, направленные на «освобождение» в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), против турок-сельджуков.
Первый крестовый поход (1096—1099)
Второй крестовый поход (1147—1149)
Третий крестовый поход (1189—1192)
Четвёртый крестовый поход (1202—1204)
Эпоха соборов в западной церкви, Авиньонское пленение и Великий западный раскол.
Авиньо́нское плене́ние пап — период с 1309 по 1378, когда резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В 1309 Климент V переехал в Авиньон. В Авиньоне папы чувствовали себя в гораздо большей безопасности, чем в беспокойном Риме, где происходили острые конфликты между аристократическими родами.
|
|
Великий западный Раскол католической церкви в 1378–1417 гг., когда одновременно правили два папы, а с 1409 по 1417 г. — три.
В 1378 г. последний Авиньонский папа Григорий XI решил вернуться в Рим, однако в том же году он скончался. Его преемником избрали Урбана VI. Отношения Урбана с кардиналами быстро испортились, папа был объявлен недееспособным, его избрание было признано незаконным, и были назначены новые выборы, в результате которых папой стал Климент VII, который вернулся в Авиньон.
Т. о. в римской церкви стало два папы. Империи раскололась: разные княжества были привержены разным папам.
Пизанский собор 1409 года. В 1409 г. было решено созвать собор, который бы разрешил конфликт, существовавший в церкви. Ни авиньонский папа (Бенедикт XIII), ни римский (Григорий XII) не прибыли в Пизу, где был созван собор, поэтому на нем избрали третьего папу, Александра V.
В 1414–1418 г. император Сигизмунд созвал Констанцский собор который проходил с 16 ноября 1414 по 22 апреля 1418 года, который низложил всех трех пап и избрал одного нового — Мартина V. Раскол был преодолен. В течение четырёх лет работы собора было решено много проблем, касающихся обновления церкви и церковной доктрины.
Борьба с Реформацией. Тридентский Собор.
Контрреформация - комплекс мер по реорганизации структуры Римско-католической церкви, упорядочению отделений положений её вероучения, в целях противодействия распространению реформационных идей и становлению новых церквей.
В 1542 году для борьбы с религиозным инакомыслием в Риме создана «Святая конгрегация» с неограниченной властью в делах веры и юрисдикцией, распространявшейся на все католические государства.
Окончательная консолидация сил контрреформации произошла на Тридентском соборе (1545-1563 годы), признавшем право папы Римского на неограниченную власть над католической церковью, а также закрепившем всю догматическую основу и организационную структуру Римско-католической церкви. Были подтверждены авторитет церковного Предания (наряду со Священным Писанием), уточнены догматические учения о грехе первородном, оправдании, церковных таинствах, чистилище, почитании святых, их мощей и икон. Тем самым были закреплены вероисповедные разногласия с протестантами.