Взаимоотношения Константинополя и Рима. Дело «Игнатия-Фотия», Софийские соборы 869-70 879-80 гг

Возвышение Римской кафедры. Богословские и исторические основания.

Вселенская церковь с первых же времен своего существования разделялась на две части: Восточную и Западную. Между этими частями сначала было полное единение, а весь христианский мир был объединен единством веры. С течением времени, отчасти вследствие дальности расстояния между обоими частями Вселенской церкви; отчасти вследствие племенных особенностей народов, вошедших в состав восточной и западной частей уже с ранних пор начинают замечаться некоторые расхождения, например, во II веке - спор о праздновавши Пасхи, в XII веке - о перекрещивании еретиков и т.д.

В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимской кафедре.

В послеапостольское время первое место заняла Римская кафедра. Рим был центром древнего мира и древней Церкви, поскольку это была столица империи. В столицу вели пути из разных концов государства, здесь осуществлялся обмен информациями и церковного характера. Римская кафедра осуществляла таким образом важную роль в соборной жизни Церкви. В силу своего центрального положения в империи она выполняла особую роль в контактах между Церквами. С Римской кафедрой сносились и согласовывались другие Поместные Церкви. Все это делалось по молчаливому согласию. Но не было и не могло быть никаких определений о благодатных преимуществах Римской Церкви перед прочими Церквами.

Город Рим пользовался у христиан особым уважением и как место проповеди и мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла.

С Римским епископом советовались, с его мнением считались, но в Церкви не было принципа безусловного повиновения  Риму. Не могло быть также в Церкви правила о том, что Римского епископа нельзя судить и наказывать, если он этого заслужит.

Не могло быть и речи о безусловном, слепом послушании Церкви Риму, особенно в вопросах веры.

Однако искушение, связанное с преимуществами Римской кафедры, было очень велико. Некоторые папы не сумели удержаться в должных границах и стали смотреть на свою Поместную Церковь, как на Церковь привилегированную, учительницу других Церквей, а на себя - как на единоличных повелителей всей Церкви Христовой, монархов, ни от кого не зависящих и никому не подсудных.

Сперва возникла речь о господстве Римской Церкви над прочими Поместными Церквами, потом - о единоличном господстве Римских епископов над всеми епископами и всеми Церквами.

       Богословское основание для возвышения Римских епископом, а следовательно, и Римской кафедры основывается на словах Иисуса Христа «… ты – Пер, и на сем камне Я создам церковь Мою… Я дам тебе ключи Царства Небесного». Поскольку Римская Церковь считает ап. Петра своим первым епископом, следовательно они считают, что община, которую он возглавил стала первоверховной.

 

 

Возникновение светской власти пап. Папство в первом тысячелетии.

Обладателями светской власти Римские первосвященники стали в середине VIII в., получив во владение отвоеванную территорию Равеннского экзархата и город Рим. С этого момента папы становятся главой самостоятельного государства, получившего впоследствии название Папской, или Церковной, области. Чтобы утвердиться в этом положении, надо было оградить новое государство от любых притязаний Византии.

Город Рим пользовался у христиан особым уважением и как место проповеди и мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла. Важная роль в жизни Церкви принадлежала, естественно, и епископу этого города. Если каждый епископ призван нести попечение обо всей Церкви (хотя пределы его юрисдикции строго ограничены), то тем более такое попечение о Вселенской Церкви входило в обязанность епископа первенствующей кафедры.

Но все эти преимущества не давали права Римскому епископу единолично решать дела всей Церкви. Такое право не приписывается ему ни одним официальным актом древней Церкви. С Римским епископом советовались, с его мнением считались, но принципа безусловного повиновения Риму в Церкви не было. Для решения общецерковных вопросов, несмотря на все трудности тогдашнего времени, все же созывались Соборы.

Не могло быть и речи о безусловном, слепом послушании Церкви Риму, особенно в вопросах веры.

Однако искушение, связанное с преимуществами Римской кафедры, было очень велико. Некоторые папы не сумели удержаться в должных границах и стали смотреть на свою Поместную Церковь, как на Церковь привилегированную, учительницу других Церквей, а на себя - как на единоличных повелителей всей Церкви Христовой, монархов, ни от кого не зависящих и никому не подсудных.

 

 

Взаимоотношения Константинополя и Рима. Дело «Игнатия-Фотия», Софийские соборы 869-70 879-80 гг.

Став независимыми светскими монархами, Римские епископы получили возможность действовать более решительно и в области церковных взаимоотношений.

Первым крупным столкновением папизма с Православием стал конфликт пап Николая I и его преемника Адриана II с Константинопольской Церковью по так называемому делу святого патриарха Фотия.

В то время, Константинополем управляла императрица Феодора за малолетством своего сына Михаила III. Она возвела на патриарший престол благочестивого и преданного ей Игнатия.  

Брат императрицы Варда, будучи воспитателем молодого императора, воспользовавшись своим влиянием, заточил Феодору в монастырь, а Игнатия низложил с патриаршего престола и сослал. На место Игнатия Варда возвел Фотия. Низложение Игнатия и возведение на его место Фотия произвело в Константинопольской церкви большие волнения, т.к. одни признавали Фотия законным патриархом, а другие - нет.

Недовольный таким исходом дела, папа Николай I созвал в 862 г. в Риме собор из своих епископов, на котором предал проклятию Фотия и  восстановил Игнатия. Но в Константинополе не подчинились решению папы. Имп ератор Михаил III отправил Николаю I письмо, в котором высказывался, что папа вмешивается не в свое дело.

В 869 году в Константинополе состоялся собор, на котором в присутствии легатов папы Адриана II, преемника Николая I, Фотий был объявлен низложенным и предан проклятию, а Игнатий восстановлен. На этом соборе восточная церковь признала над собой верховный авторитет папы и согласилась на все  его требования.

В 877 г. патриарх Игнатий скончался, и на патриарший престол вернулся Фотий. Ликвидация остатков церковной смуты произошла на Великом Свято-Софийском Соборе (879–880), который был проведен в Константинопольском храме Св. Софии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: