Психолого-педагогические знания в деятельности учителя физической культуры

Системы физического воспитания

Система представлена частями, которые имеют свои государственные программы по ФК, учитывающие пол, возраст, условия проживания, материально технические базы для реализации задач теоретического воспитания ФК.

Эффективность использования людьми физических упражне­ний зависит как от организации педагогического процесса, так и от уровня материального и научного обеспечения, совершенст­ва органов руководства и контроля. Целенаправленное взаимо­действие всех этих частей и создает ту целостную социальную организацию которая называется системой физического воспитания. Каждая систем физического воспитания создается тем или иным обществом для достижения поставленной цели, а поэтому отражает конкретно-исторический тип физического воспитания.

Система характеризуется определенным составом элементов, присущими им функциями, особенностями взаимных связей с другими системами общества.

Предназначение всей этой совокупности элементов состоит в том, чтобы совершалась главная функция системы— осуществля­лось физическое совершенствование людей. Результативность функционирования системы зависит от ее целевой направленно­сти и совершенства входящих в систему элементов. Система физи­ческого воспитания функционирует в тесной взаимосвязи с други­ми системами общества. Развиваясь под влиянием культуры, нау­ки, экономики, политики, искусства, система физического воспитания оказывает и обратное влияние на все сферы общественной деятельности.


 


Цель и задачи физического воспитания

Цель: Гармоническое развитие личности

задачи: оздоровительные, воспитательные, прикладные, образовательные

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивиду­альных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

— формирование правильной осанки;

— своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

— формирование изгибов позвоночника;

— развитие сводов стопы;

— укрепление связочно-суставного аппарата;

— развитие гармоничного телосложения;

— регулирование роста и массы костей;

— развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов — сердца, крове­носных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уде­ляется развитию мышц-разгибателей.

воспитательные – привитие любви к занятиям ФК, воспитание эстетических нравственных качеств, воспитание физических качеств

Основное назначение прикладной задачи физического воспитания – направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

образовательные – формирование специальных знаний соответствующих возрасту учеников, которые представлены в программах по физической культуре и здоровью в виде тем для каждого класса.


 


Психолого-педагогические знания в деятельности учителя физической культуры.

1. Педагогическая направленность - это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью. Она формируется на базе трех мотивационных образований: интересе к работе с детьми, интересе к физической культуре, престиже профессии. Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлеченности ею.

2. Знания (эрудиция) и умения учителя физической культуры. У учителя физической культуры выделяют общие и специальные знания. Общие знания (в области политики, литературы, искусства...) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания: психолого-педагогические, медико-биологические и в области теории и практики физической культуры (теоретические - например, истории физической культуры, биомеханики, теории спорта, практические - как выполнить то или иное упражнение и методические - знание того, как научить другого).

Под умением понимают практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом, обеспечиваемое совокупностью приобретенных знаний и навыков.

У учителя физической культуры выделяют: конструктивно-проектировочные (подбор материала, перспективное и текущее планирование...), гностические (знание своего предмета, учащихся, умение наблюдать, подмечать ошибки...), организаторские (реализация планов, организация своей деятельности и деятельности учащихся....), коммуникативные (установление благоприятных взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, администрацией...) и двигательные (техника выполнения физических упражнений, страховка...) умения.

3. Профессионально-значимые качества (ПЗК) обеспечивают успешное овладение профессией на основании соответствия требований профессии и личности. ПЗК - отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку, определенной профессии и способствующие успешному ее освоению (В.Л. Марищук, 1991).

4. Авторитет возникает в процессе деятельности, поэтому он является не первичным, а вторичным компонентом педагогического мастерства. Авторитетным называется человек, с мнением которого считаются, которому стремятся подражать и доверяют решение тех или иных вопросов. Авторитет складывается из ряда компонентов: 1)авторитет профессионала в области физической культуры и спорта;2) авторитет возраста; авторитет должности; нравственный авторитет.

Перечисленные компоненты образуют единый авторитет. Молодые учителя пытаются ускорить формирование авторитета, в результате чего формируется ложный авторитет, что вредит воспитанию и обучению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: