Формы организации занятий

Под формами занятий в физическом воспитании понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определённым типом взаимодействия преподавателя (тренера) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы – урочные и неурочные. Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:уроки физической культуры, проводимые преподавателем по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (в школах, ССУЗах, ВУЗах и т. п.). спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта. Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков.

Урочные формы занятий: Собственно- урочные формы Уроки физической культуры в школах, ПТУ, ССУЗах, ВУЗах и других учебных заведениях, Спортивно-тренировочные занятия Занятия в секциях, спортивных клубах, ДЮСШ, СДЮСШОР и т. п.

Неурочные формы занятий: Малые формы1.Утренняя гимнастика.2.Вводная гимнастика.3.Физкультминутки, физкультпаузы.4.Микропаузы активного отдыха. Крупные формы1.Самостоятельные тренировочные занятия (индивидуальные или групповые).2.Физкультурно-рекреативные формы занятий. Соревновательные формы

1.Собственно спортивные соревнования.

2.Соревновательные формы занятий.


 

11. специфика планирования учебного процесса по физическому воспитанию в различных учреждениях образования. Требования к планированию в фв. Под планированием понимают, предварительную разработку и определения на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержание методики, форм организации. Виды: а) Перспективное - на длительный срок (несколько лет); б) текущее - распределенный на этапы работы (учебную четверть, в) оперативное - на ближайшее; время (на предстоящее занятия). Требования: 1)отражать целевую направленность педагога (разрядные нормативы - по госуд. программе), 2) реальность планирования - связано постановкой и достижение цел и. 3). всесторонность планирования задач педаг. процесса; 4) учет закономерностей ф.в (закономер. формирования двигательных умений, навыков, развития ф качеств) и ряда принципов (системность. доступность); 5) конкретность планир-я (в строгом соответствии поставленных задач, наличие средств и методов); 6. научная обоснованность (научность - процесс; обоснованность - обоснов материала). 7.Наглядность - визуального отображения планир-я                                                                                                                               Методика разработки   год-го, поурочно-четвертного, поурочного плана, графика. Основные  документы планирования: учебный план; учебная программа; план-график учебною процесса; рабочий (тематический) план; расписание занятий; план-конспект. Учебный план и учебная программа разрабатывается гос. органами, министерствами и комитетами.

1 учебная программа - 1) целевые установки и общие задач, 2) объем знаний, умений и навыков; 3) уровень теоретической и спортивной подготовки в зачетных требованиях состоит: 1 уроки ф.к.; 2. физ- оздоровит. мероприятий в учебное время; 3. ф.к. во внеурочное время; 4 физк. массовые и спорт, мероприятия

2.План-график - последовательность теорет-го и практ. раздела учеб, программы по месяцам и неделям на 1 год. Отражено кол-во часов.

3 Рабочий   план - на основе учебной программы и годового плана-трафика. Изложение каждого раздела (урока, четверти) Более конкретно изложение методов, средств и воспитания ф качеств.

4 расписание занятий - постоянным, стабильным, равные промежутки времени между занятий

5.план-конспект - состав-ся на основе рабочею плана.


 

22. Психолого-педагогические особенности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основными формами занятий ФУ являются: Утренняя гимнастика - направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки. Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Для детей от 2 до 4 лет - 5 мин (3-4 упр). 4-5 лет - 6-8 мин, 6 лет - 8-10 мин. Через 7-10 дней. Первоначально определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей. Физк. занятия урочного типа являются основной формой работы. Цель - обучение новым движениям, закрепления ранее освоенных действий, воспитание физ. способностей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 15-20 мин (3-4 года), 20-25 мин (4-5 лет), 25-30 мин (5-6 лет). Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. Часто используют ходьбу, бег. Прыжки, переползание и др. способы передвижения. Физкульпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных систематических положениях тела. Несколько хорошо освоенных упражнений динамического характера 2-3 минуты. Физкультурные праздники. Демонстрация детьми результатов, достигнутых в овладении ФУ. Проводится не реже 2-3 раз в год.Самостоятельные занятия ФУ. Самостоятельная двиг. деятельность детей заключается в выборе вида занятий по своему желанию.Существует две формы организации ФВ детей раннего и дошкольного возраста: 1) государственная (детские ясли - до 3 лет и детский сад - от 3 до 6-7 лет); самодеятельная (в семье). Основу двигательной активности детей до 2 лет составляют ходьба, лазание, преодоление препятствий, игры с мячом, игрушками, обручем и др. Широко используется имитации («бежим тихо, как мышки» и т.д.). Нагрузка рассчитывается по пульсу: разница в частоте между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 ударов. В 3-4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упр-я, дающие ЧСС не менее 130-140 уд/мин, в 5-7-летнем - не менее 140-150 уд/мин.

 Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы). Специфика задач и содержания программы по ФВ обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 1О-1 1 лет.При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать направильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процессобучения с воспитанием двигательных качеств. Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется. Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение. В возрасте 8-1 1 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6-8 с). У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания). Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.

 


 

40. Виды контроля за реакцией организма на самостоятельные занятия физическими упражненияим

Цель — содействие эффективности ф.в. и спорта. Задачи профилактики- организация и проведение лечебных профилактик, санитарно-гигиенических мероприятий, выявление ранних признаков заболевания и повреждений их профилактика, питание, размещение на соревнованиях. Перетренированность, ее лечение и профилактика Утомление - обратимое снижение раотоспособяостн за счет реакции на фаз. нагрузки.    -.Харч»: повышение ЧСС, изменение цвета кожи, понижение сердечной производительности. Переутомление или перетренированнось – это прогрессирующее развитие переутомления, проявляется - нарушение сна, ухудшение самочувствия, неустойчивость настроения, ухудшение координации. Перетренированность приводит к неврозам: - неврастения, истерия, навязчивое состояние. Признаки перетренированност: потеря аппетита, сна, нежелание тренироваться, агрессивность, безразличие.

Стадии перетренированности: 1. начальная; 2 постепенная, 3, невротическая. При переутомлешш суперкомпенсация не наступает. Реабилитация - восстановительные центры. Для оценки - пробы с физической    нагрузкой, электрокардиографы, фармакологические пробы. Средства восстановления -- педагог, медиц., психология.

Травма - воздействие на организм человека внешнего фактора нарушающего строение и целостность тканей в нормальное течение физиологических процессов. Характера травм:

кожные (ушибы); подкожные (разрывы связок, переломы) прямые или не прямые (в зависимости от точки - приложения силы;- удар в боксе): Травмы бывают: открытые, закрытые. По степени тяжести: тяжелые, средние, легкие, острые, хроническе, микротравмы. Причины: методика занятии; организация соревнований; недостаток- материально-технич. обеспечения, метсорологич. факторы. Профилактика; знания причин и особенности травм в различных видах спорта, знания о мерах предупреждения.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: