Врачебно-педагогический контроль

Врачебно-педагогический контроль – это исследования, проводимые со-

вместно врачом и преподавателем-тренером для того, чтобы определить, как

воздействуют на организм занимающегося или спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

При проведении врачебно-педагогического контроля (наблюдения) непо-

средственно на местах занятий применяются общепринятые методы определе

ния реакции организма на выполнение учебно-тренировочной нагрузки (под-

счет пульса и дыхания, измерение давления крови, динамометрия, визуальная

характеристика внешних признаков утомления и т.д.).

С помощью врачебно-педагогических наблюдений выясняются: условия

проведения занятий; их содержание и методика; объем и интенсивность тренировочной нагрузки и соответствие ее уровню подготовленности занимающихся,их индивидуальным особенностям; выполнение студентами гигиеническихправил содержания одежды и обуви; ведение студентами дневника самоконтроля; выполнение мер профилактики спортивного травматизма. Все это позволяет дать врачебно-физиологическую и педагогическую оценку учебно-тренировочному занятию в целом и реакции организма на нагрузку. Врачебно-педагогический контроль дает возможность выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Срочный тренировочный эффект – это изменения, происходящие в орга-

низме во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект – это изменения, происходящие в

организме в поздних фазах восстановления (на другой и последующие дни по

сле нагрузки). Кумулятивный тренировочный эффект – это изменения в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа тренировочных занятий. Следует подчеркнуть, что за всю процедуру врачебно-педагогического контроля несет полную ответственность не врач, а педагог-тренер. Поэтому все срочные оперативные замечания по результатам контроля врач должен сообщать не занимающемуся, а преподавателю-тренеру Результаты врачебно-педагогического контроля должны быть использованы им для совершенствования учебно тренировочного процесса.

 

Значение самостоятельной работы по физическому воспитанию для формирования физической культуры личности.

Наряду с широким развитием организованных форм занятий физической

культурой существенное значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями в их различных формах: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы в течение учебного дня, Специально организованные самостоятельные тренировочные занятия и т.п. Они нужны и для укрепления здоровья, и для более быстрой адаптации к новым условиям обучения в вузе, и к необычным условиям учебных и производственных практик. Некоторым студентам необходимы дополнительные самостоятельные занятия для выполнения зачетных нормативов по учебной дисциплине «Физическая культура». Спортивная

тренировка, как правило, также требует и самостоятельной подготовки.

Мотивация – важнейший фактор обеспечения постоянных регулярных

самостоятельных занятий физическими упражнениями. Именно она обеспечи

вает необходимую и неразрывную цепочку действий: мотивация – интерес –

знания – регулярные занятия – эффективность. Мотивация определяет и целенаправленность занятий, а она может быть различной: − для укрепления здоровья; − для коррекции недостатков физического развития и телосложения; − для повышения своих функциональных возможностей;

− для психофизической подготовки к будущей профессиональной деятель-

ности, для овладения жизненно необходимыми умениями и навыками;

− для активного отдыха. И, как уже отмечалось, для получения зачета по физической культуре или для совершенствования личной спортивной подготовленности. Естественно, что в некоторых случаях возможно совмещение двух или более мотивирующих вариантов самостоятельных занятий физическими упражнениями. Однако, как показывает практика, кроме мотивации, существуют и другие факторы:первый – недостаток знаний – «с чего начать?»;второй – «синдром понедельника» – «вот со следующего понедельника и начну!»;третий – отсутствие видимых (ощущаемых) нарушений в состоянии здоровья, хотя регулярные физические упражнения полезны и практически здоровым лицам.В первом случае при вашем обращении преподаватель физического воспитания должен дать вам необходимую консультацию. Во втором случае, когда преобладает широко распространенный феномен присутствия лени и отсутствия волевых качеств, многое зависит от вас. В третьем – обратитесь к дополнительным доводам о необходимости таких занятий – они вокруг нас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: