Задачи физического воспитания

· Образовательные: совершенствование приобретенных ранее и овладение новыми двигательными умениями и навыками; обеспечить понимание значения физических упражнений для организма; ознакомление с основами самоконтроля и оказания первой помощи при травмах. Выработка организаторских и судейских навыков. Дальнейшее развитие физических качеств: координационных способностей, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости.

· Оздоровительные: укрепление здоровья, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, содействие гармоническому физическому развитию.

· Воспитательные: воспитание позитивных черт личности (дисциплинированности, инициативности, ответственности). Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

 Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры).

Обучение двигательным действиям следует строить, опираясь на положительный перенос навыков. Материал школьной программы предусматривает преемственность при переходе из класса в класс.

С целью совершенствования двигательных действий чаще использовать расчлененный метод.

Для подростков характерно стремление к соревнованию, при этом они нередко склонны переоценивать свои возможности.

В подростковом возрасте необходимо учитывать увеличивающиеся развития детей, использую дифференцированный подход. В обучении необходимо оптимально сочетать учебный материал школьной программы с дополнительным материалом. Объяснения должны быть краткими, образными, с указанием воздействий на организм.

 

 

24. Психолого-педагогические особенности физического воспитания детей юношеского возраста. Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей 15-16 до 17-18 лет. Старший школьный возраст отличается спокойным периодом развития и роста. Одновременно завершается половое созревание. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Мышцы эластичны и имеют хорошую нервную регуляцию, по химическому составу приближаются к мышцам взрослого. Завершается развитие центральной нервной системы, формируется мировоззрение.  Задачи физического воспитания.

· Образовательные: совершенствование ранее приобретенных двигательных умений и навыков; освоить правила самоконтроля, привить привычку к ежедневным занятиям физической культурой. · Оздоровительные: содействие гармоническому физическому развитию, выработка умений использовать средства физического воспитания для укрепления здоровья, создание прочного представление здорового образа жизни, о роли физической готовности для выполнения функций материнства, отцовства, о подготовке к службе в армии. · Воспитательные: формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания. Содействие дальнейшему развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки. Физиологические нагрузки юноши переносят лучше, чем девушки. При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует проводить занятия в нестандартных условиях, при максимальных физических и волевых нагрузках; у девушек ограничить использование упражнений, связанных с сильным сотрясением тела (отрицательное влияние на отвечающие за материнство функции). В занятиях чаще использовать такие методические приемы как взаимопомощь и страховка. С целью комплексного развития физических качеств широко применять в процессе физического воспитания старшеклассников метод круговой тренировки.Для решения образовательных задач в старших классах используются лекция, беседа, рассказ, команда, распоряжение, оценка и др. В тренировочных занятиях, для развития силы, используются упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи).

25.. Психолого-педагогические особенности физического воспитания взрослого человека

Особенности возрастного развития. Возрастная группа людей старше 18 и до 55/60 лет, условно делится на два периода: Первый – молодежный (18-30 лет). Второй – средний (зрелый) от 31 до 55/60 лет.

Первый период. Люди этого периода приступают к трудовой деятельности. В эти годы человек находится в расцвете сил. Происходит поступательное развитие организма, которое заканчивается к 25 годам. Главная молодежная особенность – высокий уровень тренируемости двигательной функции, повышение работоспособности и силовых проявлений. Складываются благоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких результатов. В период расцвета увеличивается вес тела, сердце в покое имеет 70-80 ударов в минуту, но может достигать и 250 уд/мин (обладает 20-кратным резервом прочности), огромные резервы дыхательной системы (вентиляция легких в покое равна 5-8 л 3, а при работе до 140 л 3). Велики резервы костно-мышечной системы. В связи с этими изменениями отмечается важная психологическая особенность молодежного возраста – возможности физического совершенствования кажутся беспредельными и общедоступными, поэтому необходимо усиливать образовательную направленность физического воспитания, сориентировать человека на новые режимы и цели двигательной активности.

Задачи в этом периоде:

1. Углублять знания о правилах дозирования нагрузки.

2. Закреплять потребность заботиться о своем здоровье.

3. Уметь составлять спортивно-оздоровительные программы.

4. Начало семейной жизни требует от родителей получения знаний о вынашивании и рождении ребенка и о воспитании его здоровым.

5. Поддерживать должный уровень физических качеств и общих координационных способностей.

Второй период (стационар). В возрастном интервале 30-60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Масса тела, частота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижаются. Мышцы в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако, регрессивные изменения аппарата движения заметны уже после 30-35 лет (снижение эластичности связочного аппарата, возрастание хрупкости костей, окостенение ряда элементов позвоночного столба, снижение подвижности в суставах). После 30-ти лет каждые 10 лет понижается активность обмена веществ на 7-8%. Снижается возбудимость коры головного мозга и как результат – ухудшение координационных способностей. Ослабляются функции сердечно-сосудистой системы, снижается продуктивность умственной деятельности – человек быстро утомляется.

В связи с этим, задачами физического воспитания во втором периоде являются:

1. Формирование мотивации систематической двигательной активности.

2. Овладение знаниями самоконтроля за здоровьем.

3. Замедление инволюционных изменений, происходящих в организме на основе использования различных упражнений.

В процессе трудовой деятельности и в процессе физического воспитания проявляются одни и те же механизмы изменения работоспособности (фаза врабатывания, фаза устойчивой работоспособности, фаза утомления). Путем применения физических упражнений возможно ускорение процессов врабатывания, продление фазы устойчивой работоспособности и ускорение процессов восстановления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: