Церкви) и сознанием собственной правоты. 4 страница

Евсевий Кесарийский в «Похвальном слове Константину» (335 г.) так формулирует обязанности христианского императора:

«Величайшее чудо и то, что столь великий василевс[LXIII], как бы ис­толкователь воли Всецаря Бога, громогласно взывает ко всему миру, и приглашает всех пасомых им к познанию Сущего... Сей василевс, как мудрый кормчий, сидя на возвышении и держа в руках корми­ло, верно правит кораблем и при содействии благоприятного ветра, ведет всех своих подданных к безопасной и вожделенной пристани. А Бог, великий Царь, простирая к нему свыше десницу, делает его победителем всех врагов и противников, и укрепляет силу его цар­ствования... Он, т.е. правитель целого мира, Слово Божье, проходя­щее на всём, через всё и во всём видимом и невидимом. От Него-то и через Него заимствует образ верховного царствования сам друг Божий, василевс наш, и всем, что на земле подчинено его кормилу, управляет, подражая Всеблагому».

В другом месте Евсевий называет императора «образом» («ико­ной») самого Христа: «Василевс - один к одному, это образ единого Всецаря».

Константин и особенно его преемники, беря от христианства идею божественной санкции верховной власти, оставались в доктри­нальных рамках римской имперской государственности. Римская традиция позднего принципата не допускала подчинения императо­ра никакой другой земной власти. Поэтому Константин не принимал св. Крещения вплоть до исхода своей земной жизни — ведь иначе, по взглядам того времени, он стал бы членом одной из государственных корпораций и взял бы на себя обязанность соблюдать её устав. Это, в свою очередь, означало ограничение абсолютной монархической власти василевса. Таким образом, свойственное Константину рим­ское правосознание не могло допустить такого юридического казуса, когда суверенный правитель государства подпадает под ограничения какой-либо государственной корпорации.

Однако, даже не получив св. Крещения, император мог прово­дить церковные преобразования — ведь он юридически и фактиче­ски являлся верховным правителем империи и всех существовавших в ней корпораций, в том числе религиозных. Таким образом, в силу старых римских традиций статус императора по отношению к Церк­ви был особым, отличным от статуса обычного человека.

Этот порядок продолжался вплоть до св, имп. Феодосия I (379— 395 гг.), который первым из императоров крестился сразу по восше­ствии на престол, однако сохранил особый статус «епископа внеш­них», сложившийся ещё при Константине.

Став «служителем Бога», служителем вечной Истины, император уделял пристальное внимание выработке единой церковной доктри­ны и, как следствие, борьбе против ересей. Для обсуждения бого­словских взглядов пресвитера Ария и многих его приверженцев им­ператор созвал в 325 г. в г. Никее IВселенский собор (см. ниже П.4,а),

Перед отцами I Вселенского Собора император выступил с ре­чью, в которой сказал: «После того как силой Бога Спасителя совер­шенно низвергнуто богоборчество тиранов, да не покрывает иным образом хулами коварный демон Божественного закона; ибо для меня тягостнее всякой войны и битвы внутренний раздор Церкви Божией, и это представляется мне более печальным, чем [войны] внешние... Итак, не медлите, милые служители Божьи и добрые по­читатели общего нашего Владыки Спасителя, уже сейчас начав рас­смотрение причин вашего раздора, разрешить узы несогласия по законам миролюбия. Этим вы сотворите угодное Богу всяческих и мне, вашему сослужителю, доставите величайшую радость» (пере­вод мой. — К. М.).

Итак, при Константине Великом была реализована следующая схема отношений между Церковью и государством:

Бог (Христос)

Император                                                                  Церковная иерархия

(епископат)

Эта схема с некоторыми модификациями сохранялась на протя­жении всей тысячелетней истории Восточной Римской империи — Византии. Церковь возносит за императора свои молитвы, император подавляет расколы и ереси, помогает Церкви материально, заботится о надлежащем исполнении ею своих функций. Между государством и Церковью существуют отношения союза и сотрудничества. Однако между ними нет равенства — император, подобно Христу, возглавля­ет Церковь земную и фактически управляет ею (на схеме это выраже­но более длинной стрелкой). Однако власть императора над Церко­вью ограничена и носит внешний (административный) характер, без права вмешательства в догматику (но это лишь до поры до времени), обрядность и церковный суд.

Евсевий сохранил для потомков программное высказывание Константина Великого о неподсудности Церкви светским властям: «Выше любого судьи суд иереев Божьих!» (Жизнь Конст. IV, 27).

Константин I скончался на Пятидесятницу, 22 мая 337 г., в воз­расте 65 лет, приняв перед самой кончиной св. Крещение от главы Никомидийской кафедры еп. Евсевия, Похоронили его в Константи­нополе, в церкви св. Апостолов, ставшей после этого официальным местом упокоения византийских императоров. Консервативный римский сенат, по старому обычаю, тут же причислил покойного к сонму языческих богов, а Церковь уже в V в. — к лику святых.

Контрольные вопросы по теме

1. Какие эдикты римских императоров о веротерпимости по отношению к хри­стианам вам известны? Когда и кем они были изданы? Каково было их со­держание?

2. Каковы были причины обращения Константина ко Христу? Что такое ла- барум?

3. Какие законы в пользу христианской Церкви были приняты при Константине?

4. Какова была новая идея римской государственности, впервые сформулирован­ная при Константине идеологом христианской монархии Евсевием Кесарий­ским

5. Почему Константин откладывал принятие св. Крещения вплоть до своей кончины?

Дополнительная литература по теме

Белякова Е.В. и др. Елена, равноап. // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 293-295.

Чичуров И.С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской истори­ографической традиции (IV — начало IX в.) // Чичуров И.С. Избранные труды. К 60-летию Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2007. С. 80—91 (Ев­севий Кесарийский о Константине Великом).

Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. III. Никейское и посленикей- ское христианство. 311-590 гг. по Р.Х. СПб., 2007. С. 15—32 (Константин Великий).

II.2.б. Церковь и государство в IV - середине VI вв. Формирование христианской империи

(К Л. Максимович)

Сыновья Константина, унаследовавшие от него власть в империи, продолжили церковную политику отца. Так, средний сын Константи­на имп. Констанций II (337—361 гг.) запрещает языческое «суеверие» и кровавые жертвы, отменяет разрешение на ночные жертвопри- ношеня, данное узурпатором Магненцием (23 ноября 353 г.), и даже вводит уголовное наказание за жертвоприношения (1 декабря 354 г., 19 февраля 356 г.). Им также издаются законы против «гаруспиков» (гадателей на внутренностях жертвенных животных), «математиков» (так называли тогда астрологов), прорицателей, «халдеев», магов (4 декабря 356 г., 25 января 357 г., 5 июля 358 г.). Эти законы, несмо­тря на терминологическую неопределённость, были направлены не на полное искоренение язычества, а лишь против крайних, уродли­вых форм традиционного языческого культа. Случаи закрытия или разрушения языческих храмов в 40—50 гг. IV в. были очень редки. Во время посещения Рима (356 г.) Констанций живо интересовался ста­ринными храмами, в которых продолжали совершаться языческие обряды, но уже без кровавых жертвоприношений.

Констанций II бесцеремонно вмешивался в церковные дела на стороне ариан, добивался вопреки воле своих соправителей — старшего брата Константина II (337—340 гг.) и младшего Констан­та I (337—350 гг.) — устранения свт. Афанасия Александрийского от церковных дел. В ответ на отказ отцов Медиоланского собора 355 г. осудить Афанасия, так как это противоречило канонам, импера­тор в сердцах сказал: «Чего я желаю, то пусть и считается каноном... Или повинуйтесь, или сами отправляйтесь в ссылку» (Афан. Алекс, Ист. ариан. XXXIII, 7). Епископы посоветовали ему не смешивать власть над империей с церковным управлением, однако осудить свт. Афанасия им всё же пришлось.

Констанций II, как и Константин Великий, принял св. Крещение незадолго до своей смерти (3 ноября 361 г.) от арианского еп. Евзоия Антиохийского (Созомен. Церк. ист. V, 1.6).

Проводимая Констанцием политика жёстких репрессий против язычников вызвала в их среде сопротивление и протест. Сменивший Констанция на престоле его двоюродный брат Юлиан (361—363 гг.), получивший за своё отречение от христианства прозвище Отступ­ник, поначалу объявил всеобщую религиозную терпимость и возвра­тил из ссылки православных епископов. Тем самым он рассчитывал вновь поссорить их с арианами и другими противниками Никейско- го символа веры. Вскоре, однако, Юлиан вновь обратился к языче­скому культу, а христианам запретил заниматься интеллектуальными профессиями и преподаванием грамматики, риторики, философии (Созомен, Церк. ист. V, 11; Сократ. Церк. ист. III, 12—13). Краткий пе­риод языческой реакции при Юлиане закончился в 363 г. с гибелью последнего в персидском походе.

После этого императором стал Иовиан (363—364 гг.), который конфисковал земельную собственность языческих храмов и запре­тил языческие жертвоприношения, вновь распространившиеся при Юлиане.

Его преемник на Западе Валентиниан I (364—375 гг.) придерживал­ся принципа веротерпимости и, хотя был убежденным сторонником Никейской веры, воздерживался от вмешательства в вероучитель­ные споры. Поэтому арианствующие противники никейского «еди- носущия» в его царствование занимали сильные позиции в Италии и префектуре Иллирик. Его брат и соправитель на Востоке Валент (364—378 гг.) покровительствовал противникам Никеи и предоставил полную свободу язычникам (Феодорит. Церк. ист. V, 20). Оба импе­ратора постановили, что обряды предков не считаются преступными (19 мая и 6 декабря 371 г.), запрещались лишь колдовство, астрология и ночные жертвоприношения (9 сентября 364 г. и 12 декабря 370 (или 373) г.).

По праву считая себя главным борцом с ересями, Валент начал в 370 г. гонение на православных. В то время на Востоке именно православные были в меньшинстве, а ключевые кафедры, включая Никомидию и Константинополь, занимали умеренные ариане. Го­нение началось в Никомидии, потом охватило весь Восток, особен­но Сирию. Православную оппозицию Валенту возглавил еп. Кеса­рии Каппадокийской свт. Василий Великий. В 376 г. Валент изменил свою позицию, и в 377—378 гг. на свои кафедры возвратились ранее сосланные православные епископы. В 378 г. Валент погибает в битве с готами при Адрианополе (Фракия).

Император Восточной империи св. Феодосий I Великий (379— 395 гг.) сразу же полностью порывает с государственным языческим культом и крестится (хотя и в болезни) в Фессалонике у православ­ного еп. Асхолия, потребовав от него исповедания Никейской веры. 28 февраля 380 г. император издаёт от своего имени и от имени своих соправителей Грациана и Валентиниана знаменитый Фессалоникий­ский эдикт, в котором (ещё до II Вселенского собора) было провоз­глашено «единое Божество Отца и Сына и Святого Духа в равном величестве и в Пресвятой Троице». Наименование «кафолических христиан» закреплялось лишь за теми, кто верует как папа Римский Дамас и Пётр Александрийский.

Прибыв в 380 г. в Константинополь, император потребовал от близкого к арианству архиеп. Димофила признать единосущие Сына Отцу, но тот предпочёл отправиться в ссылку. 27 ноября 380 г. импе­ратор лично вводит в кафедральный храм св. Апостолов свт. Григория Богослова в качестве архиепископа Константинопольского. В этом же году появляются законы императора Запада Грациана (367—383 гг.), направленные против ариан.

В 382 г. под влиянием свт. Амвросия Медиоланского Грациан отка­зывается от титула ροηϋ/ех тахйпиз. лишает коллегии жрецов и веста­лок в Риме всех привилегий и окончательно удаляет из сената язы­ческую статую Победы (впервые эта статуя была вынесена из сената ещё в 357 г., при Констанции II, однако возвращена при Юлиане). Так языческая религия была окончательно отделена от государства.

10 января 381 г. Феодосий запретил еретикам собираться в пре­делах городских стен Константинополя. Эдикты 2 мая 381 и 20 мая 383 г. лишали гражданских прав отступников от христианства. Ана­логичный эдикт был издан западным имп. Грацианом.

В том же 381 г. император собирает в Константинополе IIВселен­ский Собор, на котором было осуждено как еретическое учение Ма-


II.2. Церковь и христианское государство кедония о Св. Духе, произошло окончательное утверждение никей- ского учения о единосущии Сына и Св. Духа Отцу и сформулирован в окончательном виде Символ веры.

В своём 3-м каноне Собор постановил считать епископскую ка­федру Нового Рима - Константинополя — второй после кафедры старого Рима. Это вызвало неудовольствие в старых апостольских Церквах Востока, а также в Риме, поскольку кафедра Константино­поля не могла похвалиться апостольским происхождением и должна была, согласно этому критерию, стоять последней в ряду крупных церковных центров империи. Тем не менее столичный статус этой кафедры способствовал её возвышению на почётное второе место.

Феодосий и в дальнейшем активно использовал свои законода­тельные полномочия для борьбы с еретиками. После II Вселенского Собора он опубликовал эдикт от 30 июля 381 г., в котором повто­рил распоряжение отбирать церкви у еретиков, а православными постановил считать тех, кто состоит в общении с архиеп. Нектари­ем Константинопольским, Тимофеем Александрийским, еп. Григорием Нисским, Диодором Тарсским и др. Неоднократные запреты собраний еретиков были направлены против ариан, евномиан, македониан, аполлинариан (см. ниже).

В 386 г. свт. Амвросий Медиоланский отказал императору Запада Валентиниану II (находившемуся под влиянием сворей матери ари- анки Юстины) в требовании передать одну из городских базилик арианину Авксентию и ясно дал понять, что император не имеет пра­ва судить епископов и вмешиваться в вопросы веры.

В 390 г. Амвросий наложил на Феодосия временное отлучение от Церкви за жестокое подавление беспорядков в Фессалонике. Импе­ратор подчинился. Впервые Церковь в лице Амвросия дала понять императору, что он не только обязан защищать интересы Церкви, но и соблюдать христианское человеколюбие по отношению к поддан­ным — в противном случае его ждёт церковное наказание.

Борясь с еретиками внутри Церкви, Феодосий I продолжал вести целенаправленную борьбу с язычеством. В 383—389 гг. рядом эдик­тов были вновь запрещены кровавые жертвы, на Востоке закрыто и разрушено большое число языческих храмов (Зосим. IV, 37.3; Феодо- рит. V, 18.14; V, 21.5—15 и др.). Наконец, эдиктами 391 и 392 гг. Феодо­сий запрещает все языческие обряды и посещения храмов, язычни­ки объявляются вне закона, их имущество подлежит конфискации. Особым эдиктом, изданным в Аквилее, запрещен языческий культ в Египте, после чего христиане Александрии во главе с архиеп. Фео-


филом (385—412 гг.) разрушили Серапеум — храм бога Сераписа. Так христианство получает статус единственной государственной рели­гии. С этого времени империя официально становится христианской. В 393 г. состоялись последние Олимпийские игры, а знаменитая статуя Зевса Олимпийского работы Фидия была увезена из Олимпии в Кон­стантинополь.

При сыновьях Феодосия I империя окончательно разделяется на Западную и Восточную. На Востоке воцаряется Аркадий (395—408 гг.), на Западе — Гонорий (395—423 гг.). Сыновья Феодосия продолжили его церковную политику.

7 авг. 395 г. оба императора повторили запреты против язычников и еретиков, а год спустя отменили освобождение от налогов, которым пользовалось языческое жреческое сословие (7 дек. 396 г.). В 399 г. Гонорий запретил жертвоприношения, но при сохранении древних языческих храмов. Аркадий, наоборот, требовал их разрушения.

В начале V в. имп. Аркадий принимает участие в соперничестве архиепископских кафедр Константинополя и Александрии. Низло­жение в 404 г. архиеп. Константинопольского свт. Иоанна Златоуста (398—404 гг.) стало актом императорской воли, утвердившей решение собора 30 египетских епископов во главе с Феофилом Александрий­ским (так называемый «собор под дубом»). Неправедное изгнание с архиепископского престола свт. Иоанна по наветам клеветников, непримиримая ненависть к Иоанну императрицы Евдоксии, ин­триги александрийцев и, в конце концов, ссылка Иоанна сначала в Армению, а потом на Северный Кавказ сильно омрачили церковно­государственные отношения начала V в.

По дороге в причерноморский г. Питиунт (ныне Пицунда), не выдержав тягот пути, престарелый Иоанн Златоуст скончался. В 438 г. его останки по распоряжению архиеп. Прокла были пере­несены в Константинополь, и сам имп. Феодосий II перед ракой с мощами святителя молил его о прощении своих родителей.

Между тем борьба с язычеством и ересями в империи продолжа­лась. На Западе эдиктом Гонория от 25 ноября 407 г. языческие храмы Северной Африки лишались государственных субсидий (аппопае), статуи изымались, алтари уничтожались. В 415 г. действие этого за­кона было распространено на все остальные провинции. Эдиктом 408 г. из числа придворных Гонория исключены нехристиане. В 418 г. по просьбе епископов Африки Гонорий начинает преследование еретиков-пелагиан.

Преемник Аркадия на Востоке Феодосий II Младший (408—450 гг.) несколько смягчил строгость антиязыческих законов — так, эдиктом от 8 июня 423 г. смертная казнь для язычников была заменена ссыл­кой с конфискацией, запрещено преследование иудеев и лояльных язычников.

Феодосий устранился от непосредственного участия в несториан­ском споре (см. ниже, с. 458—465), считая его внутрицерковным де­лом. Это сильно затруднило борьбу с еретическим учением о Христе и Богородице Константинопольского архиеп. Нестория (428—431 гг.) и не способствовало церковному миру во время и после III Вселен­ского Собора 431 г. в Эфесе.

В одном из посланий к Феодосию папа Римский Целестин I (422—432 гг.) писал, что для императора «дело веры должно быть важнее, чем дело государства: ваша милость должна быть более оза­бочена миром Церкви, нежели безопасностью империи». Тем самым церковные дела ставились выше государственных. Этот специфиче­ски римский подход к церковно-государственным отношениям не был воспринят на Востоке. Тем не менее папы и в последующем всегда имели склонность ставить интересы Римской Церкви выше интересов государства. Особенно ярко это проявится в период спора о Трёх главах при Юстиниане / (см. ниже).

Богословская полемика с несторианством осложнялась неути­хавшим соперничеством кафедр Антиохии и Александрии — поэтому на Эфесском Вселенском Соборе 431 г. речь шла не только о христо- логии, но также о влиянии во всей Церкви. Фактически Собор стал ареной борьбы двух партий - антиохийской, которую представлял сам Несторий, Иоанн Антиохийский и ряд восточных епископов, и александрийской в лице племянника Феофила свт. Кирилла Алексан­дрийского (около 375—444 гг.; архиеп. в 412—444 гг.), к которому прим­кнул также митр. Эфесский Мемнон. Особым письмом император за­претил своему представителю на Соборе Кандидиану вмешиваться в ход дискуссий («не принадлежащему к числу святейших епикопов не подобает вмешиваться в дела церковные»). Как известно, на соборе победила (не в последнюю очередь благодаря поддержке римского папы Целестина) александрийская партия во главе со свт. Кирил­лом. После осуждения Нестория император отправил его в ссылку вместе с его сторонниками, после чего издал закон против несториан с предписанием разыскивать и сжигать их книги (3 августа 435 г.). Огромный авторитет свт. Кирилла Александрийского и его победа над Несторием вознесли Александрийскую кафедру до небывалой высоты. Даже придворный евнух Хрисафий, вершивший делами от имени императора, всецело находился под влиянием александрий­цев. Казалось, что Константинополь уступил Александрии своё вто­рое место в иерархии Церквей, предоставленное ему II Вселенским Собором (см. выше).

В деле склонного к монофизитству константинопольского архи­мандрита Евтихия (точнее, Евтиха — греч. Ευτυχής) Феодосий занял сторону монофизитов, послав патрикия Флорентия наблюдателем на Константинопольский собор 448 г., проходивший под председа­тельством свт. Флавиана (446—449 гг.). На этом соборе было впер­вые признано, что императорской власти присущ архиерейский ха­рактер (ср. возглас собора: «Многая лета царю нашему архиерею!»). Этот собор осудил Евтиха, однако император под влиянием преем­ника свт. Кирилла Александрийского и ярого монофизита патри­арха Диоскора /(444—451 гг.) распорядился созвать в августе 449 г. в Эфесе новый собор, на котором вооруженные стражники получили приказ следить за тем, чтобы осудившие Евтиха православные епи­скопы молчали. Это церковное собрание, проходившее с вопию­щими нарушениями церковных канонов, протокола и процедуры, получило в историографии характерное название - «разбойничий собор».

На соборе был низложен Константинопольский архиеп. Флави- ан, а Феодорит Кирский и Евсевий Дорилейский, не допущенные на собор, осуждены заочно. Эти решения Феодосий утвердил, однако против выступил Римский папа свт. Лев I Великий (440—461 гг.), а также император Запада Валентиниан III (425—455 гг.). В Церкви воз­ник раскол. Смерть Феодосия II в 450 г. резко изменила церковную ситуацию к лучшему.

Важную роль в систематизации римского права и государствен­ного законодательства о Церкви сыграл изданный в 438 г. Кодекс Феодосия (Сойех Тйеойозхапиз), в котором были собраны и систе­матизированы императорские законы (конституции) начиная с Константина I. Кодекс делился на 16 тематических книг, подразде­лявшихся на титулы, внутри которых отдельные конституции рас­полагались в хронологическом порядке. В XVI книге Кодекса поме­щены законы, касающиеся Церкви. Тем самым впервые в истории христианская Церковь получила публично-правовой статус в рамках кодификации римского права (правда, законы о Церкви пока ещё не имели приоритетного значения в системе публичного права, потому для них была отведена последняя книга Кодекса).

Первый титул XVI книги посвящён общим вопросам христиан­ской веры; в него вошло всего четыре императорских конституции, из которых самая известная — вторая конституция титула, знамени­тый Фессалоникийский эдикт Феодосия I от 380 г.;

второй титул посвящен христианским епископам и клирикам; третий — монахам;

четвертый — догматическим спорам в рамках христианской Церкви;

пятый — различным ересям и еретикам;

шестой - запрету повторного крещения;

седьмой — вероотступникам;

восьмой — иудеям;

девятый — запрету иудеям владеть рабами-христианами;

десятый — языческим верованиям;

одиннадцатый — различным религиозным вопросам.

Таким образом, участие светской власти (Феодосия II или его временщика Хрисафия) в церковных делах имело для Церкви как бла­гие (III Вселенский Собор 431 г., систематизация императорского церковного законодательства в Кодексе Феодосия), так и негативные последствия (Эфесский «разбойничий собор» 449 г., распростране­ние монофизитства).

Правивший после Феодосия II св. Маркиан (450—457 гг.) в целом придерживался принципа невмешательства в церковные дела. Впро­чем, он стал инициатором IV Вселенского Собора 451 г. в Халкидоне, собранного для пересмотра решений «разбойничьего» собора 449 г. Представители императора, хотя и присутствовали на Соборе, не принимали участия в обсуждении канонических и дисциплинар­ных вопросов. Однако в области догматики они показали себя бес­компромиссными противниками монофизитов. Так, именно по на­стоянию императорских чиновников, поддержанных легатами папы Льва Ζ, собор составил орос о соединении двух природ в одной ипо­стаси (одном лице) при Боговоплощении.

Значение этого решения светских лиц для формирования цер­ковной догматики трудно переоценить. В самом деле, если бы они не проявили настойчивости, на соборе вполне могло восторжество­вать монофизитство. И тогда понятие «халкидонское исповедание» имело бы совершенно иной смысл, чем в наши дни.

Возникший в Палестине и Египте вооруженный монашеский мя­теж против халкидонского вероопределения был подавлен военной силой, однако монофизитство на Востоке империи ещё долгое время сохраняло своё влияние, разделяя единое тело Церкви.

Особое значение для укрепления позиций Константинопольской кафедры в Церкви имел 28-й канон IV Вселенского Собора, согласно которому Константинополь получал равные права с кафедрой «ста­рого Рима».

Данный канон вызвал активное неприятие Римского папы Льва I, поскольку содержал прямую ссылку на 3-й канон II Вселенского Со­бора и мотивировал равенство Церквей Рима и Константинополя столичным статусом обеих кафедр. Тем самым полностью дезавуиро­вался авторитет апостольского происхождения кафедры, на котором всегда настаивал Рим. Тем же каноном архиепископу Константино­поля предоставлено право поставлять митрополитов (а в места, на­селенные варварами, также епископов) для диоцезов Понта, Фракии и Азии. Этой нормой одна из древнейших христианских Церквей, возводящая своё начало к ап. Иоанну Богослову — Эфесская — факти­чески ставилась в зависимость от Константинополя.

Таким образом, александрийский контроль над Константинопо­лем продолжался недолго (ровно 20 лет), и при патр. Анатолии сто­личная кафедра юридически сравнялась с кафедрой старого Рима. Отныне в иерархии пяти главных христианских патриархатов Алек­сандрия оказалась навсегда оттеснена на третье место.

Вступление на престол Льва I (457—474 гг.) впервые сопрово­ждалось коронацией императора церковным иерархом. Этот обряд (правда, не в церкви) совершил патриарх Константинополя свт. Ана­толий (449—458 гг.). Данный символический акт стал ярким свиде­тельством превращения империи в подлинно христианскую державу, где духовная и светская власти действуют в полном согласии друг с другом и нуждаются во взаимной поддержке.

Ранее римские императоры не венчались на царство, а лишь поднимались солдатами на щите и получали от войска почётный знак отличия — особое ожерелье (лат. 1огдшз). Первоначально им­ператорские коронации проводились в Евдоме (греч." Εβδομον, т.е. «Седьмой» - военный лагерь на седьмом милевом столбе от центра столицы), затем на ипподроме. Первая собственно церковная коро­нация в храме Св. Софии была проведена над имп. Константом II при его вступлении на престол в 641 г.

В год восшествия Льва на престол в Александрии был убит пра­вославный патриарх Протерий, и кафедру захватил монофизит Тимо­фей II Элур. Римский папа Лев I Великий напомнил императору, что «его царская власть сообщена не только для управления миром, но особенно для охранения Церкви» (Лев Вел. Поел. 156). Поскольку


II.2. Церковь и христианское государство большинство епископов осудили Элура, император незамедлительно отправил его в ссылку. На Александрийскую кафедру был поставлен местный пресвитер Тимофей Салофакиол (460—482 гг.).

В конце правления Льва была подавлена попытка монофизи- тов взять власть в Антиохии. Их ставленник Пётр Гнафей (архиеп. Антиохийский в 469-471) прибыл в Антиохию в свите Зинона, зятя императора, После того как население Антиохии отказало в доверии прежнему архиепископу, халкидониту Мартирию, последний был вынужден покинуть кафедру. Тогда-то при поддержке антиохийских монофизитов и выдвинулся Пётр, снискавший известность своей организаторской деятельностью и знаменитой монофизитской при­бавкой к Трисвятой Песни слов «Распныйся за ны», которая долгое время звучала на монофизитских богослужениях и стала своеобраз­ным гимнографическим символом монофизитства. Вскоре Гнафей был в первый раз лишён кафедры и отправлен в ссылку по просьбе Константинопольского патриарха свт. Геннадия (458—471 гг.). Впро­чем, в течение своей бурной жизни Пётр смог ещё дважды побывать на антиохийском святительском престоле (476 и 485—488 гг.).

Таким образом, на время пребывания на престоле Льва в импе­рии восторжествовал Халкидонский Собор, хотя основные идеи мо­нофизитства продолжили своё бытование среди части епископата, клира и церковного народа.

После Льва I некоторое время царствовал непопулярный в на­роде имп. Зинон, свергнутый вскоре после воцарения в результате придворного заговора. Восставший против него узурпатор Василиск (475-476 гг.) своим «Энкиклионом» (Евагрий. Церк. ист. III, 4) отме­нил решения Халкидона и возвратил в Александрию Тимофея Элура. По совету Тимофея, жаждавшего реванша Александрии над Кон­стантинополем, и вопреки 28-му канону Халкидонского Собора, Ва­силиск попытался вывести Эфесскую Церковь из-под юрисдикции Константинополя. Клир и паства Константинополя во главе с по­пулярным патр. Акакием (472—488 гг.) возмутились этим решением, и хотя Василиск тут же издал «Антиэнкиклион» (там же, III, 7), он был изгнан, а на троне восстановлен Зинон (474—475, 476—491 гг.). При нём на Александрийскую и Антиохийскую кафедры были по­ставлены православные епископы, все меры в пользу монофизитов были отменены. Однако споры в Церкви не утихали.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: