Церкви) и сознанием собственной правоты. 5 страница

В царствование Зинона тихо прекратила своё существование Западная Римская империя. Последний римский император Ро­мул Августул был низложен в 476 г. вождём германских наёмников


Одоакром. В Италии образовалось германское королевство. На Востоке это событие осталось практически незамеченным — ведь старый Рим давно утратил своё величие и, постоянно осаждаемый варварами, влачил весьма жалкое существование. Отныне Римская империя правила на Востоке, оставив Запад и Северную Африку во власти варварских германских племён - готов, аламанов, франков, бургундов и вандалов.

В 482 г. Зинон издаёт знаменитый Акт единения — «Энотикон», составленный патр. Акакием и адресованный Александрийской Церкви. Его целью было примирить православных и монофизитов при помощи обтекаемых формулировок с опорой на догматические определения Никейского, Константинопольского и Эфесского Все­ленских Соборов. В тексте «Энотикона» содержались анафемы Не- сторию и Евтиху, признавалась истинность 12 анафематизмов против Нестория свт. Кирилла Александрийского и неоднократно использо­валась расплывчатая формула «Христос есть одно, а не два», которую как монофизиты, так и халкидониты могли трактовать в свою поль­зу. Халкидонский собор не подвергался в Энотиконе однозначному осуждению, но зато подвергался анафеме «всякий или думавший, или думающий нечто иное, или теперь, или когда бы то ни было, или в Халкидоне, или на каком бы то ни было соборе» (Евагрий Схол. Церк. ист. III, 14). Из этой формулировки можно было вычитать при желании как осуждение всех решений Халкидонского Собора, так и неприятие лишь некоторых мненйй, высказанных на соборе, но не вошедших в Халкидонский орос.

Большинство восточных иерархов со своей паствой приняли «Энотикон», как восстановление христологической доктрины Ки­рилла Александрийского. Однако сторонники Халкидонского Со­бора во главе с Римским папой Феликсом III усмотрели в этих фор­мулировках ревизию православного учения и выступили против. В результате нового витка догматических разногласий возник пер­вый в истории Церкви раскол между Римом и Константинополем, который продолжался до 519 г.[LXIV].

Религиозная полемика в империи была использована в полити­ческих целях могущественным придворным чиновником и коман­дующим войсками Востока Иллом, который при содействии тёщи Зинона, вдовствующей императрицы Верины поставил в г. Тарсе са­мозванного императора Леонтия (484 г.). С целью найти поддержку в массах мятежники провозгласили поход в защиту халкидонского православия против монофизитов, пользующихся покровительством Зинона. Однако на Востоке позиции православных были весьма слабыми. В решающем сражении с правительственными войсками Илл был разбит и пленён, среди заговорщиков произведены казни. Крупнейшие кафедры Востока по распоряжению Зинона заняли монофизиты, начались преследования несториан, имевших опору в злейшем враге Византии — Персидской державе. Таким образом, перед лицом персидского врага императорская власть осуществляла духовную консолидацию Востока на основе монофизитства.

Наследовавший Зинону и продолживший его политику имп. Ана­стасий I (491—518 гг.) настаивал на принятии «Энотикона», однако такое вмешательство императора в дела Церкви вызвало протест православных как на Востоке, так и на Западе. В 493 г. папа Геласий в письме Анастасию формулирует теорию «двух сил»: «Две силы, о августейший император, по преимуществу управляют этим миром, это — священный авторитет иереев и царская власть, и между ними тем важнее значение священников, что они и за самих царей должны дать ответ Господу на суде Его... В делах веры ты должен подчинять­ся их законным распоряжениям, а не начальствовать над ними; не их покорять твоей воле, а сам руководиться их суждением» (Геласий. Поел. 12).

Анастасий занял престол только после того, как Константи­нопольский патриарх Евфимий (Еирйетюз) (489—495 гг.) взял с него письменное обязательство не причинять вреда православию. Однако император, находясь под влиянием сирийских монахов- монофизитов, действовал в интересах еретиков. В 495 г. он добился низложения Евфимия, а в 511 г. арестовал и изгнал его преемника свт. Македония II. Поставление нового патриарха Тимофея I (511— 518 гг.) сопровождалось репрессиями против православных. Все эти события привели к стихийному восстанию столичного люда, раз­делявшего халкидонское исповедание. Дома высших чиновников- монофизитов были разграблены и сожжены, погибло несколько мо- нофизитских монахов. Анастасию пришлось с непокрытой головой выйти к народу. Когда он объявил о своей готовности отказаться от престола, толпа, поражённая его мужеством, провозгласила его им­ператором и разошлась (512 г.).

В том же 512 г. по протекции императора Антиохийскую кафедру занял монофизит Севир, ставший главой умеренного направления в монофизитстве. На организованном Севиром Тирском соборе 513 г. торжественно был принят «Энотикон», а Халкидонский Вселенский Собор предан проклятию. В защиту православия выступило населе­ние провинций, во Фракии вооруженный мятеж под лозунгами за­щиты халкидонского православия поднял военачальник Виталием (513 г.). Это побудило императора смягчить политику в отношении православных и пойти на переговоры с Римом о прекращении рас­кола. Однако главное условие со стороны Рима - вычеркнуть из цер­ковных диптихов имя патр. Акакия - Константинополь отверг как унизительное для столичной кафедры.

Подводя итог отношениям Церкви и государства в IV и особен­но Vв., можно сказать, что по напряжённости и конфликтности раз­вития событий этот период не имеет аналогов в истории Византии. Государственная власть была вынуждена лавировать между непри­миримыми группировками внутри Церкви, иногда проявляя чудеса дипломатии (церковная политика Льва I и Анастасия, «Энотикон» Зинона), а порой, наоборот, демонстрируя жёсткость и нетерпимость к несогласным («разбойничий» собор при Феодосии II, насаждение монофизитства на Востоке в последние годы правления Зинона). Не­желание Зинона уступать давлению папского Рима было вынужден­ным шагом государственной власти, направленным - пусть и ценой уступок монофизитам — на укрепление восточных рубежей империи. Когда (уже при Юстине I) внимание императора обратилось на За­пад, в кратчайшее время были найдены пути к преодолению церков­ного раскола. Таким образом, во второй половине IVи в V в. в полном согласии с традициями, заложенными ещё Константином Великим, почти все важнейшие церковные события происходили при деятель­ном участии императоров.

Вступление на престол Юстина I (518—527 гг.) стало возможным благодаря деятельности «православной партии» и сторонников Рима при императорском дворе. Началось восстановление позиций пра­вославных, монофизиты были удалены с епископских кафедр везде, кроме Египта. В 518 г. смещён с должности и бежал в Египет духовный лидер монофизитов Севир Антиохийский (512-518 гг.). На Пасху 519 г. в результате переговоров Юстина с папой Гормиздом (514—523 гг.) было восстановлено церковное общение Рима и Константинополя. Удаление из поминальных диптихов имен Константинопольских па­триархов Акакия, Евфимия и Македония II стало ценой, заплаченной Юстином (и активным участником событий будущим императором Юстинианом) за церковный мир. На Востоке вновь начались ре­прессии против монофизитов, более 50 епископов были отправлены в изгнание, однако египетских монофизитов не тронули.

Племянник и наследник Юстина имп. Юстиниан I (527—565 гг.) одним из первых своих законов от 529 г. распорядился закрыть основанную ещё Платоном афинскую философскую школу — Ака­демию. Имущество Академии было конфисковано, а семеро послед­них учителей-язычников эмигрировали в Персию — крупнейшую в то время языческую страну Востока. Однако язычество продолжало существовать и в Византии в среде образованной аристократии и крестьянства, вызывая время от времени репрессии со стороны им­ператорской власти. Не забывал император и о миссионерской дея­тельности. Так, с 542 г. в течение семи лет историк и еп. Иоанн Эфес­ский по заданию Юстиниана занимался просвещением язычников в Малой Азии, где он крестил 70 тыс. человек, построил 99 церквей и 12 монастырей (Ио.Эфес. Церк. ист. II, 44; III, 27, 36—37). Миссио­нерские предприятия в правление Юстиниана увенчались успехом на Дунае (германское племя герулов), в Северном Причерноморье (гунны), на Кавказе, в Нубии (нобады), Южной Аравии (химьяриты) (подробнее см. II. 5).

Готовясь к отвоеванию занятых варварами западных областей Римской империи, император нуждался в мире с монофизитским Востоком. Поэтому в целом его церковная политика была направ­лена на примирение с монофизитами. В этой политике можно вы­делить три периода:

1) 532—536 гг.: неудачные попытки императора в союзе с папским престолом убедить монофизитов принять определения Халкидон- ского Собора на основе формулы «Един от Св. Троицы пострадал», ставшей программным тезисом теопасхизма, т.е. учения о страдани­ях Бога (ср. греч. Θεός ‘Бог’ и πάσχω ‘страдаю’).

2) 540-553 гг.: так называемый «спор о Трёх главах» (под которы­ми понимались анафематизмы против спорных сочинений Феодори- та Кирского, Ивы Эдесского и Феодора Мопсуэстийского), дополнение некоторых постановлений Халкидонского Собора с целью сделать их приемлемыми для монофизитов, конфликты с Римом, не желавшим


Раздел II. Церковь в христианской империи (313-843 гг.) осуждения Трёх глав, созвание в Константинополе V Вселенского Собора (553 г.).

3) 553—565 гг.: формирование партии лояльных императору мо- нофизитов, подготовка объединительного церковного собора.

В проведении своей церковной политики император, по мнению многих, находился под влиянием своей супруги — красивой, умной и властной Феодоры, бывшей танцовщицы и актрисы, вознесённой Юстинианом из низов на вершины власти. В первый период импе­ратор в тесном взаимодействии с Константинопольским патриархом Анфимом (535—536 гг.) вёл напряжённые переговоры об унии с моно- физитами, которым, как можно полагать, симпатизировала Феодора. Однако зависимость императора от супруги не стоит преувеличивать, поскольку его политика учитывала прежде всего интересы единства Церкви и прочности государства.

I период. В этот период стремление Юстиниана к объединению расколотой Церкви не достигло своей цели, поскольку монофизиты во главе с находящимся в ссылке Севиром Антиохийским отказались снять свои анафемы с Томоса папы Льва I с его формулировкой о Христе «в двух природах» и со всех тех, кто исповедует две приро­ды во Христе (см. П.4.г.). В 536 г. в Константинополе прошёл цер­ковный собор, на котором лично присутствовал Римский папа Ага­пит I (535-536 гг.). На соборе из-за непримиримой позиции каждой из сторон достичь компромисса с монофизитами не удалось. Севир с соратниками был анафематствован, патриарх Анфим низложен. Решения собора Юстиниан утвердил в своей ХЫ1 новелле, адресо­ванной новому Константинопольскому патриарху Мине (536—552 гг.). Этой новеллой запрещалась любая церковная активность монофи- зитов. Тогда же Юстинианом была восстановлена православная ие­рархия в Александрии.

II период. В период спора о Трёх главах по инициативе монахов Палестины был издан императорский эдикт, осуждающий ориге- низм (542 г.). Чтобы снять обвинения со стороны монофизитов в том, что IV Вселенский Собор принял в общение несториан, около 544 г. Юстиниан обнародовал эдикт с осуждением Трёх глав, кото­рый после долгих уговоров и даже прямого насилия был принят в 548 г. Римским папой Вигилием (537—555 гг.). Правда, энергичный протест западного духовенства заставил Вигилия взять назад своё признание, и после долгих мытарств папа был сослан Юстинианом на о. Проконнес в Мраморном море. Созванный Юстинианом в от­сутствие папских легатов V Вселенский Собор 553 г. осудил сочинения


Феодорита Кирского, Ивы Эдесского и Феодора Мопсуэстийского, на­правленные против свт. Кирилла Александрийского и III (антинесто- рианского) Вселенского Собора. Лояльные императору монофизиты восприняли это решение Собора с удовлетворением. Находившийся тогда в Константинополе, но не явившийся на Собор папа Вигилий, скрепя сердце, также признал осуждение Трёх глав, после чего V Со­бор получил формальное право считаться Вселенским. Лишь после этого папа обрёл свободу и возможность вернуться в Рим, но по до­роге скончался (555 г.).

Осуждение Трёх глав на некоторое время восстановило церковное единство Востока и Запада. Таким образом, второй период церковной политики Юстиниана оказался довольно успешным — раскол между Западом и Востоком был преодолён, главные церковные центры им­перии достигли формального примирения с Константинополем.

III период. Однако установившийся церковный мир не был проч­ным. Многие монофизитские общины не признали решений V Все­ленского Собора, их также осудили ряд латинских епископов Афри­ки и Северной Италии. В последний период своей жизни Юстиниан, по некоторым данным, приступил к подготовке церковного собора, на котором предполагалось окончательно примирить халкидонитов и монофизитов. С этой целью император использовал раскол между монофизитами и всячески поддерживал одну из их ветвей — севириан. Согласно новейшим исследованиям, он даже инициировал восста­новление севирианской иерархии при помощи еп. Иакова Барадея (от которого ведёт своё начало сиро-яковитская церковь). Однако смерть помешала Юстиниану в полной мере осуществить задуманное. Со­бор состоялся уже при его преемнике Юстине II.

Император активно занимался сочинением богословских тру­дов (в частности, в связи с разделяемой им теопасхитской формулой «Един от Св. Троицы пострадал» — ср. ниже, с. 483). Он считается ав­тором церковного гимна «Единородный сыне и Слове Божий». Свои богословские идеи Юстиниан вводил даже в законодательство — так, около 544 и в 551 гг. он издал догматические конституции по пово­ду Трёх глав, а в 565 г. — так называемый «афтартодокетский эдикт» (Евагр. Церк. ист. IV, 39—41). Впрочем, этот эдикт не содержал ни­какого обязательного для Церкви исповедания в духе афтартодоке- тизма, а значит, уклонение Юстиниана на закате лет в эту ересь, как иногда утверждается, является фикцией.

Законодательство Юстиниана о Церкви. В правление Юстиниана была исполнена грандиозная программа систематизации всего рим­ского права, охватившая как древние законы, так и теоретические сочинения по праву. Для этой цели по указу императора была создана особая комиссия во главе с виднейшим юристом эпохи Трибонианом. Первым трудом комиссии стал Кодекс Юстиниана (Содех Ызйшапиз, первое изд. 529 г., второе — 534 г.), включивший в себя более 4600 им­ператорских эдиктов от Адриана до Юстиниана. Затем, в результа­те работы последующих комиссий были составлены Дигесты, или Пандекты (лат. П1£е81а, греч. Παυδέκται, 530—533 гг.), — сборник из семи частей (50 книг, 150 тыс. параграфов), вобравший в себя отрыв­ки из почти 1500 сочинений римских классических юристов, и Ин­ституции (Ιηδΐΐΐυίίοηεδ, 533 г.), т.е. «Наставления» — учебник права в четырёх книгах, также получивший нормативный статус. Законы Юстиниана, вышедшие после издания «Кодекса», получили назва­ние «новых конституций», или новелл (лат. поуеПае сопзйшйопез, греч. νβαραι διατάξβι?). В Средние века Институции, Дигесты, Ко­декс и новеллы получили в своей совокупности название «Свод граж­данского права» (Согриз шпб οΐνίΐΐδ). Основным языком «Свода» был латинский, некоторые части Кодекса, Дигест и большинство новелл написаны по-гречески.

Важной составной частью корпуса Юстиниана (подобно более раннему Кодексу Феодосия II) стало законодательство о Церкви, охватывающее все важнейшие стороны церковной жизни (кроме бо­гослужения и церковного суда). В отличие от Феодосия, Юстиниан поместил законы о Церкви в самое начало своего Кодекса, начало I книги которого посвящено изложению догматических основ Пра­вославия. Вводная конституция к «Дигестам» (Оео аис(оге) открыва­ется обращением к Св. Троице. Таким образом, за время, прошедшее со времени издания Кодекса Феодосия, положение Церкви в госу­дарстве настолько укрепилось, что она стала восприниматься как важнейший имперский институт, стоящий в государственной иерар­хии на втором месте после императора.

Важнейшее место в законодательстве о Церкви занимают новел­лы Юстиниана. Среди 168 новелл, вошедших в Согрш шп§ οίνίΐίδ, 36 посвящены церковным вопросам (новеллы 3, 5—7, 9, 11, 16, 20, 37, 40, 42, 45, 46, 55-59, 65, 67, 76, 77, 79, 83, 86, 109, 111, 120, 123, 129, 131, 131—133, 137, 144, 146). Эти новеллы стали составной частью много­численных византийских номоканонов и юридических сборников VI—VII вв., были включены в византийский юридический корпус IX—X вв. «Василики» и стали неотъемлемой частью церковного пра­ва Восточной Церкви вплоть до падения Византии. В славянских


II.2. Церковь и христианское государство переводах эти новеллы распространились также у южных славян и на Руси, вошли в Сербский номоканон св. Саввы (начало XIII в.), русские юридические сборники («кормчие книги») — в том числе в Московскую Печатную кормчую 1653 г. Таким образом, законы Юстиниана о Церкви наряду с канонами в течение более чем тыся­челетия служили руководством для решения важнейших церковно­административных вопросов не только в Византии, но и далеко за ее пределами.

Теория церковно-государственной «симфонйи» и проблема «цезаро- папизма» Юстиниана. В основу своей церковной политики Юстини­ан положил впервые сформулированный им в преамбуле VI новеллы (535 г.) принцип «симфонии» (греч. συμφωνία ‘гармония, созвуч­ность; соглашение, договор’) между церковной и государственной властью, «священством» и «царством».

Величайшими у людей дарами Божиими, данными свыше по чело­веколюбию, являются священство и царство. Первое служит делам божественным, второе начальствует и наблюдает над делами чело­веческими; и то, и другое происходит от одного начала и гармонично обустраивает жизнь человеческую — и ничто так не важно для цар­ствующих, как почёт иереев, которые за них вечно молят Бога. Ибо если первое будет совершенно безукоризненным и удостоится у Бога благорасположения, а второе будет по справедливости и подобающим образом обустраивать порученное ему государство, то наступит не­кая благая гармония (συμφωνία τις αγαθή), которая обеспечит все какие ни есть блага роду человеческому. Поэтому мы усерднейшим образом печёмся как о догматах божественной истины, так и о почёте иереев, при наличии и вследствие которого, мы уверены, нам будут дарованы от Бога великие блага — причем те из них, которые уже имеются, мы со­храним в целости, а те, что мы до сих пор не получили, приобретём. Но всё это может совершиться по-доброму и подобающим образом только если делу будет положено достойное и богоугодное начало. А оно, как мы полагаем, возможно лишь при соблюдении священных канонов, ка­ковое нам заповедали истинно воспеваемые и поклоняемые самовидцы и сподвижники Бога и Слова — апостолы, а святые отцы сохранили и протолковали.Несмотря на декларацию «симфонии», церковная по­литика Юстиниана отличалась авторитарным характером. За это за­падные историки Церкви нередко упрекали императора в цезаропа- пизме (главенстве государства над Церковью).

В западной историографии довольно конфликтные отношения Церкви и государства в Средние века и раннее Новое время тра­диционно описываются терминами «цезаропапизм» и «папоцеза-


ризм». Согласно этой схеме, цезаропапизм предполагает главенство государства над Церковью (на Западе под Церковью подразумевает­ся, естественно, Римская Церковь во главе с папой) и выражается в подчинении папства королевской власти. Папоцезаризм, наоборот, предполагает подчинение короля (императора Священной Римской империи) церковной власти папы. На Западе ни одна, ни другая схе­ма отношений никогда не были представлены в чистом виде. Более того, сами эти термины выглядят весьма неточными, поскольку на Западе после 476 г. не было цезарей (римских императоров), а были только племенные вожди — короли (ге^ез). Что касается Византии, то в ней, наоборот, были цезари (императоры), однако не было пап, претендующих на руководство всей Церковью. Для Восточной Церк­ви, как уже говорилось, её глава - это Христос и представляющий его на земле восточно-римский император. Соответственно, на Востоке две ветви власти — духовная и светская — не были противопостав­лены друг другу. Такую форму государственного устройства можно (впрочем, весьма приблизительно) определить термином «сакраль­ная монархия». Ничего подобного на Западе в Средние века не было, и ни один европейский король никогда не воспринимался Церковью как полномочный наместник Христа.

Термин «цезаропапизм» (господство государственной власти над властью церковной) совершенно не отражает своеобразия ситуации на Востоке и не может прилагаться к отношениям Церкви и государ­ства в Византии. Гораздо более для описания византийского типа церковно-государственных отношений подходит понятие «полити­ческой ортодоксии».

Юстиниан и «политическая ортодоксия» в Византии. В обобщаю­щем труде «Византийское тысячелетие» (Мюнхен, 1972) крупнейший немецкий византинист X. -Г Бек предложил для описания церковно­государственных отношений в Византии термин «политическая орто­доксия» (роНйзсйе Огйюйох^е). Согласно Беку, «политическая орто­доксия» — это неразрывная внутренняя связь государственной власти с православным христианством, а также согласование императорской политики по отношению к Церкви с высшими интересами государства. Формирование этого типа церковно-государственных отношений началось в правление Константина Великого, однако окончательно эта система складывается только при Юстиниане. На протяжении IV—VI вв. постоянно возрастала руководящая роль императоров в Церкви, достигнув при Юстиниане своего наивысшего развития. Даже догматические вопросы, ранее не входившие в компетенцию


II.2. Церковь и христианское государство императора, Юстиниан сделал своей личной прерогативой. Церков­ный собор 536 г. однозначно провозгласил: «Против воли и приказа императора в Церкви вообще ничего не может происходить».

Неустанные труды Юстиниана по возрождению Римской им­перии, надлежащей организации церковной жизни, восстановле­нию единства Церкви, строительству монастырей и храмов (в том числе чуда света — Великой Церкви св. Софии в Константинопо­ле) снискали ему огромное уважение современников и потомков. Православная Восточная Церковь по праву причисляет его к сонму святых.

Западная Церковь не признаёт святости Юстиниана по причине его конфликтных отношений с Римским папским престолом, «от­ходе» от халкидонского (читай, римского) вероучения в ходе спора о Трёх главах, неуважительного, с точки зрения Рима, отношения к богословскому наследию папы Льва Великого. По этой причине следует с особой осторожностью относиться к сочинениям о Юсти­ниане католических церковных историков — как правило, эти труды весьма тенденциозны (ср. выше наши замечания об «акакианской схизме» и пресловутом «цезаропапизме» Юстиниана) и совершен­но игнорируют государственный интерес Юстиниана в сохранении единства империи и стабильности на восточных границах.

Выводы. Итак, сформировавшиеся при Константине Великом отношения Церкви и государства явились образцом для их разви­тия в последующие два столетия, приняв к VI в. форму «симфонии», т.е. гармоничного сотрудничества и «политической ортодоксии», т.е. полного совпадения интересов Церкви и государства. Покровитель­ство, оказываемое Церкви государственной властью, постепенно укрепляло позиции христианства в империи. Уже во второй полови­не IV в. прежний языческий культ теряет официальный статус, в кон­це IV — начале V в. христианство становится единственной офици­альной религией. С официальным запрещением языческого культа при Феодосии /и его преемниках Аркадии и Гонории империя в начале V в. окончательно становится христианской. Христианская Церковь, со своей стороны, постепенно превращается в Церковь имперскую и становится при Юстиниане I важнейшим после императора импер­ским институтом, полностью встроенным в правовую систему госу­дарства. Таким образом, главным содержанием церковной истории IV—VI вв. является постепенное «воцерковление» языческой импе­рии и трансформация Церкви из угнетённой и гонимой в Церковь имперскую и торжествующую.


Контрольные вопросы по теме

1. Как развивались отношения Церкви и государства в правление сыновей Кон­стантина Великого?

2. Когда и почему Римская империя официально становится христианской?

3. Какова была роль церковных вопросов в законодательной деятельности Фео­досия II? Какие изменения произошли в этом отношении в правление Юсти­ниана I?

4. Каковы были главные направления церковной политики при императорах Зи- ноне и Анастасии? Что такое «Энотикон» Зинона, какова была его цель?

5. Почему между Римом и Константинополем при папе Феликсе возник раскол? Когда и каким способом удалось его преодолеть?

6. Какие задачи ставил перед собой имп. Юстиниан I в своей церковной поли­тике?

7. В чём суть церковно-государственной «симфонии»?

8. Что такое «политическая ортодоксия» по X.-Г. Беку?

Дополнительная литература по теме

Белякова Е.В., Щапов Я.Н. Новеллы императора Юстиниана в русской пись­менной традиции. К истории рецепции римского права в России. М., 2005.

Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской импе­рии. М., 2008 (2-е изд.). С. 29—64 («Политический идеал Византии»).

Геростергиос А. Юстиниан Великий — император и святой. М., 2010.

Грацианский М.В. Акакианская схизма // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 362.

Грацианский М.В. «Православная партия» и приход к власти императора Юстина I (518 - 527 гг.) Ц ВВ. Т 66 (91). 2007. С. 125-145.

Грацианский М.В., Этингоф О.Е. Анастасий I // ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 245— 246.

Император (без авт.) Ц ПЭ. Т. XXII. М., 2009. С. 393-406.

Курганов Ф.А. Отношения между церковною и гражданскою властью в Ви­зантийской империи (325—565 гг.). Казань, 1880. Переизд.: 8иЬ81<Па ВугапИпа Ьис18 Оре Иега1а, νοί. XV. Εβίρζίβ, 1983. С. 145—720 (Отношения Церкви с государством от Константина до Юстиниана I).

Максимович К.А. К интерпретации понятия церковно-государственной «симфонии» в VI новелле Юстиниана // XXI богословская конференция ПСТГУ. Материалы. 2010. М., 2011. С. 160-163.

Храпов А.В. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. Империя и Церковь от Кон­стантина Великого до Юстиниана // ПЭ. Т. VIII. М., 2004. С. 162—170.

Чупрасов А.В. Вигилий, папа Римский // ПЭ. Т. VIII. М., 2004. С. 117.

Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. III. Никейское и посленикей- ское христианство. 311—590 г. по Р.Х. СПб., 2007. С. 33—54.

II.2.в. Церковь и государство после Юстиниана (вторая половина У1в.-725г.)

(КЛ. Максимович)

После смерти Юстиниана новому императору Юстину II (565— 578 гг.) пришлось уделить главное внимание военным действиям на Западе (против вторгшихся в Италию в 568 г. лангобардов) и на Вос­токе (против персов). Однако продолжающееся укрепление монофи - зитства настоятельно требовало конструктивного вмешательства им­ператора в дела церковные. Вскоре после прихода к власти Юстин II издал особый эдикт с целью достичь компромисса с лидерами мо- нофизитов Иоанном Эфесским и Иаковом Барадеем на основе фор­мул «Един от Св. Троицы пострадал» и «Христос есть единство двух природ». В эдикте Юстина содержалось также осуждение Трёх глав и реабилитация Севира Антиохийского, Халкидонский Собор не упо­минался. В конце 60-х гг. VI в. для принятия этого эдикта был собран церковный собор в г. Каллинике (на византийско-персидской границе). Однако эта попытка примирения с монофизитами не увенчалась успе­хом из-за оппозиции радикально настроенных монахов, требовавших безоговорочного осуждения халкидонского учения о двух природах во Христе. На соборе возник раскол между монофизитами, и подписание совместного постановления было сорвано. Тогда император издал но­вый эдикт (около 571 г.), в котором грозил непокорным государствен­ными карами. Эдикт был поддержан влиятельными монофизитами, однако большая часть священства и народа вновь отказались его при­знать. После этого по инициативе столичного патриарха свт. Иоанна IIIСхоластика (565—577 гг.) император провёл в Константинополе ряд репрессий против монофизитского клира, монахов и высокопостав­ленных мирян — их церкви были закрыты, а сами они брошены в тем­ницы. Упорствующие предавались анафеме со всеми вытекающими из этого тяжкими публично-правовыми последствиями.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: