Тарасий был деятельным и смелым политиком, которого отличало к тому же редкое в то время для чиновника благочестие. Будучи убеждённым сторонником икон, Тарасий должен был, по замыслу Ирины, активно приняться за восстановление иконопочитания, освободив саму Ирину от этой непростой миссии. Таким образом, иконоборческая оппозиция лишалась повода к её свержению. В таком случае трон оставался за иконопочитателями, а в Церковь возвращались иконы.
Умело обставив процедуру избрания в конце 784 г., Ирина получила себе верного помощника. Патриарх Тарасий (784—806 гг.) занял кафедру, после того как было дано всеобщее согласие на исполнение его единственного условия: созвать Вселенский Собор для восстановления церковного общения Константинопольского патриархата с восточными кафедрами и с папским Римом. Вместе с извещением о своём избрании на столичную кафедру Тарасий разослал восточным патриархам и римскому понтифику Адриану 1(172— 795 гг.) приглашения на Вселенский Собор, заседания которого были запланированы на 7 августа 786 г. в храме свв. Апостолов в Константинополе.
|
|
Восточные патриархи не могли присутствовать на Соборе, из-за того что арабские власти, контролирующие территории этих патри- архатов, с особым подозрением относились к деятельности иерархов и по малейшему поводу готовы были их арестовать. Поэтому приглашение до них даже не дошло. От лица архиереев, священников и монахов восточных Церквей на Собор прибыли два представителя: монахи Фома и Иоанн. Папа Адриан прислал двух легатов: пресвитера Петра и игумена Петра, которые привезли два послания. Первое адресовалось Ирине, второе — Тарасию. Оба письма вошли в состав деяний VII Вселенского Собора, который смог состояться лишь в следующем, 787 г. Заседания же 786 г. завершились ничем, поскольку иконоборческая придворная партия смогла воспрепятствовать его проведению, задействовав для этого армию. Во время открытия Собора в зал ворвались вооруженные солдаты, которые высказывали недовольство происходящим и требовали прекратить Собор, поскольку VII Вселенский уже якобы состоялся в 754 г. и более рассуждать об иконах бессмысленно. К выкрикам и угрозам солдат в адрес Тарасия и епископов присоединилась часть епископов, не желавших каких- либо перемен во внутренней государственной и церковной политике. Во избежание кровопролития и крайних мер Ирина решила прервать Собор и переждать этот мятеж иконоборствующей партии.
Однако уже в следующем году императрица решила вновь начать подготовку к заседаниям. Предварительно была проделана необходимая работа по удалению из столицы всех тех, кто сорвал предыдущую попытку Собора: в основном это касалось представителей армии, которых под предлогом арабской угрозы передислоцировали в Малую Азию, а затем отправили в оставку, наградив щедрым жалованьем. Место проведения перенесли в Никею, легендарный город I Вселенского Собора, который, с одной стороны, находился рядом с Константинополем, а с другой - был вдали от столичной суеты и публичной жизни большого города.
|
|
На Соборе присутствовали все те же папские легаты — оба Петра и представители восточных Церквей Иоанн и Фома, 131 (!) монах (беспрецедентное число монашествующих для Соборов). Общее число заседавших варьировалось и составило, по сообщениям хронистов, в среднем 350 человек, что было важно для православной стороны: количество присутствующих должно было быть больше, чем на иконоборческом соборе 754 г. Этим объясняется присутствие столь многочисленной группы монахов на Соборе. Константин и Ирина участвовали только в заключительном заседании, которое прошло в Константинополе, а Тарасий был председателем на всех заседаниях. Ход Собора контролировали императорские представители, однако никакого влияния или давления им оказывать не пришлось, поскольку всей процедурой умело руководил патриарх, еще недавно бывший чиновником.
Первым делом на Соборе были зачитаны отрывки из посланий папы Адриана Ирине и Тарасию, в которых понтифик мягко, но настойчиво выражал недовольство тем, что Константинопольские патриархи носят титул «вселенский», который якобы должен применяться исключительно к наследнику кафедры ап. Петра. Папа также выражал недовольство проведённой Львом III аннексией Иллирика и Южной Италии, а также тем смущающим обстоятельством, что Тарасий был произведён в патриархи неканонично, сразу из мирского чина. В целом же послания выражали большую надежду на восстановление иконопочитания.
Затем Собор исследовал свидетельства св. отцов в пользу поклонения иконам, в том числе свидетельства патриарха Германа, который предстаёт в деяниях Собора как создатель православного богословия иконы. На шестом заседании было зачитано и осуждено вероопреде- ление иконоборческого собора 754 г. Отдельно был рассмотрен вопрос о принятии в общение провинившихся епископов: тех, кто участвовал в соборе 754 г., и тех, кто сорвал проведение Собора в 786 г. Тарасий представил на рассмотрение дела 11 епископов-иконоборцев и по соображениям церковной икономии (вынужденного отступления от строгого смысла канонов) предложил принять в общение их всех — в том числе главного идейного вдохновителя Иерийского собора Григория Неокесарийского — «в сущем сане». Во время седьмого заседания отцы Собора составили окончательное вероопределение (орос) об иконах. В нём говорилось, что почитание икон является древней традицией Церкви, что иконы являются неотъемлемым элементом предания. Верующие, глядя на образ возносятся душой к первообразу и поклонением иконе выражают почитание ипостаси того, кто на ней изображён. Таким образом, отцы Собора во главе с патриархом Тарасием фактически повторили идеи Германа, не обращаясь к наследию прп. Иоанна Дамаскина, хотя его обоснование культа икон в богословском отношении было более глубоким. Дамаскин лишь упоминается в деяниях как борец с иконоборчеством, чья деятельность достойна похвалы. В конце заседания были преданы анафеме патриархи-иконоборцы Анастасий, Константин и Никита.
Собор прошёл в очень сжатые сроки и буквально через месяц после открытия был торжественно завершён в Константинополе восьмым заседанием. Его вероопределение не в полной мере раскрывает учение Церкви об иконах. Дело в том, что это учение в то время не было полностью осознано и не получило общепринятого богословского оформления. Иконопочитание стало постепенно возвращаться в живую практику Церкви, однако понадобилось ещё некоторое время для осмысления произошедшего и даже временное возвращение к иконоборчеству, прежде чем Церковь полностью и окончательно сформулировала своё отношение к иконам.