Санкт-Петербург, 2015 5 страница

Успешность профессиональной деятельности плавсостава в длительных походах определяется профессиональной работоспособностью корабельных специалистов, под которой понимают способность выполнять профессиональные обязанности в конкретных условиях и заданных параметрах эффективности, сопровождающуюся обратимыми изменениями функционального состояния организма вследствие развития утомления.

Уровень профессиональной работоспособности корабельных специалистов зависит от таких содержательных характеристик их профессиональной деятельности как тип и характер работы, ее напряженность и продолжительность, РТО. Во время длительного плавания напряженность операторской деятельности корабельных специалистов может претерпевать существенные изменения от средней степени до очень высокой, особенно при прорывах рубежей противолодочной обороны, контактах с кораблями вероятного противника, при применении оружия, выходе из строя технических систем, развитии предаварийных и аварийных ситуаций. Длительность фактической занятости плавсостава в походах в основном определяется продолжительностью несения вахты (от 8 до 12 часов), а также другими видами работ и может колебаться от 10-11 до 14-15 часов в сутки.

С другой стороны, профессиональная работоспособность плавсостава зависит от уровня профессиональной пригодности, степени подготовки, длительности и опыта работы по специальности, мотивов и установок профессиональной деятельности, исходного ФС, а также степени физической, психофизиологической, психологической и социальной совместимости корабельных специалистов.

Следует отметить, что на уровень работоспособности плавсостава в походе будут оказывать косвенное влияние через ФС те условия, в которых протекает их профессиональная деятельность. Специфика этих условий состоит в длительном, постоянном и комплексном влиянии на военно-морских специалистов гидрометеорологических особенностей районов плавания (широта, состояние моря, температура воды, воздуха и др.), факторов обитаемости кораблей (физических, химических, биологических и др.), выраженного снижения двигательной активности, «сенсорной» депривации, относительной «социальной» изоляции плавсостава, нарушения привычного биоритма функций организма в связи с необходимостью круглосуточно на всем протяжении плавания обслуживать вверенную им технику и оружие, а также и другие факторы.

Независимо от профиля операторской деятельности, в процессе ее выполнения у корабельных специалистов в длительных походах происходят закономерные изменения ФС, что позволило выделить несколько стадий в динамике работоспособности с учетом эффективности труда плавсостава и выраженности развивающегося утомления. Различают следующие стадии работоспособности как во время несения вахты, так и в длительном плавании: врабатываемости, высокой работоспособности, полной компенсации, неустойчивой (неполной) компенсации, прогрессивного снижения и конечного порыва.

Стадия врабатываемости характеризуется постепенным нарастанием функциональных возможностей организма, улучшением показателей эффективности труда и снижением эмоционально-волевого напряжения по сравнению с их уровнем перед началом работы. Это период приспособления к характеру и интенсивности трудовой деятельности и условиям труда со стороны профессионально важных психофизиологических качеств и показателей жизненно важных физиологических систем организма, обеспечивающих и регулирующих взаимодействие специалиста с окружающей средой. Однако эти изменения не в полной мере согласованы между собой и характеристиками профессиональной деятельности. Их оптимальные взаимоотношения у корабельных специалистов в походах формируются на протяжении первых 10-20 суток плавания (в среднем 15 суток) с учетом особенностей не только работы, но и самого плавсостава.

Стадия высокой работоспособности – основной и один из самых продолжительных периодов в профессиональной деятельности специалиста. На этой стадии отмечаются стабильно высокие показатели эффективности труда и максимальных возможностей организма, а эмоционально-волевое напряжение устанавливается на уровне адекватном для данной работы. Прямые и косвенные показатели работоспособности свидетельствуют о высокой эффективности труда, они практически не изменяются в этот период деятельности. Все жизненно важные физиологические функции и психофизиологические качества организма оптимально согласованы между собой и адекватны параметрам работы. Длительность этой стадии (около 30-40 суток) зависит от характеристик профессиональной деятельности, параметров окружающей среды и функционального состояния, мотивации и уровня подготовки плавсостава по специальности.

На стадии полной компенсации сохраняется высокая эффективность труда, но существенно возрастает его психофизиологическая стоимость. При этом снижаются функциональные возможности организма вследствие развивающегося утомления. Поддержание на оптимальном уровне прямых показателей работоспособности и профессионально важных качеств обеспечивается за счет повышения эмоционально-волевого напряжения и использования резервных возможностей организма. Продолжительность этой стадии работоспособности плавсостава в походах составляет в среднем около 15 суток.

Стадия неустойчивой компенсации характеризуется дальнейшим нарастанием проявлений утомления, что ведет к выраженному снижению максимальных возможностей организма. Эмоционально-волевое напряжение уже не может в полной мере компенсировать происходящие изменения в организме и колебания его уровня сопровождаются неустойчивостью показателей эффективности труда, прямых показателей работоспособности. В результате утомления существенно ухудшаются характеристики субъективного состояния и большинство косвенных показателей работоспособности. Длительность этого периода работоспособности плавсостава в походах существенно не отличается от продолжительности стадии полной компенсации.

На стадии прогрессивного снижения работоспособности, в результате развития выраженного утомления или переутомления специалиста, отмечается нарастающее снижение максимальных возможностей организма, ухудшение эффективности профессиональной деятельности, прямых и всех косвенных показателей работоспособности на фоне неустойчивого эмоционально-волевого напряжения. Продолжительность этой стадии в среднем составляет две - три недели.

Стадия конечного порыва проявляется только в том случае, если специалисту известно о времени окончания работы, и если в процессе ее выполнения не развилось переутомление. Тогда, на фоне дальнейшего уменьшения возможностей организма, ухудшения косвенных показателей, нарастания степени утомления, происходит некоторое улучшение эффективности работы, обусловленное существенным повышением эмоционально-волевого напряжения. Продолжительность этого периода относительно невелика и составляет в среднем от 3 до 5 суток.

У плавсостава в длительных походах на боевую службу, в силу разных причин, не всегда удается выявить все вышеперечисленные стадии работоспособности. Чаще всего можно определить стадию врабатываемости, стадию стабильной работоспособности (последняя обычно включает в себя стадии высокой работоспособности и полной компенсации) и стадию ее снижения, состоящую из стадии неустойчивой компенсации и прогрессивного снижения работоспособности. Их продолжительность может изменяться в значительных пределах с учетом напряженности боевой службы, интенсивности профессиональной деятельности, исходного функционального состояния, профессиональной пригодности корабельных специалистов и их мотивации. В среднем продолжительность этих стадий может ориентировочно составлять 15 суток для стадии врабатываемости, 40-45 суток – для стадии стабильной работоспособности и 30-40 суток – для стадии ее постепенного снижения.

Таким образом, основной причиной изменения профессиональной работоспособности в походах является развитие утомления плавсостава. Под утомлением понимают нормальное функциональное состояние организма, возникающее в процессе работы и характеризующееся развитием ощущения усталости, снижением работоспособности и ухудшением функционирования физиологических систем организма и его психофизиологических качеств. В зависимости от особенностей профессиональной деятельности оно может быть преимущественно умственным или физическим, а каждое из них или острым, или хроническим. Острое утомление является следствием выполнения интенсивной работы в течение определенного времени (от нескольких часов до 20-24 часов), а хроническое – по своей сути есть прогрессивное накопление проявлений острого утомления из-за недостаточного по продолжительности или качеству отдыха между рабочими циклами в течение продолжительного периода времени (от нескольких суток до нескольких недель). Проявления утомления как субъективные, так и объективные весьма многообразны и зависят не только от характера выполняемой работы, но и от психофизиологических особенностей человека.

Одним из главных признаков утомления является снижение работоспособности, выражающееся в ухудшении показателей эффективности профессиональной деятельности (скорость и точность выполнения рабочих действий, наличие ошибок). Другим его проявлением является ощущение усталости, которое может быть местным или общим (чувство тяжести, боли в отдельных частях тела, общая слабость, разбитость, повышенная раздражительность, пассивность, плохое настроение, вялость, шум, тяжесть и боли в голове и др.). При утомлении происходят в той или иной степени изменения со стороны практически всех систем организма. Наиболее быстро они возникают в центральной нервной системе, ответственной за информационное и энергетическое взаимодействие человека с окружающей средой, и проявляются в уменьшении силы и подвижности нервных процессов в коре головного мозга, нарушении их уравновешенности, ослаблении внутреннего и дифференцировочного торможения. Со стороны систем ответственных за выполнении рабочих действий отмечается уменьшение объема, концентрации и устойчивости внимания, снижение продуктивности функционирования различных видов памяти (оперативной, долговременной и др.), замедление процессов мышления, увеличение порогов чувствительности сенсорных систем организма, нарушение координации двигательных реакций, ухудшение их скоростных характеристик, снижение выносливости. Со стороны вегетативных систем организма, отвечающих за энергообеспечение «рабочих систем», доставку питательных веществ и удаление продуктов метаболизма, могут происходить изменения, с одной стороны, обусловленные «кислородным долгом» и направленные на его устранение, а с другой – связанные с нарушением механизмов их регуляции. В зависимости от выраженности этих изменений в функциональном состоянии корабельных специалистов различают легкую (начинающиеся), среднюю (развивающееся) и высокую (выраженное) степени утомления.

Следует отметить, что в длительных походах ФС плавсостава будет изменяться не только вследствие выполнения профессиональной деятельности, но и в силу неблагоприятного действия на него гидрометеорологических условий плавания, факторов обитаемости корабля, специфического режима труда и отдыха, относительной гипокинезии, сенсорной депривации и других факторов. В зависимости от параметров действующих факторов в организме будут развиваться изменения, направленные на адаптацию к этим специфическим условиям жизнедеятельности в походах. Однако, развитие приспособительных реакций всегда связано с напряжением механизмов регуляции ведущих систем организма и расходованием его резервных возможностей, что, в свою очередь, приведет к более быстрому и выраженному развитию утомления плавсостава и, соответственно, снижению эффективности его профессиональной деятельности. Поэтому медицинский контроль за работоспособностью корабельных специалистов в походах является одной из приоритетных задач медицинской службы.

 

4.2. Способы оценки и методики исследования профессиональной работоспособности плавсостава в походах

 

Медицинский контроль за профессиональной работоспособностью корабельных специалистов в длительных походах на боевую службу должен базироваться на оценке успешности выполнения ими своих функциональных обязанностей. Наиболее важными характеристиками успешности работы плавсостава являются эффективность и психофизиологическая цена профессиональной деятельности, которые определяются с помощью прямых и косвенных показателей работоспособности.

Прямыми показателями работоспособности являются параметры эффективности труда операторов – скорость и точность выполнения рабочих действий (элементарные), отдельных операций (операционные) или их совокупности, направленной на решение конкретной задачи в работе (интегральные показатели). Важным критерием эффективности труда является его качество или надежность, определяемые путем регистрации ошибочных действий при выполнении функциональных обязанностей во время несения вахты.

Все прямые показатели делятся на индивидуальные и коллективные. В качестве индивидуальных показателей обычно используются нормативы по специальностям, а также «рабочие» тесты (имитирующие рабочие действия или операции), направленные на характеристику эффективности труда специалистов одной профессии. К таким индивидуальным показателям по конкретной специальности относятся: подготовка к работе, пуск, изменение режима функционирования, остановка того или иного технического устройства, ввод данных в систему управления или считывание показаний с приборов контроля.

Коллективные прямые показатели направлены на характеристику работоспособности отдельных групп корабельных специалистов или экипажа в целом (выполнение команд «боевая тревога», «срочное погружение», «постановка на якорь» и др.). При выборе прямых показателей особое внимание следует обращать на их адекватность специфике работы, наличие четкого определения начала и окончания рабочего действия (операции), последовательность выполнения отдельных действий, выраженную зависимость от «человеческого», а не от технического фактора и возможность регистрации при этом ошибочных действий.

Под ошибкой следует понимать всякое неправильное выполнение или невыполнение специалистом предписанных действий. С учетом психофизиологической структуры деятельности операторов ошибочные действия подразделяются на сенсорные, логические и моторные. К сенсорным ошибкам (ошибки в восприятии информации) относятся неправильное считывание показаний с конкретных приборов, неверная оценка положения органов управления, неправильное восприятие команды или речевого доклада. К логическим ошибкам чаще всего относятся несвоевременное принятие решения, неправильное решение, неверная постановка задачи и т.д. К моторным ошибкам следует относить нарушение алгоритма выполнения операции (пропуск отдельного действия или замена одного действия другим), выполнение неверного действия, использование другого органа управления или отклонение от заданного параметра точности. В зависимости от профиля операторской деятельности рекомендуется регистрировать ошибочные действия соответствующего вида в течение вахты или определенного времени работы при выполнении конкретной рабочей операции или их совокупности. При регистрации ошибок и всех рабочих действий можно рассчитать коэффициент надежности профессиональной деятельности специалиста (Кнад.) по следующей формуле:

 

где: n – количество допущенных ошибок;

  N – количество выполненных рабочий действий

Косвенными показателями работоспособности являются характеристики функционального состояния корабельных специалистов, отражающие психофизиологическую цену эффективности профессиональной деятельности. В отличие от прямых показателей работоспособности, они обладают высокой чувствительностью в диагностике развивающегося утомления, дают возможность сравнивать работоспособность специалистов разных специальностей, остаются практически неизменными в течение 60-90 минут после окончания вахты и не требуют больших временных затрат на их регистрацию. К косвенным показателям работоспособности относятся показатели субъективного состояния, физиологических функций, психофизиологических качеств, функциональных проб, характеризующих резервные возможности организма. Однако, не все они в одинаковой степени отражают динамику работоспособности и по степени их взаимосвязи с эффективностью работы различают косвенные показатели высокой, средней и низкой информативности. К высокоинформативным показателям относятся характеристики самочувствия, активности, частоты сердечных сокращений и дыхания, показатели артериального кровяного давления в состоянии покоя и после дозированной физической нагрузки, время латентного периода простой и сложной сенсомоторных реакций, порог критической частоты слияния световых мельканий, точность реакций на движущийся объект, максимальная сила и выносливость мышц кисти к статическому усилию, продуктивность функционирования оперативной памяти, скорость запоминания информации, показатели арифметических тестов, скорость переработки информации в зрительном анализаторе и др.

Существуют два методических подхода к оценке профессиональной работоспособности корабельных специалистов в длительных походах – качественный и количественный. Качественный подход базируется на диагностике стадии работоспособности и степени развивающегося утомления плавсостава в походе по направленности изменения субъективного состояния, клинико-физиологических, психофизиологических и прямых показателей работоспособности корабельных специалистов на разных стадиях работоспособности (табл. 3).

Таблица 3

Изменения прямых и косвенных показателей

работоспособности плавсостава в походах

 

Стадии работо-способности

Степень развивающе-гося утомления

Косвенные показатели работоспособности

Прямые показатели работо-способности

методики оценки субъективного состояния клинико-физиологи-ческие методики психо-физио-логичес-кие методики
Врабатывае-мости - + + + +
Высокой работо-способности - + + + +
Полной компенсации Начинаю-щееся утомление - ± + +
Неустойчивой компенсации Развиваю-щееся утомление - - ± ±
Прогрессивное снижение Выраженное утомление - - - -

 

На стадиях врабатываемости и высокой работоспособности все косвенные и прямые показатели работоспособности устанавливаются на оптимальном уровне для конкретного вида профессиональной деятельности. Это, по сравнению с предпоходовым периодом, свидетельствуют об улучшении субъективного состояния, повышении уровня функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем и психофизиологических качеств, уменьшении времени выполнения рабочих и ошибочных действий. Начинающееся утомление (стадия полной компенсации) характеризуется ухудшением субъективного состояния и неустойчивостью клинико-физиологических показателей на фоне относительной стабильности психофизиологических и прямых показателей работоспособности. Развивающееся утомление (стадия неустойчивой компенсации) проявляется ухудшением субъективного состояния и клинико-физиологических показателей, тогда как психофизиологические и прямые показатели работоспособности характеризуются неустойчивостью. На стадии прогрессивного снижения все исследуемые показатели (прямые и косвенные) работоспособности существенно ухудшаются, что свидетельствует о развитии выраженного (хронического) утомления корабельных специалистов в походе. Следовательно, диагностика степени развивающегося утомления позволяет судить о стадии работоспособности плавсостава в походе, но реализация этого методического подхода возможна только на основании анализа как прямых, так и косвенных показателей работоспособности. Наиболее адекватными методиками исследования косвенных показателей различной направленности являются следующие.

Для характеристики субъективного состояния корабельных специалистов рекомендуется использовать анкету субъективного состояния – АСС (описана в разделе 2.2.) или методику САН для количественной оценки самочувствия, активности, настроения и субъективного состояния в целом. В анкете САН (приложение 4) представлено 30 прямо противоположных характеристик самочувствия (строки - 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26), активности (строки - 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28) и настроения (строки - 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30). Между хорошими и плохими характеристиками расположена оценочная шкала (3,2,1,0,1,2,3) позволяющая выявить степень выраженности характеристики: очень выражено (3), умеренно выражено (2) и слабо выражено (1), а при невозможности отнести свое состояние к одной из этих характеристик надо зачеркнуть цифру «0». По ключу для самочувствия и настроения (от 7 до 1 балла) и для активности (от 1 до 7 баллов) каждая характеристика получает балльную оценку, которые отдельно суммируются по каждому из исследуемых показателей. Средняя величина баллов (сумма баллов самочувствия, активности и настроения, деленная на три) характеризует субъективное состояние обследуемого. Применительно к плавсоставу нормативными показателями являются следующие характеристики: самочувствие – более 55, активность – более 50 и настроение – более 53 баллов.

Наиболее адекватными характеристиками сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются клинико-физиологические показатели – частота сердечных сокращений, систолическое, диастолическое и пульсовое давление, частота и глубина дыхания, жизненная емкость легких, а также показатель сердечной деятельности по данным пробы Руфье и расчетные показатели: индекс Робинсона, индекс Квааса, индекс Рида (описаны в разделе 2.2.).

Из психофизиологических методик наиболее адекватными для качественного подхода в оценке работоспособности являются методики исследования внимания (корректурная проба с кольцами Ландольта), мнемических процессов (продуктивность оперативной памяти и скорость запоминания информации) и мышления (арифметические тесты на сложение и умножение).

Корректурная проба с кольцами Ландольта предназначена для исследования устойчивости внимания по скорости переработки информации в зрительном анализаторе. На бланке корректурной таблицы (приложение 5) в каждой из 32 строчек расположены кольца с определенным направлением разрыва (в соответствии с циферблатом часов на 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11 и 12 часов). Испытуемым предлагается в течение определенного времени (от 2 до 5 мин), просматривая таблицу построчно, зачеркивать кольца с одним или двумя заданными направлениями разрыва (например, 11 и 3 часа, 9 и 1 час, 7 и 3 часа, 9 и 5 часов и др. сочетания). При этом надо стремиться просмотреть возможно большее количество колец и допустить как можно меньше ошибок (каждое незачеркнутое кольцо с заданным направлением разрыва или неправильно зачеркнутое кольцо). За ошибку также считается пропущенная строка с кольцами при выполнении работы. Скорость переработки информации в зрительном анализаторе рассчитывается по формуле:

 

где А – скорость переработки информации (бит/с);

N – количество просмотренных колец за время работы;

n - количество допущенных ошибок;

t - время работы в сек.

Нормативными критериями скорости переработки информации для плавсостава считаются: при зачеркивании одного кольца – более 1,00 бит/с, а при зачеркивании двух колец – более 0,6 бит/с.

Под оперативной памятью понимаются процессы запоминания, переработки, воспроизведения и своевременного забывания информации. Для исследования продуктивности ее функционирования испытуемому предъявляются поочередно 10 числовых рядов, каждый из которых состоит из 6 однозначных чисел. Необходимо запомнить числовой ряд и затем записать суммы от сложения первого числа со вторым, второго с третьим, третьего с четвертым, четвертого с пятым и пятого с шестым (например: числовой ряд – 3, 8, 2, 6, 9, 5 суммы – 11, 10, 8, 15, 14). На решение каждого числового ряда отводится 15 секунд. Результаты исследования оцениваются по количеству написанных сумм, количеству правильных сумм, относительной частоте ошибок в процентах. Нормативными критериями продуктивности оперативной памяти у корабельных специалистов являются: общее количество выполненных сложений – более 40; правильно записанных сумм – более 36, относительная величина ошибочных действий – от 5 до 10% (примеры вариантов числовых рядов представлены в приложении 6).

 

Скорость запоминания информации позволяет оценить особенности функционирования долговременной слуховой или зрительной памяти, в зависимости от модальности предъявленной информации. Предлагается запомнить 12 случайных двузначных чисел от 11 до 99, предъявляемых в виде таблицы или в слуховом варианте, и записать их в любом удобном порядке после 1, 2 и 3-го их предъявлений (на каждый показ таблицы отводится 30 секунд). Оценка скорости запоминания информации осуществляется по формуле:

где: СЗИнф – скорость запоминания информации;

n1, n2, n3 – количество правильно записанных чисел после 1, 2 и 3 предъявлений.

Адекватными показателями скорости запоминания информации корабельными специалистами являются для зрительной памяти – более 0,7, а для слуховой памяти – более 0,6.

Мышление – это обобщенное, опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях с помощью системы мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации и др. Для характеристики скорости мышления рекомендуется использовать арифметические тесты на сложение и умножение.

Методика «Сложение в уме» предназначена для исследования вычислительных способностей человека. Испытуемому предлагается два числа – однозначное и двузначное (например 3 и 18), которые он должен сложить и записать сумму, а затем к сумме прибавить заданное двузначное число и опять записать сумму, к ней опять прибавить двузначное число и т.д. Требуется записать как можно больше сумм за одну минуту работы. Результаты исследования оцениваются по количеству правильно записанных сумм, и относительной величине ошибочных действий в % (частное от деления ошибок на общее количество записанных сумм умноженное на 100). Для корабельных специалистов адекватной величиной является более 12 правильных сложений при относительной величине ошибочных действий до 10%.

Арифметический тест на умножение позволяет оценить скорость выполнения вычислительных операций. Испытуемым предлагается 12 заданий на умножение трехзначных чисел на двузначное число (письменно в столбик) в течение двух минут. Решение каждого задания связано с проведением 12-13 вычислительных операций по умножению и сложению чисел. По количеству выполненных операций и количеству допущенных ошибок при решении заданий за отведенное время рассчитывается скорость мышления (М) по следующей формуле:

 

где N – количество выполненных вычислительных операций;

   n – количество допущенных ошибок;

   t - время выполнения задания в секундах.

Количественный подход к оценке профессиональной работоспособности корабельных специалистов в походе направлен на выявление степени ее изменения по сравнению с допоходовым уровнем. Для интегральной количественной оценки изменения работоспособности корабельных специалистов с учетом психофизиологических особенностей их деятельности используется комплекс информативных косвенных показателей: латентный период сложной сенсомоторной реакции с выбором (ЛП ССМР), порог критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ), статическая выносливость мышц кисти, частота сердечных сокращений, пульсовое артериальное давление, индекс двухминутного степ-теста. Обобщенная оценка работоспособности дается в относительных величинах (в процентах) на основании определения степени изменения каждого из информативных косвенных показателей с учетом его удельного веса в интегральной характеристике работоспособности и рассчитывается по следующей формуле:

 

где А – интегральная оценка работоспособности в условных единицах;

W – значимость каждого косвенного показателя (коэффициент корреляции с эффективностью работы);

а1,2,3,4,5,6 – информативные косвенные показатели работоспособности;

- значения косвенных показателей до работы (в межпоходовый период);







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: