Санкт-Петербург, 2015 9 страница

Большинство восстановительных мероприятий первой группы по их направленности, принципам и методике проведения (полноценное питание, мероприятия по закаливанию. воздушные, солнечные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение, дополнительная витаминизация, прием адаптогенов и др.) не отличаются от их выполнения на других этапах учебно-боевой деятельности плавсостава и описаны в разделе 2.3. настоящего пособия.

Особенности режима труда и отдыха плавсостава во время послепоходового отдыха зависят от места его проведения и обусловлены спецификой распорядка дня санатория, дома или базы отдыха. При проведении послепоходового отдыха экипажем корабля в пунктах постоянного базирования режим труда и отдыха корабельных специалистов должен соответствовать основным характеристикам выходного дня типового недельного распорядка.

Физическая подготовка в период послепоходового отдыха направлена на восстановление профессионально важных физических качеств (выносливость, сила, скорость и координация движений), работоспособности и функциональных возможностей корабельных специалистов. Основными формами ее проведения являются утренняя физическая зарядка (УФЗ), коллективная физическая тренировка (КФТ); индивидуальная физическая тренировка (ИФТ) и спортивные соревнования. В зависимости от уровня физической тренированности и состояния здоровья весь личный состав корабля делится на две группы: основную (с умеренно выраженными) и ослабленную (с выраженными и очень выраженными явлениями утомления).

УФЗ проводится ежедневно под руководством инструктора ЛФК в течение 30-45 мин. Перед ее началом рекомендуется выполнить в среднем темпе несколько дыхательных упражнений (количество повторений зависит от функциональных возможностей организма). Основная часть УФЗ для лиц первой группы включает ходьбу, бег в медленном темпе до 500 м, физические упражнения общеразвивающие, силовые, на координацию движений, упражнения на гимнастических снарядах, бег на дистанцию до 2500 м; а для второй группы – ходьбу, бег в медленном темпе до 350 м, физические упражнения для различных групп мышц (темп медленный), бег до 1000 м. Частота сердечных сокращений во время УФЗ у лиц первой группы не должна превышать 130 ударов в минуту, а у лиц второй группы – 110 ударов в минуту.

КФТ проводится ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) под руководством инструктора ЛФК в течение 90 мин при периодическом медицинском контроле за функциональным состоянием плавсостава. Она включает ходьбу, бег, общеразвивающие физические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, плавание, лыжную подготовку, греблю, спортивные игры. На первых трех занятиях в каждой группе физическая нагрузка должна быть постоянной, а в дальнейшем физические нагрузки рекомендуется ежедневно увеличивать на 3-5%. Допустимая частота пульса соответственно для лиц 1 и 2 групп в первую неделю отдыха – 135 и 120 ударов в минуту, а на второй и третьей неделях – 145 и 135 ударов в минуту. Типовые примерные программы КФТ во время послепоходового отдыха для 1 и 2 групп плавсостава представлены в приложении 17.

Хорошо физически подготовленные корабельные специалисты, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, могут заниматься самостоятельной (индивидуальной) физической тренировкой, примерная программа которой представлена в приложении 18.

Показаниями для проведения мероприятий второй группы являются степень выраженности хронического утомления у корабельных специалистов в послепоходовом периоде.

Гипербарическая оксигенация (ГБО) назначается практически здоровым корабельным специалистам с проявлениями выраженного хронического утомления и дизадаптационными изменениями. Сеансы ГБО длительностью 60 мин проводятся при парциальном давлении кислорода
0,15-0,20 МПа ежедневно или через день в количестве 7-10 сеансов на курс. Механизмы действия ГБО изложены в разделе 4.3, а методика проведения сеанса – представлена в приложении 14.

Электроимпульсное воздействие на ЦНС с помощью аппаратов типа «Электросон» применяется при выраженных диссомнических расстройствах у корабельных специалистов. Длительность курсового воздействия – 5-7 сеансов. Механизмы действия электроимпульсного воздействия низкой частоты и методика проведения процедуры изложены в разделе 4.3 и в приложении 15.

Воздействие импульсным электрическим током высокой частоты на ЦНС показано при выраженном хроническом утомлении и дизадаптационных изменениях у корабельных специалистов. Параметры электроимпульсного воздействия, длительность сеанса точно такие же, как и в период плавания (раздел 4.3 настоящего пособия), но оптимальная длительность курса – 7-10 сеансов, проводимых ежедневно или через сутки. Методика проведения сеанса ВИЭТ изложена в приложении 16.

Эти мероприятия, главным образом, используются для восстановления работоспособности и функциональных возможностей офицерского состава операторского и командного профиля деятельности с явлениями выраженного хронического утомления (переутомления). Кроме того, показано использование ГБО для восстановления работоспособности и функционального состояния личного состава срочной службы с выраженными проявлениями хронического утомления и функциональными нарушениями при проведении послепоходового отдыха в пунктах постоянного базирования.

Применение фармакологических препаратов с различным механизмом действия также обусловлено выраженностью проявлений хронического утомления и функциональных нарушений у плавсостава в послепоходовом периоде. У корабельных специалистов срочной службы с умеренно выраженными проявлениями утомления и функциональными нарушениями показано назначение мебикара (малого транквилизатора) по 0,3 г 3 раза в день в течение 10-14 суток. Офицерскому составу корабля с такими же изменениями работоспособности и функционального состояния рекомендуется назначать пирроксан (α – адреноблокатор) по 15 мг 2 раза в день в течение 10-14 суток.

Корабельным специалистам срочной службы с выраженными проявлениями хронического утомления и функциональных нарушений рекомендуется назначать мебикар (малый транквилизатор) по 0,3 три раза в сутки в сочетании с антигипоксантами цитохромом «С» по 10 мг 3 раза в сутки или олифеном по 0,5 г 3 раза в сутки. Длительность курсового приема этих препаратов 10-14 дней. Достаточно эффективным для восстановления работоспособности личного состава срочной службы является сочетание мебикара (0,3 г 3 раза в день) с бемитилом или метапротом (0,25 г 2 раза в день) в течение 2 недель (с обязательным двухдневным перерывом после 5 дней приема бемитила). Офицерам корабля с подобными изменениями работоспособности и функционального состояния целесообразно использовать пирроксан (15 мг 3 раза в сутки) с одним из антигипоксантов (в тех же дозировках) и пирацетамом (ноотроп) по 0,4 г три раза в день с длительностью курса 14-20 суток. При сильно выраженном хроническом утомлении и переутомлении корабельных офицеров командного профиля деятельности эффективным сочетанием препаратов для восстановления работоспособности является назначение пирроксана (те же дозировки), пирацетама (те же дозировки) с бефолом по 0,2 г дважды в день в течение 14-20 суток. Для этой категории корабельных офицеров эффективным средством восстановления их профессиональной работоспособности является сочетанное применение
10 сеансов ВИЭТ с пирроксаном (30 мг 2 раза в день в течение двух недель).

Мероприятия третьей группы предназначены для купирования стойких нарушений функционального состояния корабельных специалистов с наиболее часто развивающимися вегетозами во время плавания (нейроциркуляторные дистонии, функциональные расстройства желудка, гастриты, а также нарушения иммунного статуса). К этим мероприятиям относятся гипербарическая оксигенация, лечебное транскраниальное воздействие импульсным электрическим током высокой частоты как самостоятельный способ лечения или в сочетании с дыханием кислородом под нормальным давлением, УВЧ-индуктометрия, электромиостимуляция.

Лечебный эффектГБО – дыхания кислородом под повышенным давлением у больных достигается путем использования дозы кислорода: рО2 0,20 МПа – 45 мин. За счет антигипоксического (заместительного), мембранотропного, экономизирующего действия сжатого кислорода существенно усиливаются саногенетические эффекты традиционных методов лечения при разнообразных видах патологии, в том числе и тех вегетозах, которые развиваются у плавсостава в длительных походах. Показаниями к применению ГБО являются все разновидности нейроциркуляторных дистоний, функциональных расстройств желудка, гастриты и нарушения иммунного статуса. Рекомендуемая длительность сеанса – 45 мин при парциальном давлении кислорода до 0,20 МПа, при 10 сеансах на курс лечения.

Лечебное воздействие импульсным электрическим током высокой частоты на ЦНС обусловлено изменением параметров электроимпульсного воздействия (частота импульсов 1200-1500 Гц, длительность импульсов 0,30-0,35 мс, сила тока в цепи пациента 1,2-1,5 мА), что обеспечивает развитие выраженного вегетозащитного действия на ведущие функции организма и повышение болевых порогов. Этим объясняется хороший терапевтический эффект данного способа при различных видах патологии, в том числе при нейроциркуляторных дистониях, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, различных нарушениях функций желудка, гастритах и язвенной болезни желудка. Методика проведения лечебного сеанса, за исключением параметров электроимпульсного воздействия, ничем не отличается от ее процедуры, изложенной в приложении 15. Противопоказаниями к лечебному использованию процедуры однотипны с профилактическим ее применением (см. раздел 4.3).

Электромиостимуляция – лечебное применение импульсных типов для восстановления мышечной активности. Под влиянием импульсного электрического тока происходит деполяризация возбудимых мембран, опосредованная изменением их проницаемости, что вызывает сокращение и расслабление мышечных волокон. При этом в саркоплазме нарастает содержание макроэргических соединений, усиливается их энзиматическая активность, повышается скорость утилизации кислорода, за счет активации кровоснабжения и лимфооттока усиливаются трофоэнергетические процессы в мышцах.

Показаниями к применению электромиостимуляции являются снижение тонуса и мышечной активности у плавсостава в длительных походах в результате относительной гипокинезии и гиподинамии. Это воздействие позволяет постепенно увеличивать мышечные нагрузки корабельных специалистов, которые в силу различных причин не могут заниматься физической тренировкой в послепоходовый период. Противопоказания к использованию электромиостимуляции – общие для электропроцедур.

Электромиостимуляция осуществляется с помощью отечественных аппаратов: «Миоритм-040», «Миотон-604», «Стимул-1», «Стимул-2» при следующих параметрах выходного сигнала: амплитуда – 40В, частота импульсов 6-150 Гц, сила тока 4 мА, длительность импульса от 100 до 400 мкс, время непрерывного действия одного сигнала от 1 до 5 с. Продолжительность воздействия на каждую группу мышц от 4 до 10 мин, общее время сеанса – 25-45 мин ежедневно в течение 6 дней. При проведении процедуры необходимо зафиксировать черный электрод у места прикрепления избранной группы мышц, а белый электрод – на средней точке мышечного массива. Выходной сигнал изменяется регуляторами амплитуды, вибрации и времени действия.

УВЧ-индуктометрия – лечебный метод, основанный на воздействии магнитного поля, возбуждаемого генератором ультравысокой частоты с настроенным контуром. Основной механизм действия магнитного поля УВЧ на органы переднего средостения заключается в активации гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и изменении характера вегетативного обеспечения организма. Кроме того, магнитное воздействие увеличивает активность вилочковой железы, повышает выработку ее гормонов, ускоряет созревание лимфоцитов, стимулирует образование регуляторных белков, Т- и В-лимфоцитов.

Показаниями к применению данного способа лечения являются стойкие нарушения механизмов регуляции вегетативных функций и иммунного статуса у корабельных специалистов в длительных походах как результат развития вегетозов различного генеза. Противопоказания к его применению – общие для всех электропроцедур.

Сеанс магнитотерапии проводится с помощью аппарата ИКВ-4. Кабельный или резонансный индуктор УВЧ (40,68 МГц) укрепляется в коленчатом держателе и фиксируется над средней частью грудины с воздушным зазором 1,0-1,5 см над поверхностью кожных покровов. Генератор УВЧ настраивают в резонанс терапевтического контура при дозе на процедуру 40 Вт в течение 7 минут. Лечебный курс состоит из 3-5 сеансов, которые проводятся с промежутками в 3-6 суток.


6. ПОДДЕРЖАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КОРАБЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Условия службы на надводных кораблях и подводных лодках даже в повседневных условиях и привычной деятельности вызывают у корабельных специалистов значительные изменения ФС и работоспособности. В условиях экстремального воздействия неблагоприятных факторов служебной деятельности, а особенно при развитии аварии на корабле и появлении пострадавших, возникают значительные изменения функционального состояния у личного состава, вплоть до появления заболеваний и утраты работоспособности. Эти изменения очень сложно учитывать и изучать, так как аварийные ситуации весьма различаются по очень многим факторам. Тем не менее можно выделить некоторые наиболее общие особенности изменения состояния и работоспособности человека, возникновения заболеваемости в экстремальных условиях, например, при аварии на корабле (подводной лодке).

 

6.1. Заболеваемость личного состава при авариях и катастрофах

 

Повреждения и заболевания, наиболее вероятные при бедствии на море, можно условно разделить по характеру на острые и хронические. Острые возникают и развиваются на трёх этапах аварии:

- в момент аварии и непосредственно после неё;

- в период борьбы за живучесть и ликвидации последствий аварии;

- в процессе спасения пострадавших из аварийного корабля и эвакуации их в медицинское учреждение.

Хронические заболевания сохраняются, как правило, длительное время в виде повреждений органов и систем организма человека. В отдельных случаях они сохраняются на всю жизнь и даже «закрепляются» в геноме человека.

В зависимости от вида аварийной ситуации сочетание неблагоприятных факторов различно. Различны также их интенсивность, скорость нарастания и распространенность, что во многом определяет исход поражений и структуру санитарных потерь людей, переходящих затем на коллективные спасательные средства. Вместе с тем, следует отметить, что общим для всех аварийных ситуаций является сильное психотравмирующее воздействие, которое оказывает на человека сам факт аварии, а также связанные с ним наличие витальной (жизненной) угрозы для себя и окружающих, общее психо-эмоциональное возбуждение, дефицит времени на принятие решений и выполнение целенаправленных действий, ответственность за выполнение боевой задачи, недостаток информации о событии или искажённая и даже ложная информация.

При авариях и катастрофах наиболее часто возникают психические и психосоматические заболевания. Острые нервно-психические расстройства различной степени от невротических реакций в виде паники до острых психических заболеваний могут развиться в 75-90% случаев у слабо подготовленных людей (например, у новобранцев). У членов экипажей боевых кораблей, то есть у подготовленных военнослужащих, такие расстройства и панические реакции возникают в 12-25% случаев. Психические заболевания при катастрофах обусловлены внезапностью и большой силой психической травмы – гибелью товарищей, угрозой собственной жизни, "необычностью" события.

Анализ деятельности людей в критических и сложных аварийных ситуациях показывает, что в 20-33% случаев корабельные специалисты в момент аварии и во время борьбы за живучесть не могут оценить обстановку и не принимают никакого решения; в 10-17% случаев – принимают неправильные решения; в 29-34% случаев неправильно выполняют необходимые операции и усугубляют критическую ситуацию.

Механическая травма и травматический шок также относятся к наиболее частым повреждениям людей при авариях кораблей и имеют следующую структуру: закрытые черепно-мозговые травмы, сотрясения головного мозга, ушибы и ранения мягких тканей составляют до 47%; обширные ранения мягких тканей – 18%; тяжёлые черепно-мозговые травмы (ушибы мозга) – 17%; переломы костей – 12%; повреждения внутренних органов – 2%. Большинство обширных механических повреждений сопровождается травматическим шоком. При пожарах и взрывах, особенно в замкнутых пространствах отсеков кораблей, могут преобладать контузионные и термические повреждения, отравления угарным газом и ядовитыми продуктами горения полимерных материалов.

При авариях подводных лодок, как во время пребывания в аварийном и смежных отсеках, так и в процессе спасения пострадавших из аварийного корабля, санитарные потери могут достигать 100% численности экипажа только из-за воздействия специфических факторов – повышенного давления водной и воздушной среды или ионизирующего излучения. При выходе подводников из аварийных ПЛ на поверхность, по обобщённым данным, декомпрессионная болезнь разовьётся у 30-100% личного состава, острая гипоксическая гипоксия – у 5-15%. Баротравма лёгких может возникнуть в 20-70% случаев; отравление углекислым газом в 4-6%; утопление в 5-15%. Однако, общая величина безвозвратных потерь при появлении специфических профессиональных водолазных заболеваний не превышает 10-40%, что может свидетельствовать о достаточной эффективности проводимых лечебных мероприятий.

При морских катастрофах и авариях кораблей (судов) причины смерти людей при длительном пребывании в воде могут быть самыми разными. Но по оценке большинства специалистов, занимающихся проблемами выживания людей на море, основными причинами гибели людей на море являются: переохлаждение, психический стресс (психотравма) и утопление.

 

6.2. Функциональное состояние и работоспособность личного состава при авариях и катастрофах

 

При аварийных ситуациях на корабле, покидании аварийного корабля и переходе на другие плавсредства условно можно выделить несколько стадий в изменении функционального состояния организма, поведении людей, их психосознании и работоспособности плавсостава.

Первая стадия: выраженное нервно-эмоциональное напряжение. Продолжается от начала аварии до покидания корабля (судна), развивается в период ведения борьбы за живучесть корабля, ликвидации последствий аварии и оказания само и взаимопомощи, подготовки средств спасения к эвакуации. В эту стадию наблюдается повышение внушаемости, четкое безоговорочное выполнение команд; у некоторых лиц - растерянность, панические реакции. Со стороны физиологических функций отмечается выраженная тахикардия, одышка, сухость во рту, вязкая слюна, тошнота, рвота, понос и другие проявления повышенного тонуса симпатической нервной системы. Наблюдается симптомокомплекс психического стресса.

Может быть выраженное повышение физической работоспособности. Возможны неадекватная оценка ситуации и ошибочные действия в условиях дефицита времени.

Вторая стадия: витальные реакции. Отмечается при эвакуации личного состава из аварийного корабля и характеризуется проявлениями инстинкта самосохранения с явлениями сужения сознания. Возможны случаи неконтролируемых асоциальных поступков (попытка спастись за счёт сослуживцев, захват "чужих" индивидуальных спасательных средств), панические реакции (до 12-25% у подготовленных военнослужащих и до 75-90% у новобранцев). Отмечается выраженное двигательное и речевое возбуждение. Развивается психогенная анестезия: отсутствие чувства боли, холода. Наблюдается выраженное повышение психических и физических возможностей организма.

Третья стадия: психоэмоциональный шок с явлениями сверхмобилизации. Наблюдается у людей в период пребывания в воде и перехода на коллективные плавсредства спасения. При этом отмечаются общее психическое напряжение, обострение восприятия, увеличение скорости мыслительных процессов, чувство отчаяния. Поведение человека направлено на сохранение собственной жизни. Отмечаются безуспешные попытки спасения уже погибших товарищей. Возможны нарушения восприятия времени: замедление в сознании происходящих событий или, наоборот, воспоминание всей предыдущей жизни за доли секунд. Основные физиологические проявления: сердцебиение, одышка, головокружение, головная боль, боль и судорожные явления в мышцах, озноб. Снижается физическая работоспособность.

Четвёртая стадия: относительная адаптация и стабилизация функций. Наблюдается в период пребывания людей на спасательных средствах. В поведении людей отмечаются самораспределение мест на коллективных спасательных средствах (кто-то ищет уединения, другие, наоборот, боятся остаться одни). Происходит выделение группы лидеров и осуществляется целенаправленная деятельность под их руководством. У отдельных лиц возможны истерические реакции, снижение критической оценки ситуации, развитие эйфории или преувеличение опасности и даже суицидные попытки. Физиологические проявления: урежение пульса и дыхания, жалобы на боли в местах повреждения мягких тканей и костно-суставного аппарата, появляется ощущение усталости и физической слабости.

Пятая стадия: психофизическая демобилизация. Продолжается с момента обнаружения судна-спасателя лицами, потерпевшими кораблекрушение, до поднятия спасаемых лиц на борт. Эта стадия характеризуется одномоментным резким ухудшением функционального состояния вплоть до потери сознания. Снижается моральная нормативность поведения вплоть до неадекватных асоциальных действий. Отмечается «тоннельность» (суженность) сознания. При поднятии на борт спасательного судна почти у всех спасённых наблюдаются или потеря сознания, или истерические реакции, или ступорозное состояние. У лиц, находящихся в воде, возможны полная утрата борьбы за жизнь и утопление. Действия спасателей в этот период должны быть максимально быстрыми, отработанными и точными. Призывы к спасаемым выполнить какие-либо действия или просьбы «потерпеть немного» – не имеют никакого осознанного ответного действия. У спасённых лиц уже на борту судна-спасателя отмечаются жалобы на озноб, головную боль, боль за грудиной, сильную слабость, определяется учащение или урежении дыхания. Могут быть нарушения ритма сердечной деятельности вплоть до остановки сердца. Возможна полная утрата работоспособности спасённых лиц, вплоть до прострации.

 

6.3. Мероприятия по коррекции функционального состояния и работоспособности корабельных специалистов в аварийных условиях

 

Мероприятия по сохранению работоспособности, здоровья и жизни корабельных специалистов в аварийных условиях следует начинать с медицинской оценки обстановки в отсеках аварийного корабля, выявления нуждающихся в оказании медицинской помощи и определения очерёдности её проведения. В аварийных отсеках всё внимание и деятельность медицинской службы направлены на поддержание жизненно важных функций членов экипажа с целью обеспечения необходимого уровня работоспособности для борьбы за живучесть и спасения людей с корабля. Главной особенностью деятельности личного состава в этих условиях следует признать, что сохранение и поддержание работоспособности – это основной залог выживания людей.

Первостепенное значение имеют мероприятия по определению времени допустимого пребывания и возможного существования личного состава в отсеках аварийной подводной лодки (ПЛ). При этом роль начальника медицинской службы состоит, главным образом, в определении неблагоприятных факторов, сопутствующих аварийной обстановке, выработке предложений по снижению их неблагоприятного влияния и продлению жизнедеятельности личного состава, а также спасению экипажа аварийной ПЛ наиболее адекватным и безопасным способом. При этом, как показывает опыт проведения спасательных операций, с каждым часом пребывания в аварийной ПЛ обстановка в отсеках усугубляется, состояние подводников ухудшается и возможности по спасению уменьшаются.

Основными мероприятиями по поддержанию относительно благоприятной обстановки в аварийных отсеках следует считать снижение загазованности вредными веществами атмосферы отсеков всеми доступными способами (например, путём перемешивания воздуха между отсеками, вентиляцией отсеков с использованием фильтров очистки воздуха) при исправности технических средств и наличии запасов электроэнергии, рациональное распределение средств регенерации воздуха, запасов питьевой воды, пищи, спасательного снаряжения, медикаментов и т.д. Для экстренной защиты органов дыхания и зрения людей используются индивидуальные средства защиты: портативные дыхательные аппараты, изолирующие противогазы, шланговые дыхательные аппараты.

Применение лекарственных препаратов с лечебными или профилактическими целями в аварийных ситуациях может быть весьма затруднено или ограничено по причине их повреждения или уничтожения при взрывах, пожарах или поступлении воды в корабельные помещения. Кроме того, фармакодинамика препаратов в экстремальных условиях и при гипербарии исследована недостаточно, что также осложняет их применение. Тем не менее, можно рекомендовать при продолжительном пребывании личного состава в аварийных и смежных отсеках применение фармакологических препаратов для профилактики и борьбы с проявлениями психо-эмоционального стресса, экстренного повышения работоспособности, профилактики и лечения отравления угарным газом, профилактики переохлаждения (перегревания) и токсического действия повышенных парциальных давлений кислорода, диоксида углерода (СО2) и азота.

Для профилактики и борьбы с проявлениями психо-эмоционального стресса табельным средством является феназепам в дозировке 0,5-1 мг на приём, с повторным его использованием через 6-8 часов. Для усиления его действия при сильном стрессорном воздействии рекомендуется сочетать его использование с пирроксаном по 20-30 мг до 3 раз в день в течение нескольких суток. При психо-эмоциональном стрессе с явлениями заторможенности (ступора) целесообразно назначать феназепам в сочетании с сиднокарбом (мезокарбом) по 10-20 мг 2-3 раза в сутки.

Для повышения работоспособности корабельных специалистов в аварийных условиях наиболее целесообразно использовать стимуляторы метаболического типа действия – актопротектор бемитил (метапрот) по 0,25 г 3 раза в день, который может использоваться с этой же целью перед самостоятельным выходом подводников из аварийной ПЛ. Для усиления стимулирующего эффекта рекомендуется использовать бемитил (метапрот) в сочетании с сиднокарбом (мезокарбом) (по 10 мг 3 раза в день) в течение 5 суток или бемитил (метапрот) в сочетании с пирроксаном (по 10-15 мг 2-3 раза в день) также в течение 5 суток. При продолжительном пребывании плавсостава в аварийных условиях можно рекомендовать применение экстракта левзеи по 4 мл дважды в день, а для «мягкого повышения» работоспособности – по 8 мл на однократный приём.

При ограниченных пожарах в отсеках подводной лодки и незначительном количестве лиц отравленных угарным газом рекомендуется в лечебных целях использовать сеанс ОБТ (дыхание 100% кислородом под повышенным давлением 0,25-0,3 МПа в течение 45-60 минут) при наличии технических возможностей его проведения. Для профилактики поражения угарным газом, личному составу аварийной партии перед заходом в отсек с очагом пожара целесообразно введение 1 мл 6% раствора ацизола внутримышечно.

Для профилактики наркотического действия азота в условиях гипербарии и возможных декомпрессионных расстройств, рекомендуется применение ацетил салициловой кислоты по 0,5 г 2-3 раза в день, цитохрома «С» по 10-20 мг 2-3 раза в день. Антигипоксанты цитохром «С» (в тех же дозах), олифен по 0,5 г 2-3 раза в день с аскорбиновой кислотой по 0,3 г 2-3 раза в день целесообразно применять для профилактики лёгочной формы отравления кислородом. А перед самостоятельным спасением, с целью профилактики судорожной формы отравления кислородом, рекомендуется применять сибазон от 2 до 5 мг на однократный приём.

С целью предупреждения токсического действия СО2 на подводников во время продолжительного пребывания в замкнутых пространствах, следует назначать дексаметазон по 2-4 мг 2-3 раза в день в течение нескольких суток. Для профилактики гипотермии, особенно в условиях значительных физических нагрузок, необходимо использовать комплексный препарат яктон (смесь янтарной кислоты и тонибрала) по 0,5 г 3-4 раза в сутки. 

Приём алкоголя в экстремальной ситуации, требующей чрезвычайного психоэмоционального или физического напряжения, вопреки распространённому бытовому мнению, не вызывает желаемого «терапевтического» эффекта, а в большинстве случаев провоцирует неадекватность действий человека, ненормативность поведения, безразличие к событиям и непринятие мер предосторожности. Печальный опыт свидетельствует, что лица, употребившие алкоголь в опасной ситуации, чаще всего погибали.

Профилактика специфических заболеваний и других патологических состояний у корабельных специалистов в аварийных условиях направлена, прежде всего, на снижение неблагоприятного влияния факторов аварийной обстановки и скорейшее выведение людей из опасной зоны, из аварийного корабля. Приоритет в спасательных операциях на море должен быть отдан спасению и сохранению жизни человека.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: