Антиохийская схизма. Антиохийской схизмой (расколом) принято называть сосуществование в Антиохии двух православных партий, отличающихся в области триадологии расстановкой акцентов и богословской терминологией.
Примерно с 330 г. после смещения сторонника никейского едино- сущия св. Евстафия Антиохийского его последователи составляли особую группу, которую возглавил впоследствии пресвитер Павлин. Эта группа использовала новую для Востока терминологию. Единая божественная природа обозначалась у них термином «Ипостась», а для указания на троичность использовался довольно уязвимый термин «Лицо». Таким образом, в Св. Троице усматривалась одна Ипостась и три Лица. Такая богословская терминология была непривычной для восточного богословия, склонного в большей степени подчёркивать самостоятельное бытие каждого Лица Св. Троицы и вызывала подозрения в савеллианстве. С другой стороны, такой богословский язык буквально соответствовал западной терминологии: «одна субстанция, три Лица».
|
|
Лат. $иЬ?Лапйа представляет собой буквальный перевод (кальку) греч. ύπόστασις ‘ипостась’ в переносном значении ‘бытие, существование’. Буквально греческое слово означает «подставка». То же самое значение имеет и латинский термин, состоящий из приставки $иЬ- ‘под’ и корня Ξία- ‘стоять’. В дальнейшем по сути одинаковые термины разошлись в значении — греческое слово стало обозначать бытие частное (лицо, личность, ипостась), а латинское слово сохранило первоначальное значение бытия общего (природа, сущность). Это в общем естественное языковое явление (изменение значения слова) привело к фундаментальным богословским недоразумениям и ожесточённым церковным конфликтам между Западом и Востоком в IV—V вв.
Таким образом, Евстафий и его сторонники были ближе к западной богословской традиции в терминологическом отношении. К тому же партия евстафиан для западных епископов представлялась одним из немногих очагов бескомпромиссного сопротивления арианству и верности никейскому вероопределению.
С 360 г. архиепископом Антиохийским был поставлен Мелетий, чьё прошлое было отмечено союзом с омиями, но чей образ мысли был понятен и близок большинству православных епископов Востока. Вокруг Мелетия постепенно складывается новоникейская партия, которая наряду с никейским единосущием принимала формулировку «одна Сущность, три Ипостаси». Такая терминология резко контрастировала с западной, поскольку выражение «три Ипостаси» могло быть понимаемо как три субстанции, которые не могут быть равными, и тем самым, заставляла Запад подозревать Мелетия в арианстве.
|
|
Антиохийская схизма становится реальностью, когда в 362 г. изгнанный императором Констанцием с Запада еп. Люцифер Калари- танский, не признав Мелетия православным, поставил Павлина в епископы. Люцифер, как и большинство западных епископов, считал, что подлинное никейское православие сохраняется лишь в общине Павлина. Своим вмешательством в дела Восточной Церкви он создал труднопреодолимое разделение внутри партий, близких друг к другу в богословском отношении. Антиохийский раскол стал, таким образом, узловой проблемой IV в., в которой соединились трудности в понимании триадологии между Востоком и Западом, а также трудности в консолидации православных на Востоке. Объединение православных вокруг Мелетияразделяло их с Западом, а единство с Западом предполагало союз с Павлином и согласие на неприемлемую для Востока терминологию.
Александрийский собор 362 г. Вернувшись из ссылки в начале правления императора Юлиана Отступника, свт. Афанасий Александрийский приступил к активной деятельности на своей кафедре в рамках борьбы с чрезвычайно распространившейся по Востоку арианской ересью. Наступил этап перехода от открытой борьбы к постепенной консолидации партий, близких к православию. Для этого необходимо было выслушать различные мнения и сделать акцент на единстве сходных формулировок христианской триадологии.
Ярким событием и фактически беспрецедентным примером такого выслушивания сторон стал Александрийский собор 362 г., посвящённый выработке условий примирения формально разделённых, но близких друг другу по сути богословского учения христиан Антиохии. Плодом деятельности собора стал знаменитый Томос к антиохийцам, в котором отцы собора просят признать никейское единосущие, причём без какого бы то ни было определённого его толкования, а также не считать Св. Духа сотворённым. Эти положения должны были послужить примирению евстафиан под предводительством пресвитера Павлина и последователей Мелетия.
В Томосе к антиохийцам подробно обсуждаются обе терминологии: Мелетия — «одна сущность, три ипостаси» и Павлина — «одна Ипостась, три Лица». Из приведённых в Томосе объяснений можно видеть, что партия Мелетия, утверждая троичность ипостасей, пыталась подчеркнуть самостоятельное бытие каждого Лица, опасаясь в ином случае понимать единосущие в духе модализма Савеллия. В то же время партия Павлина, говоря об одной Ипостаси в Боге, имела целью максимально подчеркнуть единство Отца и Сына, сопротивляясь арианской ереси. Любопытно, что Александрийский собор не настаивает на какой-либо определённой терминологии, высказывая, впрочем, пожелание пользоваться языком определения Никейского Собора (иными словами, использовать понятие «сущности»).
Другой темой обсуждения на соборе 362 г. стал вопрос о качестве и полноте человеческой природы Христа (вероятно, в связи с христо- логической концепцией Аполлинария Лаодикийского — см. ниже). Так, на соборе было сказано, что «Спаситель имел тело не бездушное, не бесчувственное и не неразумное», также ясно говорится о единстве субъекта во Христе при двух действиях, соответствующих двум природам — божественной и человеческой: «Один и Тот же по-человечески сказал: где положен Лазарь, а по Божеству воскрешает его».
Богословие великих каппадокийцев. Основными богословами но- воникейского направления в триадологии стали великие каппадокийские отцы — свт. Василий Великий, его друг свт. Григорий Богослов и младший брат свт. Василия — свт. Григорий Нисский. Их триадоло- гия в целом одинакова, но различается некоторыми акцентами и оттенками.
Общими для всех отцов-каппадокийцев можно считать следующие черты в триадологии:
|
|
1. Утверждение о единой божественной сущности Св. Троицы с признанием трёх ипостасей. Такое положение кажется противоречивым, поскольку «сущность» и «ипостась» — понятия очень близкие и указывают на реальное бытие. Поэтому между ними было проведено различие как между бытием общим и единичным. При этом понятие сущности не теряло своей реальности, единичности и конкретности.
2. Ипостаси имеют особые свойства, определяемые образом бытия каждой из них. Подобно тому как «рождение от Отца» мыслится ипостасным свойством Сына, «исхождение от Отца» становится отличительным образом бытия третьей Ипостаси — Св. Духа. «Исхождение» указывает на отличие Св. Духа как от тварного мира, происшедшего из ничего по воле Отца, так и на Его отличие от Сына, который происходит от Отца через «рождение».
Свт. Григорий Богослов. Другсвт. Василия Великого, свт. Григорий Богослов является классическим автором для православной триадо- логии (прежде всего в своих пяти словах «О богословии»). Как и свт. Василий, Григорий впитал всё классическое языческое образование, однако, в отличие от своего друга, он был человеком более созерцательного склада, не склонным активно участвовать в церковнополитических делах. Поставленный епископом г. Сасим, он в 379 г. вынужден был возглавить православных Константинополя до того момента, когда его точка зрения на церковные дела разошлась с мнением столичного клира и отцов II Вселенского Собора. Тогда он был вынужден покинуть Константинополь и прожить оставшиеся годы в уединении. Его литературное наследие обширно, изысканно и разнообразно по темам и жанрам. Кроме слов, составленных по разным поводам (в свое оправдание, против врагов Церкви, на праздники, в похвалу и честь разным лицам, о богословии), он написал множество писем и стихов, из которых особенно примечательны стихи автобиографического содержания, показывающие в свт. Григории мягкую и чувствительную натуру.
В отличие от свт. Василия Великого, богословие свт. Григория оказывается более выверенным и обоснованным. Так, ипостасные свойства у него формулируются со всей возможной конкретностью: «нерождённость», «рождение» и «исхождение». Все эти качества указывают на образ бытия ипостасей. У свт. Василия находим иные определения — «отечество», «сыновство», «святыня» или «освящающая сила». Они звучат более библейски, но менее точно.
|
|
Далее, у свт. Григория с особой силой выделено учение о единоначалии (монархии) Отца в Св. Троице: Отец - есть начало и причина бытия других ипостасей. В этом вопросе свт. Григорий более других приближается к свт. Афанасию, которому, кстати, только он и сказал похвальное слово. Важно, что и к Павлину Антиохийскому свт. Григорий не питал выраженной неприязни. А в своей троической терминологии наряду со словом «Ипостась» он мог использовать и термин «Лицо». Так что из новоникейцев, как кажется, он более других близок к старшему поколению никейцев.
В вопросе о Св. Духе свт. Григорий проявляет характерную для него принципиальность, открыто называя Его Богом. В полемике с духоборцами свт. Григорий Богослов высказывает идею о постепенности божественного откровения в зависимости от подготовленности воспринимающих его: «дело в том, что Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание» (сл. 31 «О Св. Духе»).
Свт. Григорий Нисский. Если свт. Василий Великий прежде всего видится активным церковным политиком, организатором и полемистом, а свт. Григорий Богослов — оратором и поэтом, то свт. Григорий Нисский был, можно сказать, мыслителем-философом и мистиком. В истории его репутация оказалась подпорчена по причине заимствованных им (надо думать, от Оригена) мнений об очистительном огне и всеобщем восстановлении (ср. оригеновский апокатйстасис). Однако на II Вселенском Соборе его православие не ставилось под сомнение.
Из всех каппадокийцев свт. Григорий Нисский — наиболее систематичный мыслитель. Так, он предпринял ещё одну попытку после Оригена («О началах») и «Огласительных бесед» свт. Кирилла Иерусалимского дать целостный обзор христианского учения, написав «Большое огласительное слово». Но наиболее классической для восточного богословия стала антропология свт. Григория, изложенная в сочинении «Об устроении человека».
Уже названия его работ («К Авлавию о том, что не три бога», «Слово против Ария и Савеллия», «Слово о Святом Духе против македониан-духоборцев») указывают на тот круг проблем, который был актуален для этого мыслителя.· Признание трёх Ипостасей Бога вело к обвинению каппадокийцев в троебожии, поэтому их важнейшей задачей стало доказательство единства этих Ипостасей, что и делает свт. Григорий, основываясь на платоновском реализме (ги- постазирований) общих понятий: единая Сущность Божия, будучи общей, является тем не менее реальной, а не абстрактной. В триа- дологии для свт. Григория Нисского характерны аналогии возжжения трёх светильников: одного через другой посредством третьего, а также произнесения человеком слова вместе с дыханием. Говоря о происхождении Св. Духа, он употребляет выражение «через Сына», и такое происхождение, насколько можно понять, относится именно к имманентной Троице, а не к домостроительному ниспосланию Св. Духа.
Христологическая проблематика: Аполлинарий Лаодикийский и полемика с ним. Ещё до начала эпохи христологических споров в V в. вопрос о качестве и полноте человеческой природы Христа, а также о соединении в едином Христе двух природ был обсуждаем в связи с появлением ереси еп. Аполлинария Лаодикийского (ок. 362—390 гг.), сына другого Аполлинария (Старшего). Основательность и широта образования Аполлиариев ставит их в ряд самых выдающихся писателей IV в. и была, без сомнения, признана современниками.
Аполлинарий вел строго аскетическую жизнь. Он состоял в дружбе или переписке со многими выдающимися святыми отцами периода борьбы с арианством, активно участвовал в полемике с арианами, являясь преданным сторонником Никейского Символа веры. Многие известные богословы (например, свт. Василий Великий) считали его своим учителем. Он приветствовал избрание Афанасия преемником свт. Александра на Александрийской кафедре и впоследствии вёл с ним переписку. Свт. Василий Великий называл его «человеком единодушным и близким» (Поел. 257 (265)).
Аполлинарий был епископом г. Лаодикии Сирийской неподалеку от Антиохии, однако богословие его принадлежит к александрийской традиции, согласно которой Христос рассматривается прежде всего не как человек, а как ипостасный Логос, Который явился в человеческой одушевлённой плоти (традиция «Логос-саркс», ср. ниже) и был подлинным субъектом всех действий и состояний Христа.
Поскольку Аполлинарий рассматривал человеческий ум как совершенную субстанцию, он видел проблему в соединении в одном Христе человеческого ума и божественного Логоса. Ведь если считать ум носителем человеческого сознания, то не приведёт ли к удвоению субъекта во Христе признание в Нём человеческого ума? Чтобы разрешить это противоречие, Аполлинарий допускал, что человеческая природа Христа лишена человеческого ума: все его функции выполняет Логос, ставший плотью. Согласно Аполлинарию, человечество Христа, ограниченное плотью и душой, через Логос делается «сосу- ществлённым» (συνουσιασμένη) Божеству. По этой причине аполли- нариан также называли «синусиастами».
Полемизируя с Диодором Тарсским, Аполлинарий называл Христа «единой сложной ипостасью» и писал, что Христос есть «единая по сосложению с человеческим телом [сущность] Бога» (фрагм. 119). Таким образом, термины «сущность» (природа) и «ипостась» в хри- стологии Аполлинария оказываются полностью тождественными.
Впервые термин «единая сложная природа» появляется, вероятно, в «Слове о воплощении» арианского архиеп. Константинопольского Евдоксия (360—370 гг.). Здесь о воплощении Бога Сына говорится так: «...не две природы, ибо не совершенный был человек, но вместо души Бог был во плоти, единая совершенная по сосложению природа (μία τό δλον κατά συνθεσιν φύσις)». Эту формулу Евдоксия и воспринял Аполлинарий, а за ним и его последователи.
Первые намёки на наличие аполлинарианского учения заметны уже в определении Александрийского собора 362 г. (см. выше, с. 441), но расцвет этого учения приходится на 370-е гг. По мере распространения аполлинарианства оно постоянно подвергалось критике со стороны авторитетных церковных иерархов. Больше всех доктрину Аполлинария критиковали Мелетий Антиохийский и Василий Великий. Римский папа Дамас также осудил это учение. Как ересь апол- линарианство осуждалось и на ряде Римских соборов (376, 377 и 382 гг.), и на II Вселенском Соборе, а также специальным эдиктом императора Феодосия Великого от 383 г. В нём император перечисляет различные ереси и приравнивает аполлинариан к евномианам и македонианам. Им запрещено иметь свою иерархию и проводить богослужебные собрания.
Поскольку аполлинариане, будучи еретиками, подвергались преследованиям, их сочинения уничтожались. Однако, чтобы сохранить свои тексты, они надписывали их другими именами — в частности, именем свт. Афанасия Александрийского, свт. Григория Неокесарийского, папы Юлия / и др. Одна из таких подделок, надписанная именем Афанасия Великого, даже использовалась в Церкви. В этой подделке содержится знаменитая впоследствии христологи- ческая формула: «Единая природа Бога-Слова воплощённая». Так Аполлинарий формулировал представление о сложной, смешанной природе Христа, предвосхищая таким образом монофизитство V в.
Основным аргументом против Аполлинария стало утверждение полноты человеческой природы, воспринятой Логосом. Исходя из сотериологических предпосылок, свт. Григорий Богослов формулирует знаменитое положение: «что не воспринято, неуврачёвано». Поскольку пал прежде всего человеческий ум, то и в исцелении нуждался прежде всего он. По этой причине он, как и тело, должен быть воспринят Сыном Божиим и восстановлен Его спасительной Жертвой. Восприятие человеческого ума не приводит к удвоению субъекта во Христе: «в Спасителе есть иное и иное... но не имеет в Нём места иной и иной». По мысли свт. Григория, Логос должен был воспринять ум, поскольку иначе нет уверенности, что Он воспринял именно человеческую душу, а не душу какого-нибудь животного, лишённую ума. К тому же ум необходим, как наиболее сродный из состава человеческой природы с Божеством, поэтому и соединение происходит при его посредстве.
Полемика с ересью Аполлинария велась не только на базе сбалансированного взгляда, который характерен для каппадокийцев, но и более резко - в рамках антиохийской богословской традиции, рассматривавшей Христа не как воплощённого Логоса, а как соединившегося с Богом человека. Антиохийская христология позже стала основанием для несторианской ереси, предполагавшей в своём учении наличие во Христе двух субъектов, что разрывало бы в Нём подлинное единство между Божеством и человечеством.
II Вселенский Собор. С гибелью покровителя арианствующих церковных партий имп. Валента в битве с готами при Адрианополе 9 августа 378 г. еретики лишились поддержки со стороны государственной власти. На Востоке сторонники никейского исповедания воспользовались эдиктом западного императора (августа) Грациана от 378 г., согласно которому религиозная свобода предоставлялась всем, кроме манихеев, фотиниан и евномиан. В январе 379 г. на переговорах Грациана с военачальником Феодосием последний был назначен императором (августом) Востока и, видимо, сразу же занялся организацией Вселенского Собора.
В 379 г. в Антиохии во главе с архиеп. Мелетием был созван собор 153 епископов, на котором была принята новоникейская триадологическая формула о Боге как «единой Природе в трёх Ипостасях».
После этого в своём знаменитом Фессалоникийском эдикте 380 г. Феодосий прямо предписал всей Церкви веровать так, как веруют папа Римский Дамас I и Пётр II Александрийский. В том же эдикте было провозглашено «единое Божество Отца и Сына и Святого Духа в равном величестве и в Пресвятой Троице». Тем самым православная триадология впервые была официально сформулирована императором (правда, без упоминания термина «ипостась»). После этого догматические решения II Вселенского Собора фактически были предопределены.
В обстоятельствах созыва и проведения II Вселенского Собора самым тесным образом переплетается богословская и церковнополитическая проблематика. В сфере догматики вопрос стоял об уточнении Никейского Символа веры специальными формулами о Св. Духе (напомним, что в Никейском символе природа Св. Духа была обойдена молчанием). Кроме того, необходимо было окончательно определить отношение Церкви к многочисленным арианским и другим субординационистским течениям, возникшим после 325 г. В области церковной администрации также необходимо было решить ряд спорных вопросов.
Во-первых, к 381 г. в Антиохии было два православных епископа: свт. Мелетий, бывший на кафедре с 360 г. с перерывами, и Павлин, поставленный западным еп. Люцифером Калаританским при поддержке Рима. Нужно было решить, как уврачевать это разделение.
Во-вторых, необходимо было решить вопрос о столичном архиепископе. Безусловно, среди православных наивысшим богословским авторитетом пользовался свт. Григорий Богослов, однако каноничность его перевода на кафедру Константинополя (379 г.) была поставлена под сомнение Петром Александрийским, который в 381 г., пользуясь поддержкой Рима, самовольно назначил столичным архиепископом своего ставленника Максима Киника. Таким образом, Александрийская кафедра по-прежнему ощущала своё превосходство и высший авторитет на Востоке и активно соперничала с Константинополем.
Открытие Собора Феодосий назначил на май 381 г. На первых заседаниях председательствовал виднейший представитель новони- кейской триадологии Мелетий Антиохийский[LXXXVI]. Из 150 отцов, явившихся на Собор, почти половина были сторонниками Мелетия. В их числе были сам архиепископ Константинопольский свт. Григорий Богослов, а также свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Григорий Нисский, свт. Амфилохий Иконийский. Были также приглашены 36 епископов- македониан, однако они вскоре покинули столицу, так и не достигнув примирения с Церковью, после чего были осуждены Собором.
Римских легатов на Соборе не было, поскольку папа Дамас в это время сам намеревался созвать Вселенский Собор и ожидал, что восточные иерархи приедут в Рим. Этого, однако, не произошло — Вселенский Собор прошёл в Константинополе, куда римские легаты так и не были посланы.
После скоропостижной смерти Мелетия Антиохийского заседания Собора возглавил Григорий Богослов. Несмотря на то что Рим и Александрия лоббировали на освободившуюся кафедру кандидатуру противника Мелетия — Павлина, большинство православных антиохийцев выступили в поддержку одного из пресвитеров Мелетия — Флавиана. Свт. Григорий Богослов, выступавший за Павлина, подал в отставку с должности архиепископа столицы, и на его место, по предложению еп. Диодора Тарсского, был избран престарелый сенатор Нектарий, в то время ещё даже не получивший крещения. Под председательством нового архиеп. Нектария (381—397 гг.) Собор и завершился в июне 381 г. Имп. Феодосий / эдиктом от 30 августа 381 г. утвердил решения Собора (Сод.ТЬеой. XVI.1.3).
Проведение II Вселенского Собора без преувеличения можно назвать эпохальным событием в истории Вселенской Церкви. Был разрешён конфликт Константинополя и Александрии, столичную кафедру занял устраивающий все стороны архиеп. Нектарий. В Антиохии архиепископом стал Флавиан I — тем самым спор мелетиан и паулинистов также был разрешён (правда, Западная Церковь и здесь имела особое мнение — она осталась в общении с Павлином).
В каноническом послании Собора (позднее разделённом на 4 правила) кафедре Константинополя усваивается почётное второе место в иерархии Поместных Церквей после Римского папского престола (прав. 3). Этим ознаменовано сложение 5-членной системы патриархатов (так называемой «пентархии») — Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Как показала дальнейшая история, Александрия не смирилась с утратой второго места в иерархии, ранее принадлежавшего ей. Не согласился с формулировкой 3 правила и Рим, поскольку возвышением кафедры Константинополя, не имевшей апостольского преемства, ставился под вопрос сам принцип апостольского происхождения важнейших кафедр - а значит, и принцип главенства в Церкви Римского престола св. ап. Петра, как первого среди апостолов. В самом деле, мотивом присвоения второго места столичной кафедре стало то, что Константинополь является «вторым» или «Новым Римом». Иными словами, критерий «апостоличности» кафедры был в 381 г. заменён критерием «столичности», с чем Старый Рим никак не мог согласиться. По причине этих фундаментальных расхождений экклесиологического характера Рим вплоть до XIII в. официально не признавал юридической силы за 3-м правилом II Вселенского Собора.
В сфере церковной догматики Собор подвёл итог длинной и сложной эпохе споров с арианами. Так, 1-м правилом Собора утверждается верность Церкви вероопределению I Вселенского Собора и осуждаются ереси евномиан, аномеев, ариан (омиев) или евдокси- ан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и апполинариан. С деятельностью II Вселенского Собора связано появление самого распространенного на Востоке Символа веры — Никео-Константинопольского.
Никео-Константинопольский Символ веры. На Соборе был принят новый Символ веры, необходимый для различных нужд Церкви: исповедания веры, Крещения, оглашения и др.
Согласно новейшим исследованиям, новый общецерковный Символ не был исправленной и дополненной версией прежнего, Никейского Символа, а был составлен заново на основе символа Иерусалимской Церкви. Никейский символ довольно долгое время существовал наряду с Константинопольским как авторитетное исповедание веры (так, прав. 7 III Вселенского Собора 431 г. запрещает составлять иной Символ веры, чем Никейский).
Основные формальные и содержательные отличия двух Символов можно представить следующим списком:
1. Как некорректные, удалены слова «из сущности Отца». Поскольку божественной сущностью обладает каждое Лицо Троицы, то сказать «из сущности Отца» — это то же самое, что сказать, что Сын происходит из Своей собственной сущности.
2. Удалены слова Никейского символа о Христе: «(через Которого всё произошло...) как на небе, так и на земле», чтобы не давать повода считать Сына в духе платонизма Логосом-Демиургом, восполняющим дело Отца (Творца видимых и невидимых). Согласно этой формуле, Сын - это не второй Создатель-Демиург, а единоприродный соучастник Бога Отца в создании тварного мира.
3. Против староникейских взглядов Маркелла Анкирского для указания на полноту божественной природы во Христе в Символ вставлены слова: «прежде всех веков» и «Царству Которого не будет конца». Сюда же относятся дополнения о «восседании Сына одесную Отца» и «приходе со славою» для суда над живыми и мёртвыми.
4. Против Аполлинария для указания на полноту человеческой природе во Христе добавлен догмат о «воплощении от Духа Святого и Марии Девы» и «вочеловечении». Добавлены также слова о распятии, погребении и воскресении «в третий день, согласно Писаниям».
5. После слов «И в Духа Святого» добавлено богословие Св. Духа (пневматология): при этом Св. Дух хотя и не назван Богом (в целях компромисса с колеблющимися македонианами), однако использованные формулировки о прославлении и поклонении Духу с Отцом и Сыном указывают на Его божественную природу.
6. В новом символе отсутствуют анафематизмы, зато из древних локальных символов добавлено исповедание веры «во единую Святую, Соборную (Кафолическую) и Апостольскую Церковь», «единого Крещения» и надежды на «воскресение мёртвых и будущую вечную жизнь».
В такой редакции Символ веры получил стройную и систематичную 12-членную форму:
1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого;
2. и во единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, имеющего единую сущность с Отцом, через Которого всё сотворено;
3. ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком;
4. распятого ради нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого;
5. и воскресшего в третий день, согласно Писаниям;
6. и взошедшего на небеса, и сидящего справа от Отца;
7. и вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Которого не будет конца;
8. и в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, вещавшего через пророков;
9. И во единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую единственное Крещение во оставление грехов.
11. Чаю (с надеждой ожидаю) воскресения мёртвых
12. и будущей вечной жизни. Аминь (перевод мой. — Ред.).
После II Вселенского Собора в Церкви ещё долгое время продолжал употребляться Никейский символ, пока его не вытеснил символ Никео-Константинопольский. Последний является официальным исповеданием Восточной (Православной) Церкви и в наши дни.
Контрольные вопросы по теме
7. Какие особенности терминологии отличали «новоникейское» богословие от «староникейского»?
2. Какие партии и течения существовали в Церкви перед II Вселенским Собором? Какие из них были православными, какие были затем осуждены как еретические?
3. Опишите причины Атиохийской схизмы 362 г. На каком соборе и каким образом была предпринята попытка уладить разногласия между антиохийцами?
4. В чём состояли основные тезисы ереси Аполлинария Лаодикийского, осуждённой IIВселенским Собором?