Суточное, седмичное и недельное (воскресное) богослужение. 9 страница

Контрольные вопросы по теме

1. Почему учение Ария снискало популярность в Александрийской Церкви и дру­гих восточных Церквах? Какую роль в этом сыграли личные качества Ария?

2. Прав ли был Арий, считавший савеллианством тезис Александра Алексан­дрийского «Св. Троица есть в Троице Единица»?Почему?

3. Когда и на каких локальных соборах было осуждено учение Ария? Какие ло­кальные соборы выступили в его защиту?

4. Почему можно говорить о том, что на [Вселенском Соборе столкнулись под­ходы разных богословских школ?Какие это были школы?Какую из них пред­ставлял Арий и его сторонники?

5. Кратко опишите подготовку и проведение [Вселенского Собора.

6. Как происходило сложение Никейского Символа веры?

7. Почему термин «единосущный» имел больше сторонников на Западе, чем на Востоке? Почему имп. Константин именно этот термин предложил вклю­чить в Символ веры?

Дополнительная литература по теме

Артёмкин Д.Н. Единосущие // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 58—60.

Асмус В., прот. Вселенский I собор // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 571-575.

Грацианский М.В., Луковникова Е.А. Александр, архиеп. Александрийский // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 472-473.

Спасский А.А. Начальная стадия арианских движений и первый Вселенский Собор в Никее. Исследования по истории Древней Церкви. СПб., 2007. С. 7-55.

Шмалий В., свящ. Арианство // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 221—225.

II.4.6. Борьба с арианством после I Вселенского Собора. Афанасий Александрийский и Василий Великий

(КА. Максимович, свящ.Д. Полещук)

Борьба за «единосущие» после I Вселенского Собора. I Вселенский Собор в Никее не привёл к торжеству православной триадологии. Первым пострадавшим от козней ариан был видный участник Со­бора свт. Евстафий Антиохийский (ок. 325 — ок. 330 г.). Ещё при жизни Константина Великого ариане во главе с двумя Евсевиями, Ни- комидийским и Кесарийским, начали контрнаступление против отцов- никейцев. Борьба эта заключалась в стремлении низложить право­славных епископов со своих кафедр и тем самым подчинить главные церковные центры арианскому движению.

Евстафий, вступивший в спор с Евсевием Кесарийским, был об­винён последним в савеллианстве (вспомним те же обвинения, вы­двинутые Арием против православного епископа Александрии свт, Александра за десять лет до этих событий). На Антиохийском Соборе (около 330 г.) Евстафий был осуждён арианами и низложен — правда, причины его осуждения в разных источниках приводятся различные: от вероучительных вопросов {Сократ Схол. Церк. ист., I, 24) и кле­ветнических обвинений в безнравственности {Феодорит Кир. Церк. ист. I, 21) до непочтительности к матери Константина Елене (Афан. Алекс. Ист. ариан. IV).

В это время среди защитников православия оставалось немного тех, кто имел какое-либо значимое влияние на Церковь. В частности, таковым был уже упомянутый свт. Евстафий Антиохийский. Однако решающую роль в борьбе с арианами сыграл свт. Афанасий Алексан­дрийский, обладавший всеми необходимыми качествами: прекрас­ным знанием Священного Писания и церковных догматов, крепкой верой и личной стойкостью.

Жизнь свт. Афанасия. Свт. Афанасий Александрийский (328—335, 337-339, 346-356, 362-373 гг.) хорошо известен как выдающийся богослов и защитник Никейского Православия. Его труды сохрани­лись почти полностью. Его деяния засвидетельствованы надежными источниками и задокументированы историками его времени. Несо­мненно, свт. Афанасий является одной из ключевых фигур церков­ной истории IV в.

Афанасий родился в Александрии в греческой семье около 295 г. Детство его проходило во времена диоклетиановых гонений на Церковь. Он получил хорошее образование, был знатоком антич­ной философии. При этом основное внимание он уделял изучению Священного Писания. Кроме того, в юношеские годы Афанасий старался подражать в монашеском делании прп. Антонию Великому. Правящий архиерей Александрии свт. Александр рано заметил осо­бые дарования своего будущего преемника, рукоположил его в диа­конский сан и сделал личным секретарем. В таком статусе диакон Афанасий сопровождал свт. Александра на I Вселенский Собор, где проявил себя жёстким противником ариан.

В 328 г., после смерти свт. Александра, большинством египет­ских епископов Афанасия избирают на Александрийскую кафедру. Возглавив одну из ключевых кафедр империи, свт. Афанасий вёл активную пастырскую, миссионерскую и, конечно, антиарианскую деятельность, чем и вызвал ненависть со стороны своих оппонентов. Вместе с арианами против Афанасия выступили осуждённые Никей- ским Собором раскольники-мелитиане.

Ещё при жизни организатора I Вселенского собора имп. Кон­стантина Великого ариане пытались оклеветать молодого Алексан­дрийского архиепископа перед императором, выдумывая различ­ные обвинения. За отказ от принятия ариан в общение те обвинили свт. Афанасия в государственной измене, а также в церковных пре­ступлениях (насилие над клириками, осквернение священных пред­метов, сожжение богослужебных книг). Было предъявлено даже такое обвинение: свт. Афанасий якобы убил мелитианского еп. Арсе­ния, а его руку использовал для волхвования. Вследствие этого в 331 г. святителю пришлось ехать ко двору императора в Никомидию для оправдания. Он сумел полностью доказать абсурдность обвинений в его адрес, а впоследствии, на церковном соборе в Тире, представил живым и невредимым самого Арсения.

Поняв бесплодность подобных обвинений, ариане стали созы­вать соборы, подбирая в качестве участников противников святителя. Афанасий не явился на такой собор в Кесарии Палестинской (334 г.). В следующем году собор, созванный Евсевием Никомидийским в г. Тир выдвинул новые обвинения в адрес Александрийского архие­пископа. Афанасий, ища правды, снова отправился к императору, но в этот раз Константин Великий, приняв во внимание заочное осуж­дение Афанасия Александрийского на Тирском соборе, сослал его в Галлию в г. Августа Треверов (ныне г. Трир в Германии) вместе с дру­гим «никейцем» - Маркеллом Анкирским. В этой ссылке в западную часть Римской империи свт. Афанасий познакомился с её правите­лем — Константином II, сыном Константина Великого. Здесь ариан­ство не было широко распространено, что способствовало быстрому росту авторитета свт. Афанасия. Александрия же отказалась принять ересиарха Ария и ждала возвращения своего законного архиерея.

В 337 г. после смерти Константина Великого свт. Афанасий тор­жественно возвращается в родную Александрию при поддержке за­падного правителя Константина II. В конце того же года ариане из­бирают на Александрийскую кафедру Листа, одновременно с этим извещая о происходящем папу Римского Юлия I. В это время пра­вителем восточной части Римской империи становится средний сын Константина Великого — Констанций, который находился под силь­ным влиянием близких арианам евсевиан. Он позволяет избрать на Константинопольскую кафедру Евсевия Никомидийского (341—342 гг.), а тот в свою очередь объявляет возвращение Афанасия незаконным, поскольку оно произошло вопреки соборному определению.

По своём возвращении свт. Афанасий собирает собор в Алек­сандрии. Более чем 100 участников оправдали свт. Афанасия, сняв с него несправедливые обвинения Тирского собора 335 г. Евсевиане по результатам своего собора в Антиохии (338 г.) избрали новым архие­пископом Александрии Григория Каппадокийца (338—345 гг.) и обе­спечили исполнение этого решения при военной поддержке властей. Афанасий был вынужден вновь удалиться в изгнание. Он отправился в Рим, где в 340 г. на соборе при участии папы Юлия, множества «ни- кейцев» и Маркелла Анкирского все возводимые на него обвинения были сняты.

На востоке империи, в Антиохии, ариане опять собрали Собор (около 330 или в 341 г.), где в очередной раз подтвердили низложение свт. Афанасия.

В последующей церковной традиции этот Антиохийский Собор оценивался неоднозначно. Так, свт. Иоанн Златоуст называл его «собором ариан» — Палладий. Жизнь Злат. 8. Однако изданные Со­бором каноны (в том числе направленные лично против Афанасия прав. 4, 12 и 15) вошли в канонический корпус Восточной Церкви и в русскую «Книгу правил».

Собор стал важным этапом в становлении Никейского Символа веры: основные тезисы учения Ария были преданы анафеме, однако и термин «единосущный» Собором не был принят, как не имеющий опоры в святоотеческой традиции, но и не отвергнут - вместо него употреблялись термины «сосуществующий» (συνών) и «неизменный (неотличный) образ» (απαράλλακτος ε’ικών) Отца. Выработанные Собором символы веры были отправлены на Запад, однако Запад­ная Церковь, верная никейской формуле о единосущии, отвергла эти вероопределения.

За три года, проведённые на Западе, Афанасий Великий смог убедить младшего сына Константина Великого имп. Константа и За­падную Церковь в необходимости вмешательства в догматические споры, происходившие на Востоке. В 342—343 гг. свт. Афанасий вме­сте с известным богословом еп. Осием Кордубским участвует в цер­ковном Соборе в г. Сердика (в греческом произношении — Сардикия, ныне г. София). Этот Собор, задумывавшийся как всеправославный (вселенский), не оправдал надежд, поскольку участники Собора раз­делились во мнениях. «Западные» (около 90 епископов) поддержали свт. Афанасия, а «восточные», оказавшись в меньшинстве, покину­ли Сердику и составили особый собор в г. Филиппополе, на котором осудили не только самого свт. Афанасия, но также Осия Кордубского и папу Юлия.

После Собора в Сердике свт. Афанасий встретился с имп. Кон­стантом в г. Аквилее, где они собрали подписи в поддержку Афана­сия и направили это письмо восточному императору Констанцию. В связи со смертью епископа-арианина Григория Констанций счёл возможным возвращение свт. Афанасия на родную кафедру, что и произошло в 346 г. Афанасий сразу по прибытии в Александрию собирает собор, который подтвердил православные постановления Сардикийского Собора.

Борьба ариан и близких к ним течений против Никейской веры в 50-е гг. IV в. 1, 2, 3 и 4 Сирмийские формулы. Ариминская формула. В 350 г. узурпатор Магн Магненций свергает и убивает Константа — законного императора и главного покровителя свт. Афанасия. Этим воспользовались недруги святителя — ариане. В войне с Магненцием Констанций одержал крупную победу над своим противником возле г. Мурсы в Паннонии (28 сент. 351 г.). Близкий к арианам епископ Мурсы Валент первым прибыл ко двору Констанция сообщить о по­беде над узурпатором, заявив, что эту весть принёс ему ангел. После этого император проникся особым доверием к Валенту. Последний же не замедлил использовать своё влияние на императора для борь­бы с никейской партией в Церкви.

В 351 г. епископы Валент Мурсийский и Урсакий Сингидунский (Верхняя Мёзия) вместе с восточными епископами добиваются на соборе в г. Сирмии (провинция Паннония Вторая префектуры Ил- лирик) осуждения епископов Маркелла Анкирского и его ученика Фо­тина Сирмийского.

Маркелл Анкирский, друг Афанасия Александрийского и убеж­дённый сторонник никейского «единосущия», после Никейского Со­бора написал особый труд «О подчинении (Господа Иисуса)», направ­ленный против арианства. Настаивая на единосущии Христа Богу Отцу, Маркелл фактически дошёл до отрицания Сына как особого Лица Св. Троицы и впал тем самым в некое подобие савеллианства. В частности, Маркелл отрицал предвечность Сына (Христа). Мар­келл Анкирский был осуждён на соборе 336 г. Тогда против его уче­ния резко возражал не раз упоминавшийся нами известный богослов Евсевий Кесарийский. Последний даже написал богословские трак­таты «Против Маркелла» (336 г.) и «Церковное богословие» (после 336 г.), в которых упрекал Маркелла в следовании еретическим взгля­дам Савеллия и Павла Самосатского. Сам Евсевий при этом опирался на триадологию Оригена, для которой был характерен умеренный су- бординационизм в отношениях Лиц Св. Троицы. Сардикийский Со­бор и Римский папа Юлий, памятуя о тесной связи Маркелла со свт. Афанасием, защищали его православие, однако впоследствии сам Афанасий отмежевался от его учения. Окончательный вердикт про­тив Маркелла и маркеллиан вынес II Вселенский Собор (см. ниже).

Фотин Сирмийский относился к умеренным арианам, был осуждён на Антиохийском соборе 344 г., умер в изгнании в 366 г. Его последователи были признаны еретиками на Лаодикийском По­местном Соборе второй половины IV в. (прав. 7) и на II Вселенском Соборе 381 г. (прав. 1).

После осуждения Фотина и Маркелла в 351 г. на кафедру Сирмия был избран арианин Германий. В изданной этим Собором формуле исповедания веры (так называемая 1-я Сирмийская формула) прово­дился чётко выраженный субординационизм в отношениях между Отцом и Сыном.

Разгромив узурпатора Магненция, император Констанций II ста­новится единодержавным правителем империи и начинает активно заниматься церковной политикой. С целью восстановления церков­ного единства проводятся два собора: в Арелате (ныне Арль, Фран­ция) в 353 г. и Медиолане в 355 г. Первым из этих соборов руководил уже известный нам Валент Мурсийский. На соборе был анафемат­ствован свт. Афанасий, однако обвинялся он не в исповедании Ни- кейской веры, а в нарушении канонов, занятиях магией и заговоре против императора (Афан. Алекс. Ист. ариан XXXI, 1; Сульпиций Сев. Хрон. II, 39.2—3). На втором соборе, Медиоланском, Валент уже дей­ствовал в паре с Урсакием. Свт. Афанасий был осуждён вторично по тем же обвинениям, причём сам император, стоя посреди собора с мечом в руках, требовал Афанасию обвинительного приговора. Под угрозой низложения и ссылки даже сочувствующие Афанасию епи­скопы были вынуждены подписать осуждение. Свт. Афанасий опять (уже в третий раз) оказался в изгнании (356 г.). Именно в это время, находясь в Египетской пустыне, святитель написал свои знамени­тые послания, «Апологию», адресованную императору Констанцию, «Историю ариан», житие св. Антония и многие другие труды.

В это время происходит разделение ариан на два основных лаге­ря. Одни из них выступали за «подобие» Сына Божия Отцу по сущ­ности. Их называли «подобосущниками» или омиусианами (от греч. όμοιος ‘подобный’ и ουσία ‘сущность’). Среди ариан омиусиане были ближе всего к православию. В то же время среди еретиков были и та­кие, кто полностью отвергал какое-либо подобие Христа Богу Отцу. Этих крайних ариан называли аномеями (от греч. ανόμοιος ‘неподоб­ный’). Между ними разгорелась борьба. Во главе партии омиусиан стояли Василий, еп. Анкирский, и Георгий, еп. Лаодикийский. Партия была многочисленной, и к ней примыкал сам император. Что каса­ется крайних ариан-аномеев, то их учение продвигали на Востоке еп. Евдоксий Антиохийский (358—359 гг., Константинопольский — 360— 370 гг.) и его диаконы Аэтий и Евномий (с 360 г. еп. Кизический).

Чтобы примирить эти партии, Констанций собрал новый собор в Сирмии в августе 357 г. На этом соборе вновь торжествовали не­утомимые Валент и Урсакий. Добившись в 353 и 355 гг. осуждения большинством епископов Запада главного защитника решений Ни- кейского Собора Афанасия и располагая поддержкой императора, они сыграли решающую роль в составлении текста так называемой 2-й Сирмийской формулы, в которой проводился тезис о подчинён­ности Сына Отцу и отвергались никейские термины «сущность», «единосущный» и даже «подобосущный». Ариане смогли убедить не­сведущего в богословии Констанция, что только принятие этой фор­мулы восстановит мир в Церкви. Однако в 358 г. в Сирмий к импе­раторскому двору прибыло посольство от прошедшего в этом же году Анкирского Собора во главе с омиусианином Василием Анкирским, который доложил императору, что 2-я Сирмийская формула была отвергнута абсолютным большинством восточных епископов. Ан- кирский собор (вслед за Антиохийским Собором 341 г.) постановил, что Сын подобен Отцу по силе, действию («энергии») и сущности. Поняв, что был обманут Валентом и Урсакием, Констанций пришёл в ярость и собрал III Сирмийский собор (358 г.), на котором потре­бовал от Валента и Урсакия подписать омиусианское вероисповеда­ние, предложенное Василием Анкирским (так называемую 3-ю Сир- мийскую формулу). Согласно этой формуле, Сын является «подобным Отцу по сущности». Валент и Урсакий вынуждены были подчинить­ся. Однако решения собора не удовлетворили в полной мере ни ано- меев, ни омиусиан.

После отъезда еп. Василия Валент и Урсакий вновь восстановили свое влияние на Констанция, который решил отказаться от омиуси- анской формулировки о «подобии Сына Отцу по сущности» в пользу более общей — «о подобии во всём», предложенной еп. Марком Аре- фузским. Таким образом, из вероисповедной формулы был исключён термин «сущность». Сторонники такого подхода впоследствии полу­чили название омиев («подобников»). Как и православные, они при­знавали Сына Богом, отрицали арианскую формулу происхождения Сына «из не сущего», однако не считали Его равным Отцу ни по сущ­ности, ни по вечности, ни по славе. Этот новый подход получил от­ражение в так называемой 4-й Сирмийской формуле, принятой весной 359 г. в Сирмии представителями различных богословских партий по настоянию императора. В этой формуле говорилось о подобии Сына Отцу «во всём», а слово «сущность» было опущено. Еп. Урсакий безо­говорочно подписал эту формулу, тогда как Валент пытался опустить слова «во всём» (κατά πάντα), и лишь приказ со стороны императора, заметившего хитрость, заставил его дописать пропущенные слова. После этого Констанций поручил Валенту и Урсакию собрать новый Вселенский Собор для принятия этой формулы.

Собор почти 400 епископов собрался в мае 359 г. в г. Аримин (ныне Римини), лежащем на знаменитой р. Рубикон на севере Ита­лии. Одновременно в г. Селевкии в малоазийской области Исав- рия собрался аналогичный восточный собор из 150 епископов, из которых большинство (более 100) составляли омиусиане, аномеи были в меньшинстве. Подавляющее большинство на этом двойном Аримино-Селевкийском соборе составили сторонники Никейского исповедания. Они отвергли 4-ю Сирмийскую формулу и отлучили Валента и Урсакия за отказ анафематствовать арианство. Последние вместе с 80 своими сторонниками провели отдельный собор в г. Ника во Фракии, на котором подписали собственное исповедание веры — так называемую Никскую формулу. В ней с некоторыми сокращения­ми повторялась 4-я Сирмийская формула, однако были опущены слова о подобии Сына Отцу «во всём» и вместо этого заявлялось, что Сын подобен Отцу «согласно Писанию», слово «сущность», как и в 4-й формуле, исключалось. Кроме того, по требованию некоторых епископов, к Никской формуле были добавлены анафемы против учения Ария. В декабре 359 г. собор в Аримине завершился подписа­нием так называемой Ариминской формулы, и 1 янв. 360 г. эта формула была подписана восточными отцами Селевкийского собора и утверж­дена имп. Констанцием и присутствующими в столице епископами. Таким образом, на Западе и Востоке окончательно сформировалась средняя, компромиссная партия «омиев», возглавляемая Валентом и Урсакием. Кредо этой партии — Ариминская формула — стала офи­циальным Символом веры западных ариан вплоть до начала VIII в.

Жизнь и труды свт. Афанасия после 361 г. Смерть Констанция в 361 г. и восшествие на престол имп. Юлиана (Отступника) изменили положение святителя к лучшему. Надеясь посеять раздор между хри­стианами и тем самым положить конец Церкви, новый император велел вернуть из ссылок всех епископов. После того как ставленник ариан архиеп. Георгий Каппадокиец (356—361 гг.) устроил публичное осмеяние культа Митры и был убит восставшими язычниками, в на­чале 362 г. свт. Афанасий возвратился в Александрию. Сразу по при­бытии он созвал собор, на котором были приняты важные решения по вопросу о принятии раскаявшихся ариан, был составлен «Томос к Антиохийцам», рассматривались основные догматические вопросы о соотношении терминов «сущность» и «ипостась» и др.

Однако императору Юлиану не нравились успехи свт. Афанасия, и он велел изгнать святителя с его законной кафедры, что и было сделано в 363 г. После смерти Юлиана Отступника и воцарения Иовиана (363 г.) Афанасий Великий был возвращён на кафедру и по просьбе императо­ра написал вероисповедное «Послание к императору Иовиану».

Император Иовиан умирает в начале 364 г., и ему наследует в Восточной империи арианин Валент, который своим эдиктом 365 г. распоряжается вновь отправить свт. Афанасия в изгнание. Несмотря на яростное сопротивление александрийцев, свт. Афанасий вынуж­ден удалиться из города, однако бунты, поднявшиеся в египетской столице по этому поводу, вынудили Валента изменить свое решение, и 1 февраля 366 г. святитель Афанасий возвращается на родную ка­федру. Это была его последняя ссылка. 15 лет из своего сорокалетнего архипастырского служения свт. Афанасию пришлось провести в изг­нании.

Остаток лет своей земной жизни Афанасий Александрийский провёл в борьбе за Никейскую веру. В 369 г. он созвал у себя в горо­де собор египетских и ливийских епископов и написал «Послание к африканским епископам», чтобы не допустить отступления от Ни- кейского Символа. Он вел переписку с одним из великих каппадо­кийцев — свт. Василием Великим, всячески поддерживая его, оставил огромное количество трудов в защиту Православия. Однако Бог не судил свт. Афанасию увидеть торжество Православия на II Вселен­ском Соборе. Не дожив нескольких лет до этого события, 2 мая 373 г. свт. Афанасий преставился ко Господу.

Богословие свт. Афанасия не получило систематического изложе­ния в его трудах. Он был человеком практической направленности, и труды его написаны исходя из обстоятельств церковной и личной жизни для защиты веры и выполнения пастырских обязанностей. Их главной задачей было раскрывать отдельные пункты церковного вероучения. Однако влияние, которое он оказал на развитие право­славного богословия, прежде всего каппадокийцев, неоспоримо. По­бедой Никейского Символа веры и торжеством учения о единосущии Отца и Сына Церковь обязана в первую очередь его трудам. Афана­сий Великий посвятил свою жизнь раскрытию и защите догмата о воплощении Логоса — Второй ипостаси Преев. Троицы, а также обо­снованию того, что только Он, Сын Божий, мог спасти и воссоздать человека.

Учение о Троице. Именно свт. Афанасий на Александрийском Со­боре 362 г. утверждал, что термин «ипостась» может быть использо­ван в значении «лицо» и, следовательно, можно говорить о трёх Ипо­стасях в Божестве.

Критике арианства он посвятил три «Слова против ариан». Они написаны им во время его третьего изгнания (356-362 гг). В 1-м слове содержится изложение арианского учения (по книге Ария «Талия»), а также защита определений Никейского Собора о несотворённости Сына и о единосущии Сына Отцу. 2-е и 3-е Слова представляют со­бой подробный анализ текстов Свящ. Писания относительно рож­дения и воплощения Сына, связи между Сыном и Отцом - и прежде всего Притч. VIII, 22 («Господь созда Мя начало путей Своих»), быв­шим для ариан одним из главных доводов в пользу тварности Сына- Премудрости. Сюда же можно отнести небольшое сочинение «О яв­лении во плоти Бога Слова и против ариан».

Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угрожало разру­шить самую сущность и основание христианской веры: человечество нуждается в спасении, но спасение возможно только от Бога, поэто­му Христос - и человек, и Бог, а иначе мы не спасены. Свт. Афана­сий твёрдо знал, что, только отстояв единосущие, можно сохранить чистоту православной веры. Лишь в единосущном Сыне обретает человек общение с Богом. И только единосущный Дух соединяет нас с Отцом. Именно эту истину о спасении и ниспровергало арианское лжеучение.

Среди сочинений, надписанных именем свт. Афанасия Алек­сандрийского, встречаются так называемые «псевдэпиграфы», т.е. труды, в действительности ему не принадлежащие. Сюда относятся, в частности: 1) 4-е «Слово против ариан»; 2) 2 книги «О Воплощении против Аполлинария» (написаны, вероятно, около 380 г.); 3) «Сло­во пространнейшее о вере»; 4) «Изложение веры»; 5) «Толкование на Символ веры»; 6) 5 диалогов «О св. Троице»; 7) 2 диалога «Про­тив македонианина-духоборца» (возможно, автором является Дидим Слепец). Сюда же относятся латинские сочинения «Символ веры св. Афанасия» и 12 книг «О Троице» (ГУ-У вв.).

Бог Отец. Афанасий Великий понимает под единым Богом не только Бога Отца, но всю Св. Троицу. В то же время святитель ука­зывает особые свойства, присущие только Богу Отцу. Он Нерождён и есть Начало и Родитель Сына, будучи Его источником и корнем. И если Отец и больше Сына и Св. Духа, то не по природе, не по ве­личине и не по времени, а по причине рождения от Него Сына и по­хождения Св. Духа (против ариан).

Бог Отец есть вечный Бог, и не было времени, когда Он был кем- то иным, чем впоследствии, так как Он неизменяем. Отец всегда был и пребывает вечно Отцом, и так же вечно Он рождает Сына. Бог есть вечно источающий источник, поэтому вечным должно быть и рож­дение. Если предположить, что был момент, когда не было Сына, то был момент, когда Отец не был Отцом, т.е. не было Троицы. Из этого следовал бы вывод об изменяемости Бога, что является хулой и на Сына, и на Отца. Это равносильно тому, чтобы саму Св. Троицу счи­тать сотворённой, сложившейся через прибавление. Итак, св. Афа­насий подчёркивает, что Отец всегда был Отцом, Отцом собственно­го Сына. Из отношений Отца и Сына должна быть исключена всякая последовательность и расстояние. Здесь предполагается полная и со­вершенная совечность.

Свт. Афанасий также утверждает, что если Бог Отец вечен и не­изменяем, то и рождение также является вечным, естественным и желанным Отцу. Бытие первоначальнее воли, и рождение Сына есть состояние внутри божественной жизни, а не действие или акт. Су­щество и способ рождения Сына от Отца непостижимы для нашего ума. Понятие подобия слишком бледно отображает единство Сына с Отцом, поэтому, говоря о Сыне, свт. Афанасий любил употреблять никейское слово «единосущный», которое глубже и точнее характе­ризует отношение Сына к Отцу, чем понятия «подобие» или «сход­ство». Он разъясняет слово «единосущный» как «из сущности Отца» (Поел, к Серапиону Тмуисскому). Для Афанасия этим выражается единство бытия Отца и Сына. Различение Отца и Сына имеет место только внутри Божественного Бытия.

О Божием Сыне и Слове (Логосе). Свт. Афанасий резкой гранью отделял Божество Само в Себе от всего сотворённого Им. «Всё со­творённое, — говорит он, — не имеет ничего подобного по сущно­сти со своим Творцом». «Какое сходство между тем, что из ничего, и между Творцом, созидающим это из ничего?» (1-е Сл. против ар. 20, 21). Понятие «Сын» и «Слово» у св. Афанасия взаимозаменимы: «Мы признаём Его [и поклоняемся Ему], не разделяя Сына и Слова, но зная, что Сын есть то самое Слово...» (Поел, к Эпикт. 12). Определяя ближе отношение Слова-Сына к Богу Отцу, св. Афанасий, с одной стороны, утверждает, что Сын отличен от Отца, а с другой — что Отец и Сын едины, так как едина их сущность.

Свт. Афанасий делает два заключения: во-первых, Сын обладает всей сущностью Отца, потому что эта сущность, которая не может раз­деляться, необходимо дана Ему всецело. «Не отчасти только образ Бо­жества, но полнота Отчего Божества есть бытие Сына, и Сын есть все­целый Бог» (3-е Сл. против ар. 6; ср. 1-е Сл. 16; 2-е Сл. 24). Во-вторых, у Отца может быть только один Сын, потому что в Сыне вся полнота Отца. Этими двумя заключениями разрушается самая основа ариан­ского субординационизма: Сын есть всё то, что есть Отец, кроме того только, что один — Рождающий, а другой — Рождаемый. Напротив, из них прямо вытекает единосущие: Сын единосущен Отцу. Свт. Афана­сий отвергает выражение «Сын подобен Отцу» прежде всего потому, что оно обозначает только случайное и внешнее сходство: «Подобное называется подобным в отношении не к сущностям, но к внешнему виду и к качествам» (О соборах 53.2); «олово подобно только серебру, и волк подобен псу... но олово не из серебра, и волк не почитается сыном пса» (там же, 41.3). Нельзя признать вполне подходящим и тер­мин «подобосущный», так как «кто называет что-нибудь по сущности подобным, тот называет это подобным по причастию. Если и Сыном именуется по причастию, то... называемый так, Он уже не Истина, и вовсе не Свет, не Бог по естеству» (там же, 53.3-4). Но если кто-либо желает употреблять этот термин, то свт. Афанасий готов мириться с этим при условии, что будет прибавлено выражение «из сущности». Термин же «единосущный» одновременно обозначает, что два суще­ства, к которым он приложен, имеют одну и ту же сущность и что одно из них имеет бытие от другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: