Рождаемый в вечности, Сын есть «из сущности Отца». Свт. Афанасий настаивает на этом выражении Никейского Собора, которое заключает в себе осуждение богохульства Ария. Но при этом необходимо устранить всякое чувственное представление: нельзя думать об истечении из Отца или делении Его сущности. Сын не часть Отца, так как сущность Отца неделима.
О том, что Сын не является частью Отца, говорил сам Арий — однако он вкладывал в эти слова иное содержание, чем Афанасий. По Арию, Сын не является частью Отца, поскольку их природа (сущность) различна. По Афанасию, Сын не часть Отца, поскольку их сущность, наоборот, полностью тождественна.
Свт. Афанасий утверждал, что всё, что есть, создано Словом. Отец ничего не творит без Него. Но бытие Сына Божия (Слова) не связано с волей Отца о сотворении мира, поэтому Божие Слово существует не ради нас. Святитель говорил, что не нужно искать причин бытия Сына, как не нужно искать их и у бытия Отца. Причины бывают только для возникающего.
Свт. Афанасий отверг учение ариан о том, что Слово есть лишь Посредник и Помощник. Бог не нуждается в помощнике, поскольку Он всесилен, и Он не брезгует своим созданием, чтобы нуждаться в посреднике. Не потребуется ли для создания посредника новый посредник, и так до бесконечности? Творение есть дело всей Троицы, ибо Отец творит всё Словом в Духе, ибо где Слово, там и Дух. И творимое Словом имеет от Духа через Сына силу бытия.
Главная мысль святителя, которую он всесторонне раскрывает: Слово есть Сын, а именно — Сын Божий. Никогда не должно отделять Сына от Отца и стремиться познать Их обособленно: «Будучи Сыном, Он неотлучен от Отца» (3-е Сл. против ар. 28). Как Сын, Он численно отличен от Отца, но в то же время как Сын Он имеет ту же сущность, что и Отец, потому что эта сущность, которая сообщена Ему, не может быть ни делима, ни уменьшаема. Носителем единства в Троице является Бог Отец.
О Святом Духе. Учение о Св. Духе раскрыто свт. Афанасием менее полно, чем учение о Сыне. Однако он должен был дать ответ на прямо поставленный вопрос и о третьем Лице Св. Троицы. Свои разъяснения он изложил в 1, 2 и 4-м посланиях к Серапиону Тмуисскому. Свт. Афанасий утверждает Божество Св. Духа на основании Свящ. Писания, на апостольском Предании, учении и вере Вселенской Церкви. Кем освящаются все твари, Тот Сам не может быть тварью. Кто оживотворяет тварей, Тот не имеет сродства с тварями и не принадлежит к ним. Если через приобщение Духа мы делаемся причастниками Божественного естества, то безумствует тот, кто утверждает, что Дух имеет тварную природу, а не божественную. Признание Духа тварью уничтожает Св. Троицу: если бы Он был тварью, то не был бы присоединен к Троице, потому что вся Троица есть единый Бог. Дух есть Бог, одной сущности с Отцом и Сыном, единосущен с Ними.
Святитель Василий Великий. Свт. Василий, еп. Кесарии Каппадокийской (370-379 гг.), почитается в Православной Церкви как один из великих отцов-каппадокийцев.
«Великими каппадокийцами» церковная традиция называет трёх учителей Церкви IV в., происходивших из малоазийской области Каппадокии и занимавших там епископские кафедры. Это свт. Василий Кесарийский (Великий), его родной брат свт. Григорий Нисский и свт. Григорий Назианзин (Богослов).
Церковь чтит св. Василия как архипастыря, оратора, богослова и аскета. Прославился он своей неустанной деятельностью на пользу православной веры, своей самоотверженностью и силой характера. Справедливо был назван «Великим» уже своими современниками.
Жизнь. Родился Василий около 330 г. в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и ревностным исповеданием христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения императора Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.
У них было десять человек детей — пять сыновей и пять дочерей, из которых особенно прославились: старший сын Василий, Григорий, еп. Нисский, Пётр, еп, Севастийский, и старшая дочь Макрина — образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на становление личности св. Василия.
Первые годы детства св. Василий провел вблизи Неокесарии в принадлежавшем его родителям поместье и своим первоначальным воспитанием обязан своей матери и особенно высокообразованной бабке Макрине, которая была живой свидетельницей последних гонений на христиан.
После первоначального обучения под руководством отца Василий отправлен был в Кесарию Каппадокийскую, где жили его родственники со стороны матери и где он мог пользоваться уроками известнейших представителей науки. Здесь он познакомился с Григорием, будущим великим богословом и епископом г. Назианз в Каппадокии.
Затем Василий обучался в школах Константинополя, где провёл 348—349 гг. Согласно свт. Григорию Нисскому, там он одно время учился у знаменитого ритора Ливания. Около 350 г. будущий святитель перебрался в «обитель наук» — Афины. В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование — риторике, грамматике, метрике и философии, — Василий добивался исключительных успехов. Кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику. Помимо этого, Василий Великий изучил не входившую в основные образовательные предметы медицину (не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем).
В Афинах Василий застал Григория, который взял его под свою защиту и оградил от некоторых неприятностей, каким обычно подвергались новички. Природные дарования Василия получили здесь полное развитие. К концу своего пребывания в Афинах он далеко превосходил всех своих сверстников и обладал всеми доступными тогда знаниями. Между ним и Григорием установилась дружба, продолжавшаяся затем всю жизнь.
Григорий Богослов в своём похвальном (надгробном) слове Василию Великому (Ога1. ХЕШ) восторженно и красноречиво описывает и эту дружбу, и научные занятия в Афинах. «Нами водили, - говорит он, - равные надежды и в деле самом завидном - в учении. Но далека была от нас зависть, усерднейшими же делало соревнование. Оба мы стремились не к тому, чтобы кому-либо из нас самому стать первым, но каким бы образом уступить первенство друг другу, потому что каждый из нас славу друг друга почитал собственной славой. Казалось, что одна душа [в обоих] имеет два тела... Что касается до уроков, то мы любили не столько приятнейшие, сколько совершеннейшие... Нам известны были две дороги: одна — это первая и превосходнейшая — вела к нашим священным храмам и тамошним учителям; другая — это вторая и неравного достоинства с первой — вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги - на праздники, в зрелища, в народные стечения, на пиршества - предоставляли мы желающим».
Около 356 г., несколько ранее Григория, Василий Великий покинул Афины, возвратился в Каппадокию, где некоторое время трудился адвокатом. Скоро он отказался от карьеры, обещавшей ему мирской успех, и ступил на путь аскетической жизни. На него оказал сильное влияние в этом отношении его друг и соратник Евстафий, который был аскетом и проповедовал особо строгие формы монашества. Около 356 г. Евстафий был избран митрополитом Севастии — главного города провинции Малая Армения.
Около 357 г. Василий принял крещение от епископа Кесарийского Диания и вскоре после вступления в Церковь был зачислен в клир в чине чтеца. В следующем году он последовал за Евстафием Севастийским в Сирию, затем совершил путешествие в Египет. Проведя некоторое время в Александрии, Василий посетил монашеские центры на севере Египта и вернулся в Каппадокию. Это путешествие заняло целый год.
По возвращении из путешествия на родину будущий святитель отправился в родовое имение Анниса, где уже несколько лет подвизались его сёстры Эмилия и Макрина Младшая. Здесь он перебрался на противоположный берег р. Ирис, на расстояние трёх дней пути, в место, где прежде нёс монашеский подвиг его брат Навкратий. Плодом отшельничества Василия стало составление сборника фрагментов из сочинений Оригена «Филокалия» («Добротолюбие») и «Монашеских правил».
Вступивший на Кесарийскую кафедру в 362 г. еп, Евсевий, желая иметь своим помощником человека сведущего и уважаемого, рукоположил Василия в пресвитера. Это совершилось помимо воли самого Василия. Так же как и Григорий Богослов, он предпочитал монашеское уединение. В Кесарии скоро проявились его незаурядные пастырские'качества, и он обрел уважение и любовь не только простых жителей города, но и многих избравших подвиг монашества.
Однако вскоре для православия настало трудное время. Имп. Валент, вставший на сторону ариан, направился в июле 365 г. в окружении арианских епископов в Кесарию, чтобы принудить Кесарийскую Церковь подписать так называемую Ариминскую вероисповедную формулу (см. выше, с. 423).
Кесария обрела достойного заступника в лице пресвитера Василия, сумевшего тем самым вернуть себе доверие правящего архиерея, с которым до того у него были натянутые отношения. Василий Великий стал для него советником и помощником. С этого времени пресвитер Василий явился фактическим вождём Кесарийской Церкви и в течение остального времени епископства Евсевия развил самую широкую и плодотворную деятельность в руководстве общиной, устроении церковной дисциплины, насаждении монашества и аскетизма и в постоянном проповедничестве. На этот период приходится значительная часть его проповедей и толкований.
В 370 г. умер Кесарийский епископ Евсевий, и на его место, несмотря на сильное противодействие со стороны некоторых епископов, был избран Василий. Невозможно было сделать лучшего выбора для столь важной кафедры. Василий всё имел для этого: личную святость, обширное образование, красноречие, глубокое знание христианского учения и административный талант. Свт. Афанасий Александрийский с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии епископа — истинного служителя Божия.
В это время Церковь переживала тяжёлые гонения со стороны власти в лице Валента, поддержавшего арианство. Сторонники ни- кейской веры терпели изгнания, конфискацию имущества, разного рода принуждения, поставления на кафедры сторонников лжеучения, казни священнослужителей (в гавани г. Никомидия в 370 г. был сожжён корабль с 80 пресвитерами), осквернение алтарей. Кесария находилась на пересечении главных дорог Малой Азии, поэтому её подчинение религиозной политике императора было делом чрезвычайной важности для государства. Правительство Валента было занято переделом границ провинциальных округов. Каппадокия, из которой уже выделены были Малая Армения и Понт, была вновь разделена на две гражданские провинции, причём новый округ назывался Каппадокией II. Василий тщетно старался воспрепятствовать этому, посылая письма к наиболее влиятельным при Валенте своим друзьям, так как такое разделение с образованием нового центра гражданской жизни было невыгодным для кесарийцев и грозило чувствительным нарушением прав Кесарийского митрополита.
Гражданской митрополией новой провинции сделан был г. Тиана. Тианский еп. Анфим не замедлил из этого административного расчленения сделать соответствующий вывод и по отношению к
И.4. История догматов. Борьба с ересями церковному управлению: он немедленно присвоил себе митрополичьи права над епископами Второй Каппадокии. Василий восстал против этого. Отсюда возникла распря, причём Анфим воспользовался прежним недовольством епископов по отношению к Василию и стал привлекать к себе епархии и приходы то лестью, то насилием, низлагал и изгонял дружественных Василию епископов и пресвитеров. Василий, со своей стороны, насколько мог, поддерживал прежнее единство митрополии и с этой целью учреждал епископии в областях Второй Каппадокии, замещая их наиболее достойными и верными ему лицами. Назианз был на его стороне; своего брата Григория он поставил в г. Ниссу — небольшое местечко к западу от Кесарии. К югу он хотел иметь епископа в Сасимах, почтовой станции на пути из Киликии. Для этой кафедры Василий предназначил друга своего Григория. Однако последний не разделял планов Василия и не хотел втягиваться в борьбу между митрополитами. Произошло разногласие между друзьями. Григорий с большой неохотой уступил Василию, но фактически не вступал в управление своей епархией. Борьба закончилась примирением между Василием и Анфимом. По инициативе Василия раздор был окончен личным свиданием и соглашением с Анфимом и другими епископами Второй Каппадокии.
Но главной задачей деятельности св. Василия была защита православной веры и восстановление церковного мира и единства. В Восточной Церкви в царствование Валента (364—378 гг.) господство принадлежало арианам, которые по главному вопросу о божестве Сына Божия разбились на несколько партий. Одни утверждали подобосущие Сына и Отца (омиусиане), другие полностью отрицали всякое подобие (аномеи), третьи говорили лишь о подобии Отцу, не вдаваясь в тонкости богословия (омии).
Тогда же стали возникать споры и о Св. Духе, причем не только ариане, но и некоторые из православных с крайним опасением относились к решительной постановке учения о Божестве и единосущии Св. Духа. При разнообразии догматических воззрений и партийных интересов, при взаимных опасениях и подозрениях всякого рода общения между восточными епископами было слишком мало. При Валенте православным епископам не разрешалось проводить соборы, поэтому им трудно было выяснять взаимные отношения и определить действительное число сторонников Никейского исповедания.
В таких условиях церковной жизни для поддержания и утверждения православия на Востоке необходимо было прежде всего выяснить действительное положение дел, рассеять общее недоверие восточных епископов друг к другу, создать почву для взаимообщения и
единения православных. Выполнение этой задачи и принял на себя св. Василий, обнаружив при этом большой такт и величайшую снисходительность по отношению к заблуждавшимся по неведению, чтобы по неосторожности не оттолкнуть никого от союза с Церковью, и в то же время с величайшим мужеством защищая истинное учение от покушений на его чистоту со стороны еретиков.
С этой целью он поддерживал общение со многими выдающимися епископами того времени: свт. Афанасием Александрийским, преемником его свт. Петром IIАлександрийским, Мелетием Антиохийским, Евсевием Самосатским, свт. Амфилохием Иконийским, свт. Епифанием Кипрским, Асхолием Фессалоникийским, свт. Амвросием Медиоланским, свт. Дамасом I Римским и др. Он побуждал всех к общей единодушной защите веры, прекращал раздоры между епископами, устраивал, насколько позволяли обстоятельства, собрания епископов, которых знал как православных, старался устранить недоразумения между ними.
Чтобы достичь восстановления единства между епископами на Востоке, свт. Василий решил обратиться за помощью к Западу, который в это время не был под арианским гнётом, и православие которого восточными не оспаривалось. Письменно обращаясь к папе Дамасу, он просил обратить внимание на положение церковных дел на Востоке, ознакомиться с ними, просил о содействии в созыве собора против ариан. Однако на Западе остались равнодушны к его просьбам.
К прежним догматическим спорам добавился вопрос о Св. Духе. Ещё в книгах «Против Евномия» свт. Василий решительно защищал божество Св. Духа и единство Его природы с Отцом и Сыном. В проповедях же он ограничивался только утверждением, что Св. Дух не тварь, что Он по существу свят и не может быть отделяем от Отца и Сына, но не только не прилагал к Нему термина «омоусиос- единосущный», но даже избегал ясного наименования Его Богом. Эта осторожность вызывалась чисто практическими соображениями: открытое наименование Св. Духа Богом было бы для ариан желанным поводом изгнать св. Василия и захватить кесарийскую кафедру, а для колеблющихся ещё по этому вопросу — лишним основанием опасаться сближения с православными. Но некоторые из ревнителей православия, особенно среди кесарийских монахов, соблазнялись таким поведением Василия и истолковали его как измену вере, так что в защиту его писал монахам Григорий Богослов. Свт. Афанасий также нашёл необходимым поддержать его. Для прекращения сомнений относительно учения св. Василия о Св. Духе и вообще выяснения православного учения по этому вопросу, друг Василия Амфило- хий Иконийский просил раскрыть значение обсуждаемых выражений. В ответ на эту просьбу св. Василий написал богословский трактат «О Святом Духе».
Свт. Василий, как защитник православия, всю свою жизнь оставался предметом ненависти и всевозможных интриг арианствующих еретиков, и только любовь жителей спасала его от насилия с их стороны, принуждая иной раз самих гонителей искать у него же спасения себе от ярости народа. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, лишённых своих пастырей, утверждал их веру и терпение, призывал к мужеству, возбуждал надежды на лучшее будущее. В связи с этим направлением деятельности св. Василия находится большое количество его писем к Церквам, епископам, клиру, частным лицам.
В 378 г. имп. Валент был убит в сражении с готами под Адрианополем. В последние месяцы его жизни преследование православных уменьшилось. Его преемники — на Западе Грациан, а на Востоке Феодосий I — утвердили религиозную свободу. В Константинополе православные, подавленные в течение 30 лет, в конце 378 г. обратились к Григорию Богослову, прося возглавить эту кафедру. Посоветовавшись со свт. Василием, он дал им положительный ответ.
Вскоре после этого, 1 января 379 г., свт. Василий скончался в возрасте 49 лет на девятом году епископского служения. Перед самой смертью он нашёл в себе силы, чтобы произнести прощальное слово и рукоположить самых близких учеников. Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс. XXX, 6).
Контрольные вопросы по теме
1. Кратко охарактеризуйте роль свт. Афанасия Александрийского в борьбе за утверждение в Церкви Никейского Символа веры.
2. Какой — положительной или отрицательной — была роль императоров Константа и Констанция в церковных делах? Обоснуйте свою оценку примерами.
3. Кратко опишите порядок соборного принятия арианами четырёх Сирмий- ских и Ариминской вероисповедных формул. Почему императорская власть на Востоке (ас 350г. и на Западе) всячески поддерживала ариан?
4. Охарактеризуйте вероисповедные различия в среде ариан между омиусиана- ми, аномеями и омиями.
5. Охарактеризуйте богословские взгляды свт. Афанасия Александрийского на сущность Отца, Сына и Св. Духа.
6. Кратко опишите жизнь и труды свт. Василия Великого по защите православия против арианской ереси.
Дополнительная литература по теме
Аримино-Селевкийский собор (без авт.) // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 228—229. Асмус В., прот. Евномий // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 181—183.
Зайцев Д.В. Валент и Урсакий // ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 525—527.
ЗайцевД.В., РумянцевД.С. Евдоксий // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 133—135.
Захаров ЕЕ. Вторая сирмийская формула: исторический контекст и богословское содержание // Вестник древней истории. 2010. № 2. С. 149—165.
Лукашевич А.А. Евстафий Антиохийский // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 286— 293.
Михайлов П.Б. Василий Великий // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 131—146, 150—169. Фокин А.Р. Афанасий I Великий // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 22-41.
Шмалий В., свящ. Аномеи // ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 471—473.
Шмалий В., свящ. Арианство // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 221—225.
Шмалий В., свящ. Аэтий // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 232—233.
Ястребов А., свящ. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской // ПЭ. Т, XVII. М., 2008. С. 252-267.
II.4.в. Христианская триадология и христология с 360 по 381 г.
(свящ. Д. Румянцев)
Общая характеристика периода. Период с 360 по 381 г. в истории арианского спора, длившегося весь IV в., стал логической развязкой той путаницы, в которой оказалось христианское богословие Востока и Запада, пытаясь, с одной стороны, отмежеваться от несомненно еретического арианства, а с другой - найти приемлемые для себя догматические формулировки для выражения православного учения о Троице. На смену яркому исповедничеству и борьбе свт. Афанасия пришёл медленный и порой незаметный процесс выработки богословского языка с целью адаптации Никейского исповедания к традиционному богословию. Ещё на первой стадии арианского спора можно было видеть, что жаркая полемика Евсевия Кесарийского с Маркеллом Анкирским (см. выше, с. 421) была вызвана не столько еретическими взглядами самого Евсевия, сколько неприемлемостью богословского языка Маркелла — строгого никейца старой школы.
В этот последний, завершающий этап триадологических споров IV в. на смену староникейцам приходит новое поколение, стремившееся совместить никейскую веру с богословием Востока. Это движение получило название «новоникейцев». Особенности их богословского языка можно проследить на ряде понятий и терминов.
1. Имя «Бог» в прошлом ассоциировалось прежде всего с Богом Отцом, теперь оно обозначает божественную природу трёх Лиц.
2. Понятие божественной «сущности» приложимо не исключительно и по преимуществу к Лицу Бога Отца, но в равной степени к каждому Лицу Св. Троицы - поэтому в богословский аппарат отныне и навсегда входят термины «единосущие», «единосущный».
3. Сам термин «единосущие» был истолкован несколько иначе, чем в богословии староникейцев. Для новоникейцев он стал указывать на обладание всеми Лицами и каждым Лицом одной и той же (единой, простой, неделимой) божественной сущностью, или на тождество Лиц по сущности, на обладание одними и теми же существенными божественными свойствами. Поэтому из Никейско- го Символа веры в процессе его трансформации и доработки были исключены, как некорректные, слова о том, что Сын рождается «из сущности Отца».
4. Ради устранения соблазна савеллианства и приспособления ни- кейского «единосущия» к привычному и традиционному богословию Востока наряду с принятием учения об одной сущности в троичном Боге активно использовалось выражение «три ипостаси». Естественно, предварительно понадобилось чётко разграничить два по сути одинаковых слова, указывающих на бытие. «Сущность» и «ипостась» отныне разграничиваются как общее и единичное бытие.
Такое разграничение терминов позволило спокойно принять ни- кейское единосущие, минуя опасность уклониться в савеллианство, однако данная терминология вызывала серьёзные затруднения при соотнесении с западным богословским языком. Греческий термин «ипостась» (ϋπόστασις) буквально соответствовал латинскому слову «субстанция» (зиЬз^апйа), которое в свою очередь по содержанию соответствовало греческому понятию ‘сущность’. Поэтому когда на Востоке говорили о трёх ипостасях, на Западе видели в этом троебо- жие или то же арианство.
Источники. Источниками по развитию триадологии данного периода помимо церковных историй Феодорита, Сократа Схоластика, Ермия Созомена и Филосторгия несомненно является огромный пласт святоотеческих сочинений: в первую очередь поздние сочинения свт. Афанасия Александрийского, послания великих каппадокийцев, сочинения свт. Григория Богослова, а также трактат «Против ересей» св. Епифания Кипрского.
Партии и течения. Период с 360 г. по 381 г. характеризуется складыванием ряда партий с определённой богословской позицией. Такой раскладке сил способствовало появление в 50-х гг. IV в. крайне субор- динационистского учения о Троице — аномейства или евномианства, повлекшее за собой поляризацию арианства и близких к нему учений и формирование из них трёх группировок, не признающих «единосу- щия» Сына Отцу - так называемых «аномеев», «омиусиан» и «омиев».
Партия аномеев (греч. «неподобники») или евномиан возникла в начале 50-хгг. (после I Сирмийского собора ариан) (см. выше, с. 421). Как и большинство богословов своего времени, аномеи не делали принципиального различия между терминами «сущность» и «ипостась», а следовательно, и между ипостасными и существенными свойствами. Так, утверждая, что Отец «нерождён», а Сын «рождён», они демонстрировали их принципиальное различие, приводящее к выводу о «неподобии» Сына Отцу. Скорее рационалистическая секта евномиан едва ли была привлекательна в религиозном, мистическом отношении, низводя богословие к прениям о словах и сложным диалектическим построениям.
Реакцией на аномейство стало движение омиусиан («подобосущ- ников»), виднейшими представителями которых были Георгий Лао- дикийский и Василий Анкирский.
Омии (греч. «подобники») — группа епископов, скорее политическая по самой идее своего образования, чем богословская. Эта группировка отвергала выражения, «единосущный» и «подобосущ- ный» и осуждала аномейскую формулу о «неподобии» Сына Отцу. Программным тезисом омиев было утверждение, что Сын «подобен» Отцу. Главой группы омиев на Востоке был еп. Акакий Кесарийский, ученик и преемник Евсевия, на Западе омиев возглавляли уже не раз упомянутые епископы Валент и Урсакий (ср. выше, с. 421).
Окончательно сформировалось данное течение на Константинопольском соборе 360 г. при подписании так называемой «датированной веры» - доктрины о «подобии» Сына Отцу на основе 4-й Сирмийской формулы 359 г. Подписавшими омийскую формулу были в основном противники никейской формулы «единосущия», не разделявшие крайностей Евномия, а также лица, близкие к православию, но не занявшие определённой позиции в богословской терминологии. Последние, говоря о подобии Сына Отцу, понимали его как «подобие по всему», «подобие по существу» (некоторые «подобосущники» конца 350-х гг.). Из среды таких омиев и вышли потом многие представители «новоникейцев».
На соборе 360 г. среди подписавших омийскую формулу был и Вулъфила, еп. Готский, передавший впоследствии арианское учение германским народам.
Соборы в Аримине, Селевкии и Константинополе показали, что в Церкви омии не обладали большинством. Поэтому они смогли утвердить свою веру только при поддержке имп. Констанция. Со смертью Констанция в 361 г. начинается закат омийства. В 381 г. имп. Феодосий / запретил богослужебные собрания омиев.
«Духоборцы» («македониане», «полуариане»). Уже сет. Афанасий Александрийский в своих посланиях к Серапиону Тмуисскому полемизировал с еретиками, которых он называл «тропиками» (т.е. «поворачивавшими» смысл Писания в свою пользу), отвергавшими Божество Св. Духа. Если для ариан не существовало различия между такими способами происхождения от Бога, как «рождение» и «творение» (поэтому и Сын получался тварным), то так называемые «духоборцы», приняв данное различие, столкнулись с выбором: либо Св. Дух, если Он Бог, рождён (и тогда Он или Сын, или, если рождён Сыном, внук Отца), либо Святой Дух сотворён. Не имея перед собой разработанного позже великими каппадокийцами учения об «исхождении» Св. Духа как особом способе бытия и ипостасном свойстве Духа, духоборцы считали Св. Духа тварным началом. Поскольку в учении о Сыне представители данной партии принимали идею единосущия Сына Отцу, то во многом в рамках противоари- анской полемики они были близки к православной новоникейской партии, и примирение с ними стало одним из важнейших вопросов на II Вселенском Соборе 381 г. На партию «духоборцев» позже было распространено название «македониан» по имени Македония, архи- еп. Константинопольского (342—348, 350—360 гг.).
Православные — новоникейцы. Сутью учения данной партии становилось согласование никейского учения о единосущии с привычной для Востока склонностью говорить о Лицах как о самостоятельных реальностях или «ипостасях». Именно эта партия стала господствующей ко времени II Вселенского Собора. К этому течению принадлежали такие лица, как св. Мелетий Антиохийский, великие каппадокийцы, свт. Амфилохий Иконийский и др.
Православные — староникейцы(евстафиане). Староникейская партия на Востоке была немногочисленной, но тем не менее стала заметной особенно во время попыток Востока объединиться с Западом. Прошлое староникейцев свидетельствовало об их приверженности Никейскому Символу, а богословская терминология соответствовала латинской («одна ипостась» — «одна субстанция (сущность)»). Все это заставляло Запад видеть именно в них православных, в отличие от новоникейцев.
Однако именно новоникейская партия стала тем ядром, вокруг которого объединились все православные на Востоке. Началось это медленное собирание вокруг фигуры свт. Мелетия Антиохийского.