Границы Византийской империи в сер. X/ в.
Границы Византийской империи в сер. XII в.
Границы фем в IX—XI вв. и их названия
Г/
I Н|
•О.ΜΛ-. ТА Н
о Хелицин» ч
'Канаха
Сарды 1
' о. Родос
ЦАРСТВО БОЛГАРИЯ
ЭМИРАТ МОСУЛ
КНЯЖЕСТВО РАШКА
СЕРБЫ
Аморий Я (I лк ОН Η\ΙΙ| финала х, ^Лэтиохия у
$АНИШ "М^Н ДИДОВ
Д 1
и(
Мелитмна
Гиан^1 о
и ν1
.' · Иерапола •о\ оаХоны Лаодик^я
Атталия
-ί'ύ" Т>1
МИ РАТ
ЭМИРАТ
АЛЕППО
Государства, сопредельные с Византийской империей в VIII- Хее.
Границы государств в XI в. и их названия
Ь Тир
Ц|
Государства. образовавшиеся на территории Византийской империи в XII в.
Этнические объединения в XI в.
ΦΑΊ ИМИДОВ
ж ργι аляя
II
Учебное пособие представляет собой опыт освещения истории Древней Церкви с позиций современной историко-церковной и богословской науки. Целевая аудитория пособия - студенты начальных курсов православных учебных заведений, ученики православных гимназий, все интересующиеся древней церковной историей. Издание иллюстрировано, снабжено справочным аппаратом (библиографией, таблицами, именным и предметным указателями, указателем интернет-ресурсов по церковно-исторической тематике). Отличием издания от аналогичных пособий в России и за рубежом является наличие разделов по истории богослужения, церковного календаря, постной дисциплины, канонического права, церковного искусства, помещение в конце каждой главы контрольных вопросов для лучшего запоминания материала и указание вспомогательной литературы по каждой теме для самостоятельной работы студентов.
|
|
Во второй части пособия предполагается осветить историю I (еркви с 843 до 1453 г. и поместить хрестоматию с текстами источников в новых, сверенных с новейшими изданиями переводах на русский язык.
1 На Востоке было три Антиохии. Одна из них, ставшая родиной Антиохийской Церкви, лежит на р. Оронт в Северной Сирии (Антиохия на Оронте). Другая была основана в области Писидия на юго-западе Малой Азии (Антиохия Писидийская). Третья расположена в области Кария на р. Меандр (Антиохия на Меандре). Здесь имеется в виду вторая Антиохия.
[1] Септуагинта (лат. 8ер1иа&п1а ‘Семьдесят’) - греческий перевод Ветхого Завета, сделанный в Александрии в III—II вв. до Р.Х. 70 (точнее, 72) «толковниками» (переводчиками).
[2] Нисан - первый месяц года, согласно еврейскому лунному календарю. Приблизительно соответствует марту — апрелю юлианского и григорианского календарей.
[III] Словом «апокрифы» (от греч. απόκρυφα ‘тайные, скрытые’) обозначаются раннехристианские тексты о Спасителе, Богоматери и апостолах, признанные Церковью подложными и поэтому не вошедшие в канон Свящ. Писания Нового Завета.
|
|
1 Синедрион (от греч. συνέδριον ‘собрание, заседание’) - высшая судебная коллегия иудеев в Иерусалиме, состояла из 71 члена во главе с первосвященником. Суд решал дела как религиозного, так и политического характера.
[V] Римская провинция Галатия занимала старую область Малой Азии Галатию и области к югу от неё — Ликаонию и Писидию.
[VI] Передача этого греческого слова в синодальном переводе Апостола как наставники не выглядит удачной.
[VII] См. Тацит. Анналы, XV, 39.
[VIII] Символически эта дата обозначала, вероятно, «предел», полагаемый язычниками распространению христианской веры и самому существованию Церкви.
[IX] Греческое слово μάρτυς означало ‘свидетель, очевидец’ и лишь в ходе гонений приобрело также значение ‘мученик’.
1 Во многих книгах по истории Церкви выражение Тертуллиана передаётся неточно: «кровь мучеников была тем семенем, из которого произрастала вера», «кровь мучеников — семя христианства» и т.п.
[X] Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. С. 288.
[XI] Нередкое толкование соответствующей заповеди блаженства как призыва к смирению («нищете духа») проистекает из метафорического понимания этих слов Иисуса Христа (и, увы, также в результате некоторого насилия над смыслом слова «дух»). В действительности эта заповедь содержит недвусмысленный призыв оставить лишнее имущество ради получения благ духовных. О том же говорит евангельская история о богатом юноше (Мф. XIX, 16-26; Мк. X, 17-27; Лк. XVIII, 18-23) и слова Христа о невозможности богатому войти в Царствие Божие (Мф. XIX, 34; Мк. X, 25; Лк. XVIII, 25).
[XII] Евсевий. Церк. ист. V, 23, 3-4; 24, 1.
[XIII] Ср. Апост. пост., VIII, 32, 34.
[XIV] См. об этом: Св. Иустин Мученик, 1-я Апология, гл. 66; св. Ипполит Римский, Апост. пред., IV.
[XV] Ранее считалось, что Ипполит датировал Рождество 24 декабря 3 г. до Р.Х.
[XVI] Используемый в русском переводе канонов термин «купностоящие» является по смыслу не вполне точным, так как указывает только на совместное стояние, тогда как суть покаяния на 4-й ступени заключалась в совместном стоянии с полноправными, не находящимися под епитимией прихожанами.
[XVII] Ср. I Ник. 11,12,14; Трул. 87 (86); Анкир. 4, 5,6—9, 16,22; Вас. Вел. 4,22, 56— 59, 61, 64, 66, 75, 77, 81, 82; Григ. Нис. (Лит.); Григ. Неокес.
[XVIII] Фрески (от ит. а1 Ггезсо ‘по свежему’) — картины, написанные минеральными красками по свежей штукатурке. После высыхания штукатурки картины приобретали прочность и могли сохраняться веками.
[XIX] Эту часть раннехристианской литературы принято называть писаниями «апостольских мужей», т.е. «учеников апостолов».
[20] Как и большинство христианских литературных жанров, апология имеет свои корни в языческой античности. Так назывались защитительные речи в судах (вспомним хотя бы знаменитую платоновскую «Апологию Сократа» или речь Цицерона в защиту Целия).
[21] Хотя вовсе не стоит думать, что авторы имели какой-либо доступ к августейшим особам или что императоры читали их труды. Это была просто форма изложения — что-то вроде открытого письма или обращения.
[22] То есть идея хищника более общая и поэтому более основная, чем идея тигра, а идея животного могущественней и возвышенней, чем идея хищника.
[23] Апофатическое (отрицательное) богословие связано с богословским методом, когда мы приходим к познанию Бога не через определения, что Он такое, а через отрицание. Отрицая за Богом свойства здешнего мира, мы познаём Его надмирность и то, что Он находится вне всяких определений. Апофатическое богословие часто в православной традиции считается самым адекватным способом речи о Боге.
|
|
[24] Это вполне согласуется с основной идеей проповеди ап. Павла в афинском Ареопаге (Деян. XVII, 22 -31) (см. выше).
[XXV] Люди, профессионально занимавшиеся философией (т.е. учителя мудрости), носили особый плащ — паллий (лат. раШит).
[26] Эсхатология (от греч. έσχατος ‘последний’) — учение о последних временах мира и Страшном Суде.
[27] По-гречески Διατεσσάρων, что можно перевести примерно как «[Евангелие] согласно четырём [евангелистам]».
[28] Философский термин «трансцендентный» (от лат. Капзсепдепз ‘выходящий за пределы’) означает ‘запредельный, находящийся вне материального мира’. В христианском богословии трансцендентность — это важнейшее свойство Духа (Бога).
[XXIX]В «Строматах» Климент просто восхваляет своего учителя, не называя его по имени.
[XXX]А умер он в мире с местной Кесарийской Церковью и осуждённый родной Александрийской, приняв незадолго до смерти подвиг исповедничества.
[XXXI] Не будем забывать, что первоначально у Церкви вообще не было собственных священных книг, а Ветхий Завет даже иудеохристианами рассматривался скорее как книга о прошлом, а не как учебник догматики, которым он, впрочем, и не является.
[XXXII] Само послание относится к рубежу I—II вв. и отражает церковные реалии того времени. В частности, в нём не упоминается епископ Коринфа. Возможно, мы должны рассматривать 1 Поел. Климента как документ эпохи формирования «монархического епископата» (см. с. 63).
[XXXIII] То есть требовавшим максимальной строгости в соблюдении душевной и телесной чистоты (см. с. 49).
[XXXIV] Хотя время от времени эта идея вновь всплывает на поверхность, но, как мы знаем, появление подобных предчувствий обычно выдаёт религиозную маргинальность их носителей. Официальная Церковь всегда осуждала такие настроения, но они тем не менее продолжают возникать в её ограде до сих пор.
[XXXV] По названию этого города монтанистов иногда называли также пепузианами.
[XXXVI] То есть всё дальше от еврейской традиции, которой придерживалась ранняя Церковь - иудеохристиане.
|
|
[37] Пасхалия - таблица дней празднования Пасхи по годам.
[38] Употребительное в старой литературе написание «Новатиан», «новатиа- не» является ошибочным, поскольку оно следует неуместному здесь греческому произношению. В латинском произношении, принятом в Западной Церкви - в Риме и Карфагене, должно быть «Новациан» (Νοναήαηας), «новациане» (Νονα- ίΐαηΐ).
[XXXIX] Пентаполь (Пятиградие) — пять греческих городов на северо-восточном побережье Ливии (Птолемаида, Аполлония и др.). При Диоклетиане объединены в провинцию Ливия Пятиградие или Верхняя Ливия. В церковном отношении была подчинена Александрии, но имела митрополита и право собирать собственные Поместные соборы. Завоевана арабами между 642 и 645 гг.
[40] Лат. 1асипа означает ‘пропуск в тексте’.
[41] Синкретизм — религиоведческий термин, обозначающий соединение разных по происхождению религиозных верований и культовых практик.
[42] Гностические системы можно делить и по другим признакам, вероучительным или этическим — при этом распределение гностических сект по группам будет уже иным.
[43] Дуализм (от лат. дио ‘два’) — в философско-религиозной онтологии признание бытия двух равных по силе противоположных начал, в данном случае начала доброго и злого.
[44] Теодицея (греч. «оправдание Бога») - богословское направление, целью которого является объяснение причин, по которым благой Бог допускает существование зла в мире.
[XLV] Апофатический способ богословия (от греч. αποφατικός ‘отрицающий’) — это описание Бога путём отрицания у него любых свойств, познаваемых человеческим разумом.
[XLVI] Вспомним, что ещё Платон говорил, что время — это движущийся образ вечности. У гностиков время часто связано с божественным миром.
[XLVII] Ахамот, как показывает этимология её имени (др.-евр. Иокто[- мн. ч. ‘премудрости’), представляет собой один из вариантов Софии-Премудрости.
[XLVIII]В литературе упоминаются 24 книги комментариев гностика Василида (середина II в.) на канонические Евангелия {Клим. Алекс. Строматы IV, 12.81; Евсевий, Церк. ист. IV, 7.7).
[49] Закон от 17.06.334 г., ср. Соёех ТЬеоёомапиз 1.22.2.
[50]Соёех Тйеоёоыапиз XVI.2.2 [= Ьгеу.16.1.1].
[51] Закон от 23.06.321 г., ср. Соёех ТЪеоёоыапиБ 1.27.1.
[52]Закон от 5.05.333 г., ср. СопзЩийопез ЗшпопсНапае, 1.
[53] Соёех Тйеоёоыапш XVI.2.4.
[54] Евсевий. Жизнь Константина, ГУ25; вероятно, этот указ был вскоре отменён.
[55] Соёех Тйеоёоыапиз П.8.1 = Соёех Зизйшапиз Ш.ХП.2(3).
[56] Конституция от 31.01.320 г., ср. — Соёех ТЪеоёоыапиБ VIII.16.1.
[57] Закон от 14.06.326 г. - Соёех ТЬеоёоыапиз У.26.1. Правда, последующие императоры восстановили правовой статус конкубината как легитимного сожительства лиц, принадлежащих к низшим социальным классам.
[58] Закон от 29.04.336 г. — Соёех ТЬеоёозгапиз 1У.6.2.
[59] Закон конца 331 г. — Соёех Тйеоёоыапиз III.16.1.
[60] Закон от 11.05.319 г. - Соёех Тйеоёоыапиз IX. 12.1.
[61]3акон от 19.04.325 г. - СойехТйеоёо^апиз II.15.1.
[62]Ср. закон Констанция II от 339 г. в Сойех 1и811шапи81, 10. Обрезание рабов как условие вкушения ими еврейской пасхи упоминается в Ветхом Завете, ср. Исх. XII, 44.
[LXIII] Василевс (греч. βασιλεύς) — император.
[LXIV]В западноевропейской (католической) историографии этот раскол получил тенденциозное название «акакианская схизма» — как будто это Константинопольская Церковь в лице патр. Акакия разорвала общение с Римом. В действительности всё было ровно наоборот, и в раскол с Константинополем ушёл папа Феликс. Кроме того, патриарх (как и любой другой предстоятель Константинопольской Церкви) ничего не решал без воли императора, поэтому называть данное событие именем Акакия некорректно. По этим причинам мы считаем термин «акакианская схизма» историческим недоразумением и в дальнейшем используем понятие «феликсов раскол».
[LXV] Ранее принятая датировка 14 сентября 629 г. ныне отвергнута наукой.
[LXVI] Фетишизмом называется характерное для примитивных культов почитание материальных предметов с приписыванием им (и только им) сверхъестественных, магических свойств.
[LXVII] Сохранились три послания патриарха, в которых он обращается к этим епископам и митрополиту Иоанну Синнадскому. Именно из этих памятников нам известны события тех лет.
[LXVIII]РС 100. Со1. 836 С-837 А.
[LXIX] Летопись византийца Феофана / Пер. В.И. Оболенского, Ф.А. Терновско- го. М., 1884. С. 326-327.
[70] Исключения: титул главы диоцеза Восток был сотез Опеппз, а диоцеза Египет — ргае/есШз ащрШаПз.
[71] Исключение: титул главы епархий Ахайя и Африка был ргосоп$и1апз.
[LXXII] Эти епархии-провинции не следует смешивать с современными епархиями, соответствующими древним «парикиям».
[73] Явным шагом вперёд в деле организации апелляций стали правила 3, 4, 5 Сардикийского Поместного собора 343 г., по которым суд второй инстанции формировал в подвластных ему областях Римский епископ, так что ни один из прежних судей не мог в нём участвовать.
[74] Известное сопротивление Карфагенского Собора 419 г. формально закреплённому на Сардикийском соборе праву римского епископа принимать апелляции было обусловлено автокефальным (независимым) статусом Африканской Церкви по отношению к престолу Старого Рима.
[LXXV] Например, имп. Феодосий II вообще не появлялся на состоявшемся в его правление IIIВселенском Соборе (Эфес, 431 г.).
[76] Визионером называют аскета, которому истина открывается в видениях (от лат. νΐ8ίο ‘видение’).
[77] Авва — по-арамейски ‘отец’; так называли в то время авторитетных монахов.
[78] Впервые об этом говорится в новеллах Юстиниана — У.2 (535 г.) и СХХХШ.35 (546 г.). Однако едва ли автором этой нормы был сам Юстиниан — скорее всего, он следовал обычному церковному праву.
[79] Речь идет о новелле VI, изданной, как и новелла V, в апреле 535 г.
[80] Речь идет о новелле III, изданной также в апреле 535 г.
[81] В дальнейшем из обычая водружать на месте будущего монастыря крест возник институт «ставропигиальных» обителей (т.е. находящихся под непосредственной юрисдикцией патриарха в обход местного епископа).
[82]0 том же — Юстиниан от 531 и 533 гг. (Сод. 1ш1.1 3.52(53).15; 54(56).4).
[LXXXIII] Сод. 1ш1.1, 4.7; Сод. ТИеод. I, 27. 2 [= Сопз1. δΐπη. 18 = СЕ I, 4, 8].
[LXXXIV] Возможно, впервые в декорации храмов эта сцена была помещена в третьей четверти IV в. в апсиде Сан-Пьетро в Риме (не сохранилась), позже — в нише Санта-Костанца, конец IV в.
[LXXXV] См. прим. 1 на с. 165.
[LXXXVI] Новый (с 379 г., фактически с 380 г.) Константинопольский архиепископ свт. Григорий Богослов не мог председательствовать на Соборе по причине самовольного назначения на столичную кафедру Петром Александрийским Максима Киника (ср. выше). Неканоничность этого поставления была признана уже на Соборе, ср. прав. 4.
[LXXXVII] Это замечал в частности св. Иоанн Дамаскин (РС 94. Со1. 1461).
[LXXXVIII] Пелагианство - особое морально-богословское течение среди христиан Рима и Северной Африки. Основатель учения — Пелагий проповедовал полную свободу человеческой воли и способность человека собственными силами достичь спасения, что приводило к отрицанию учения о первородном грехе и божественном предопределении. Пелагианские споры разгорелись в начале V в. и продолжались до запрещения пелагианства императорским указом в 418 г. и Карфагенским Поместным Собором в 419 г. Виднейшим противником пелагианства был блж. Аврелий Августин.
[89] Ср. 3-е правило II Вселенского Собора, а также каноническое наступление на Эфес, которое провёл св. Иоанн Златоуст в 399 г.
[90] То есть Мемнон относился к ним как к еретикам ещё до общецерковного осуждения.
[XCI] Такое малое количество восточных епископов связано с тем, что число участников собора заранее не определялось точно и антиохийцы прибыли в минимально возможном составе. После Эфеса в Антиохии прошёл собор, на котором присутствовало 200 епископов.
Документ был адресован 53 епископам, представителям обеих сторон.
[XCII] Аполлинарий в это число конечно же не входил.
[93] Часто встречающаяся в русскоязычной литературе форма его имени Евти- хий является ошибочной.
[94] То есть самое радикальное публичное изложение веры св. Кирилла.
[95] Он был племянником Иоанна Антиохийского.
[96] Мы помним его как одного из первых борцов против ереси Нестория.
[97] Признание подобного соединения стало общим местом, например, у умеренных монофизитов. Однако здесь Евтих показывает себя как монофизит крайний.
[98] В действительности свт. Кирилл употребляет формулу «одна природа» только в составе формулы «одна природа воплотившегося Сына (Слова)». Слово «природа» в этой формуле вполне тождественно термину «ипостась».
[99]В год проведения собора полчища Аттилы были разбиты на Каталаунских полях.
[100] В настоящее время это пригород Стамбула на азиатском берегу Босфора.
[101] Он отсутствовал на протяжении почти всего Собора.
[102] Ср. выражение Нестория «Лицо единения».
[CIII] Не без её влияния состоялась попытка возведения на Константинопольскую кафедру монофизита Анфима / (см. ниже).
[CIV]В виде человека.