Границы Византийской империи в VIII в

Границы Византийской империи в сер. X/ в.

Границы Византийской империи в сер. XII в.

Границы фем в IX—XI вв. и их названия

Г/

I Н|

•О.ΜΛ-. ТА Н

о Хелицин» ч

'Канаха

Сарды 1

' о. Родос

ЦАРСТВО БОЛГАРИЯ

ЭМИРАТ МОСУЛ

КНЯЖЕСТВО РАШКА

СЕРБЫ

Аморий Я (I лк ОН Η\ΙΙ| финала х, ^Лэтиохия у

$АНИШ "М^Н ДИДОВ

Д 1

и(

Мелитмна

Гиан^1 о

и ν1

.' · Иерапола •о\ оаХоны Лаодик^я

Атталия

-ί'ύ" Т>1

МИ РАТ

ЭМИРАТ

АЛЕППО

Государства, сопредельные с Византийской империей в VIII- Хее.

Границы государств в XI в. и их названия

Ь Тир

Ц|

Государства. образовавшиеся на территории Византийской империи в XII в.

Этнические объединения в XI в.

ΦΑΊ ИМИДОВ

ж ργι аляя

II


Учебное пособие представляет собой опыт освещения истории Древней Церкви с позиций современной ис­торико-церковной и богословской науки. Целевая аудито­рия пособия - студенты начальных курсов православных учебных заведений, ученики православных гимназий, все интересующиеся древней церковной историей. Издание ил­люстрировано, снабжено справочным аппаратом (библио­графией, таблицами, именным и предметным указателями, указателем интернет-ресурсов по церковно-исторической тематике). Отличием издания от аналогичных пособий в России и за рубежом является наличие разделов по истории богослужения, церковного календаря, постной дисципли­ны, канонического права, церковного искусства, помещение в конце каждой главы контрольных вопросов для лучшего запоминания материала и указание вспомогательной лите­ратуры по каждой теме для самостоятельной работы сту­дентов.

Во второй части пособия предполагается осветить историю I (еркви с 843 до 1453 г. и поместить хрестоматию с текста­ми источников в новых, сверенных с новейшими изданиями переводах на русский язык.


1 На Востоке было три Антиохии. Одна из них, ставшая родиной Антиохий­ской Церкви, лежит на р. Оронт в Северной Сирии (Антиохия на Оронте). Дру­гая была основана в области Писидия на юго-западе Малой Азии (Антиохия Писидийская). Третья расположена в области Кария на р. Меандр (Антиохия на Меандре). Здесь имеется в виду вторая Антиохия.


[1] Септуагинта (лат. 8ер1иа&п1а ‘Семьдесят’) - греческий перевод Ветхого За­вета, сделанный в Александрии в III—II вв. до Р.Х. 70 (точнее, 72) «толковника­ми» (переводчиками).

[2] Нисан - первый месяц года, согласно еврейскому лунному календарю. Приблизительно соответствует марту — апрелю юлианского и григорианского календарей.

[III] Словом «апокрифы» (от греч. απόκρυφα ‘тайные, скрытые’) обозначаются раннехристианские тексты о Спасителе, Богоматери и апостолах, признанные Церковью подложными и поэтому не вошедшие в канон Свящ. Писания Нового Завета.

1 Синедрион (от греч. συνέδριον ‘собрание, заседание’) - высшая судебная коллегия иудеев в Иерусалиме, состояла из 71 члена во главе с первосвященни­ком. Суд решал дела как религиозного, так и политического характера.

[V] Римская провинция Галатия занимала старую область Малой Азии Галатию и области к югу от неё — Ликаонию и Писидию.

[VI] Передача этого греческого слова в синодальном переводе Апостола как на­ставники не выглядит удачной.

[VII] См. Тацит. Анналы, XV, 39.

[VIII] Символически эта дата обозначала, вероятно, «предел», полагаемый языч­никами распространению христианской веры и самому существованию Церкви.

[IX] Греческое слово μάρτυς означало ‘свидетель, очевидец’ и лишь в ходе гоне­ний приобрело также значение ‘мученик’.

1 Во многих книгах по истории Церкви выражение Тертуллиана передаётся неточно: «кровь мучеников была тем семенем, из которого произрастала вера», «кровь мучеников — семя христианства» и т.п.

[X] Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. С. 288.

[XI] Нередкое толкование соответствующей заповеди блаженства как призыва к смирению («нищете духа») проистекает из метафорического понимания этих слов Иисуса Христа (и, увы, также в результате некоторого насилия над смыс­лом слова «дух»). В действительности эта заповедь содержит недвусмысленный призыв оставить лишнее имущество ради получения благ духовных. О том же говорит евангельская история о богатом юноше (Мф. XIX, 16-26; Мк. X, 17-27; Лк. XVIII, 18-23) и слова Христа о невозможности богатому войти в Царствие Божие (Мф. XIX, 34; Мк. X, 25; Лк. XVIII, 25).

[XII] Евсевий. Церк. ист. V, 23, 3-4; 24, 1.

[XIII] Ср. Апост. пост., VIII, 32, 34.

[XIV] См. об этом: Св. Иустин Мученик, 1-я Апология, гл. 66; св. Ипполит Рим­ский, Апост. пред., IV.

[XV] Ранее считалось, что Ипполит датировал Рождество 24 декабря 3 г. до Р.Х.

[XVI] Используемый в русском переводе канонов термин «купностоящие» явля­ется по смыслу не вполне точным, так как указывает только на совместное стоя­ние, тогда как суть покаяния на 4-й ступени заключалась в совместном стоянии с полноправными, не находящимися под епитимией прихожанами.

[XVII] Ср. I Ник. 11,12,14; Трул. 87 (86); Анкир. 4, 5,6—9, 16,22; Вас. Вел. 4,22, 56— 59, 61, 64, 66, 75, 77, 81, 82; Григ. Нис. (Лит.); Григ. Неокес.

[XVIII] Фрески (от ит. а1 Ггезсо ‘по свежему’) — картины, написанные минераль­ными красками по свежей штукатурке. После высыхания штукатурки картины приобретали прочность и могли сохраняться веками.

[XIX] Эту часть раннехристианской литературы принято называть писаниями «апостольских мужей», т.е. «учеников апостолов».

[20] Как и большинство христианских литературных жанров, апология име­ет свои корни в языческой античности. Так назывались защитительные речи в судах (вспомним хотя бы знаменитую платоновскую «Апологию Сократа» или речь Цицерона в защиту Целия).

[21] Хотя вовсе не стоит думать, что авторы имели какой-либо доступ к авгу­стейшим особам или что императоры читали их труды. Это была просто форма изложения — что-то вроде открытого письма или обращения.

[22] То есть идея хищника более общая и поэтому более основная, чем идея ти­гра, а идея животного могущественней и возвышенней, чем идея хищника.

[23] Апофатическое (отрицательное) богословие связано с богословским мето­дом, когда мы приходим к познанию Бога не через определения, что Он такое, а через отрицание. Отрицая за Богом свойства здешнего мира, мы познаём Его надмирность и то, что Он находится вне всяких определений. Апофатическое богословие часто в православной традиции считается самым адекватным спо­собом речи о Боге.

[24] Это вполне согласуется с основной идеей проповеди ап. Павла в афинском Ареопаге (Деян. XVII, 22 -31) (см. выше).

[XXV] Люди, профессионально занимавшиеся философией (т.е. учителя мудро­сти), носили особый плащ — паллий (лат. раШит).

[26] Эсхатология (от греч. έσχατος ‘последний’) — учение о последних временах мира и Страшном Суде.

[27] По-гречески Διατεσσάρων, что можно перевести примерно как «[Еванге­лие] согласно четырём [евангелистам]».

[28] Философский термин «трансцендентный» (от лат. Капзсепдепз ‘выходящий за пределы’) означает ‘запредельный, находящийся вне материального мира’. В христианском богословии трансцендентность — это важнейшее свойство Духа (Бога).

[XXIX]В «Строматах» Климент просто восхваляет своего учителя, не называя его по имени.

[XXX]А умер он в мире с местной Кесарийской Церковью и осуждённый родной Александрийской, приняв незадолго до смерти подвиг исповедничества.

[XXXI] Не будем забывать, что первоначально у Церкви вообще не было собствен­ных священных книг, а Ветхий Завет даже иудеохристианами рассматривался скорее как книга о прошлом, а не как учебник догматики, которым он, впрочем, и не является.

[XXXII] Само послание относится к рубежу I—II вв. и отражает церковные реалии того времени. В частности, в нём не упоминается епископ Коринфа. Возможно, мы должны рассматривать 1 Поел. Климента как документ эпохи формирования «монархического епископата» (см. с. 63).

[XXXIII] То есть требовавшим максимальной строгости в соблюдении душевной и телесной чистоты (см. с. 49).

[XXXIV] Хотя время от времени эта идея вновь всплывает на поверхность, но, как мы знаем, появление подобных предчувствий обычно выдаёт религиозную мар­гинальность их носителей. Официальная Церковь всегда осуждала такие настро­ения, но они тем не менее продолжают возникать в её ограде до сих пор.

[XXXV] По названию этого города монтанистов иногда называли также пепузианами.

[XXXVI] То есть всё дальше от еврейской традиции, которой придерживалась ран­няя Церковь - иудеохристиане.

[37] Пасхалия - таблица дней празднования Пасхи по годам.

[38] Употребительное в старой литературе написание «Новатиан», «новатиа- не» является ошибочным, поскольку оно следует неуместному здесь греческому произношению. В латинском произношении, принятом в Западной Церкви - в Риме и Карфагене, должно быть «Новациан» (Νοναήαηας), «новациане» (Νονα- ίΐαηΐ).

[XXXIX] Пентаполь (Пятиградие) — пять греческих городов на северо-восточном побережье Ливии (Птолемаида, Аполлония и др.). При Диоклетиане объедине­ны в провинцию Ливия Пятиградие или Верхняя Ливия. В церковном отноше­нии была подчинена Александрии, но имела митрополита и право собирать соб­ственные Поместные соборы. Завоевана арабами между 642 и 645 гг.

[40] Лат. 1асипа означает ‘пропуск в тексте’.

[41] Синкретизм — религиоведческий термин, обозначающий соединение раз­ных по происхождению религиозных верований и культовых практик.

[42] Гностические системы можно делить и по другим признакам, вероучитель­ным или этическим — при этом распределение гностических сект по группам будет уже иным.

[43] Дуализм (от лат. дио ‘два’) — в философско-религиозной онтологии призна­ние бытия двух равных по силе противоположных начал, в данном случае начала доброго и злого.

[44] Теодицея (греч. «оправдание Бога») - богословское направление, целью которого является объяснение причин, по которым благой Бог допускает суще­ствование зла в мире.

[XLV] Апофатический способ богословия (от греч. αποφατικός ‘отрицающий’) — это описание Бога путём отрицания у него любых свойств, познаваемых челове­ческим разумом.

[XLVI] Вспомним, что ещё Платон говорил, что время — это движущийся образ вечности. У гностиков время часто связано с божественным миром.

[XLVII] Ахамот, как показывает этимология её имени (др.-евр. Иокто[- мн. ч. ‘пре­мудрости’), представляет собой один из вариантов Софии-Премудрости.

[XLVIII]В литературе упоминаются 24 книги комментариев гностика Василида (се­редина II в.) на канонические Евангелия {Клим. Алекс. Строматы IV, 12.81; Евсе­вий, Церк. ист. IV, 7.7).

[49] Закон от 17.06.334 г., ср. Соёех ТЬеоёомапиз 1.22.2.

[50]Соёех Тйеоёоыапиз XVI.2.2 [= Ьгеу.16.1.1].

[51] Закон от 23.06.321 г., ср. Соёех ТЪеоёоыапиБ 1.27.1.

[52]Закон от 5.05.333 г., ср. СопзЩийопез ЗшпопсНапае, 1.

[53] Соёех Тйеоёоыапш XVI.2.4.

[54] Евсевий. Жизнь Константина, ГУ25; вероятно, этот указ был вскоре от­менён.

[55] Соёех Тйеоёоыапиз П.8.1 = Соёех Зизйшапиз Ш.ХП.2(3).

[56] Конституция от 31.01.320 г., ср. — Соёех ТЪеоёоыапиБ VIII.16.1.

[57] Закон от 14.06.326 г. - Соёех ТЬеоёоыапиз У.26.1. Правда, последующие императоры восстановили правовой статус конкубината как легитимного сожи­тельства лиц, принадлежащих к низшим социальным классам.

[58] Закон от 29.04.336 г. — Соёех ТЬеоёозгапиз 1У.6.2.

[59] Закон конца 331 г. — Соёех Тйеоёоыапиз III.16.1.

[60] Закон от 11.05.319 г. - Соёех Тйеоёоыапиз IX. 12.1.

[61]3акон от 19.04.325 г. - СойехТйеоёо^апиз II.15.1.

[62]Ср. закон Констанция II от 339 г. в Сойех 1и811шапи81, 10. Обрезание рабов как условие вкушения ими еврейской пасхи упоминается в Ветхом Завете, ср. Исх. XII, 44.

[LXIII] Василевс (греч. βασιλεύς) — император.

[LXIV]В западноевропейской (католической) историографии этот раскол получил тенденциозное название «акакианская схизма» — как будто это Константино­польская Церковь в лице патр. Акакия разорвала общение с Римом. В действи­тельности всё было ровно наоборот, и в раскол с Константинополем ушёл папа Феликс. Кроме того, патриарх (как и любой другой предстоятель Константи­нопольской Церкви) ничего не решал без воли императора, поэтому называть данное событие именем Акакия некорректно. По этим причинам мы считаем термин «акакианская схизма» историческим недоразумением и в дальнейшем используем понятие «феликсов раскол».

[LXV] Ранее принятая датировка 14 сентября 629 г. ныне отвергнута наукой.

[LXVI] Фетишизмом называется характерное для примитивных культов почитание материальных предметов с приписыванием им (и только им) сверхъестествен­ных, магических свойств.

[LXVII] Сохранились три послания патриарха, в которых он обращается к этим епископам и митрополиту Иоанну Синнадскому. Именно из этих памятников нам известны события тех лет.

[LXVIII]РС 100. Со1. 836 С-837 А.

[LXIX] Летопись византийца Феофана / Пер. В.И. Оболенского, Ф.А. Терновско- го. М., 1884. С. 326-327.

[70] Исключения: титул главы диоцеза Восток был сотез Опеппз, а диоцеза Еги­пет — ргае/есШз ащрШаПз.

[71] Исключение: титул главы епархий Ахайя и Африка был ргосоп$и1апз.

[LXXII] Эти епархии-провинции не следует смешивать с современными епархия­ми, соответствующими древним «парикиям».

[73] Явным шагом вперёд в деле организации апелляций стали правила 3, 4, 5 Сардикийского Поместного собора 343 г., по которым суд второй инстанции формировал в подвластных ему областях Римский епископ, так что ни один из прежних судей не мог в нём участвовать.

[74] Известное сопротивление Карфагенского Собора 419 г. формально закреплённому на Сардикийском соборе праву римского епископа принимать апелляции было обусловлено автокефальным (независимым) статусом Афри­канской Церкви по отношению к престолу Старого Рима.

[LXXV] Например, имп. Феодосий II вообще не появлялся на состоявшемся в его правление IIIВселенском Соборе (Эфес, 431 г.).

[76] Визионером называют аскета, которому истина открывается в видениях (от лат. νΐ8ίο ‘видение’).

[77] Авва — по-арамейски ‘отец’; так называли в то время авторитетных монахов.

[78] Впервые об этом говорится в новеллах Юстиниана — У.2 (535 г.) и СХХХШ.35 (546 г.). Однако едва ли автором этой нормы был сам Юстиниан — скорее всего, он следовал обычному церковному праву.

[79] Речь идет о новелле VI, изданной, как и новелла V, в апреле 535 г.

[80] Речь идет о новелле III, изданной также в апреле 535 г.

[81] В дальнейшем из обычая водружать на месте будущего монастыря крест возник институт «ставропигиальных» обителей (т.е. находящихся под непосред­ственной юрисдикцией патриарха в обход местного епископа).

[82]0 том же — Юстиниан от 531 и 533 гг. (Сод. 1ш1.1 3.52(53).15; 54(56).4).

[LXXXIII] Сод. 1ш1.1, 4.7; Сод. ТИеод. I, 27. 2 [= Сопз1. δΐπη. 18 = СЕ I, 4, 8].

[LXXXIV] Возможно, впервые в декорации храмов эта сцена была помещена в третьей четверти IV в. в апсиде Сан-Пьетро в Риме (не сохранилась), позже — в нише Санта-Костанца, конец IV в.

[LXXXV] См. прим. 1 на с. 165.

[LXXXVI] Новый (с 379 г., фактически с 380 г.) Константинопольский архиепископ свт. Григорий Богослов не мог председательствовать на Соборе по причине са­мовольного назначения на столичную кафедру Петром Александрийским Мак­сима Киника (ср. выше). Неканоничность этого поставления была признана уже на Соборе, ср. прав. 4.

[LXXXVII] Это замечал в частности св. Иоанн Дамаскин (РС 94. Со1. 1461).

[LXXXVIII] Пелагианство - особое морально-богословское течение среди христиан Рима и Северной Африки. Основатель учения — Пелагий проповедовал полную свободу человеческой воли и способность человека собственными силами до­стичь спасения, что приводило к отрицанию учения о первородном грехе и бо­жественном предопределении. Пелагианские споры разгорелись в начале V в. и продолжались до запрещения пелагианства императорским указом в 418 г. и Карфагенским Поместным Собором в 419 г. Виднейшим противником пелаги­анства был блж. Аврелий Августин.

[89] Ср. 3-е правило II Вселенского Собора, а также каноническое наступление на Эфес, которое провёл св. Иоанн Златоуст в 399 г.

[90] То есть Мемнон относился к ним как к еретикам ещё до общецерковного осуждения.

[XCI] Такое малое количество восточных епископов связано с тем, что число участников собора заранее не определялось точно и антиохийцы прибыли в ми­нимально возможном составе. После Эфеса в Антиохии прошёл собор, на кото­ром присутствовало 200 епископов.

Документ был адресован 53 епископам, представителям обеих сторон.

[XCII] Аполлинарий в это число конечно же не входил.

[93] Часто встречающаяся в русскоязычной литературе форма его имени Евти- хий является ошибочной.

[94] То есть самое радикальное публичное изложение веры св. Кирилла.

[95] Он был племянником Иоанна Антиохийского.

[96] Мы помним его как одного из первых борцов против ереси Нестория.

[97] Признание подобного соединения стало общим местом, например, у умерен­ных монофизитов. Однако здесь Евтих показывает себя как монофизит крайний.

[98] В действительности свт. Кирилл употребляет формулу «одна природа» только в составе формулы «одна природа воплотившегося Сына (Слова)». Слово «природа» в этой формуле вполне тождественно термину «ипостась».

[99]В год проведения собора полчища Аттилы были разбиты на Каталаунских полях.

[100] В настоящее время это пригород Стамбула на азиатском берегу Босфора.

[101] Он отсутствовал на протяжении почти всего Собора.

[102] Ср. выражение Нестория «Лицо единения».

[CIII] Не без её влияния состоялась попытка возведения на Константинополь­скую кафедру монофизита Анфима / (см. ниже).

[CIV]В виде человека.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow