Тема 1 История делопроизводства в России

Делопроизводство в Древнерусском государстве. В Древнерусском государстве государственных учреждений еще не существовало. Их роль выполняли отдельные должностные лица. Но культура написания документов существовала даже в этот период, например, сохранившиеся до нашего времени данные о договорах с Византией 945 года.

Основные документы этого периода – разнообразные грамоты: уставные, вкладные, купчие, отпускные и т.п.

По виду грамота – отдельный лист пергамента шириной около 15-17 см. Размеры могли быть различными за счет подклейки следующих листов.

Хранились документы в центральных храмах, а в крупных городах существовали даже специальные хранилища документов.

По мере увеличения числа создаваемых документов формировался круг профессиональных специалистов в области создания и обработки документов. В основном это были псаломщики и дьяки.

Приказное делопроизводство. Название приказного делопроизводства произошло от названия первых государственных учреждений – приказов. Точное число приказов неизвестно, называют от 40 до 70 приказов. Вот некоторые из них: посольский, тайных дел, холопий, большой казны, поместный, разрядный. Деятельность приказов объединялась высшим правительственным учреждением – Боярской Думой.

Во главе приказа стоял приказной судья, у него в подчинении состояли дьяки, в подчинении у дьяков находились подьячие. Приказному судье принадлежала распорядительная деятельность, дьяки и подьячие занимались организацией и ведением делопроизводства.

В делопроизводстве приказов использовалась специфическая форма документа – столбец или свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги. Важные государственные акты могли иметь очень большие размеры.

Составные части столбца назывались «поставами». Такое же название получили и сами места склейки листов. Столбец являлся фактически не одним документом, а включал всю совокупность документов дела, начиная с инициативного документа (например, челобитной) и заканчивался документом, содержавшим решение. Текст в столбцах писался только с одной стороны, оборотная использовалась лишь для проставления резолюции, адреса.

Документы хранились свернутыми в свиток. Для важных документов изготавливались специальные футляры, но чаще всего они хранились просто в сундуках. В некоторых приказах были шкафы для хранения документов, а затем придумали меры по охране документов (например, снабжение сундуков замками).

Видовой состав документов приказного делопроизводства был следующим:

- грамоты (царские указы, посылаемые из приказов на места);

- приговоры;

- наказы;

- доклады;

- памяти;

- отписки (документы, поступавшие в приказы с мест);

- челобитные (обращения граждан к центральной власти).

Внутри каждого вида существовало множество разновидностей.

В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов не выделялось из текста, т.е. обращение, адресат, дата и содержание документа составляли один сплошной текст.

Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве включала следующие основные этапы:

- поступление документа на рассмотрение;

- подготовка дела «к докладу»;

- рассмотрение и решение дела;

- оформление документа, содержащего решение.

Коллежское делопроизводство. В результате петровских реформ сложилась следующая система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии. Вместо упраздненных приказов создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная и Главный магистрат. Доминирующее значение здесь получил коллегиальный способ принятия решений. В 1720г. Петром 1 был утвержден Генеральный регламент. С этого момента и начинается система делопроизводства, получившая название «коллежской» по названию учреждений – коллегий.

Делопроизводственная деятельность коллегии закрепилась за самостоятельным подразделением – канцелярией. Центральной фигурой канцелярии стал секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, «докладывание» дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии. Кроме секретаря в состав канцелярии входили: нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы, копиисты, переводчики, толмачи (для устного перевода) и вахмистр (сторож для охраны).

Делопроизводство коллегии велось под наблюдением секретаря. Важные бумаги составлял он сам, остальные готовились под его надзором. Канцелярская работа распределялась между служащими, и обязанность каждого была строго определена регламентом. Например, нотариус вел протоколы («повседневные записки») по всем делам, решавшимся в коллегии. Актуариус вел общий журнал всех входящих бумаг, хранил у себя бумаги, отвечал за их сохранность и заведовал заготовлением канцелярских принадлежностей. Регистратор вел регистрационные книги:

- журнал, в который за весь год кратко записывалось содержание всех дел, решенных в коллегии;

- регистрационные книги для входящих и исходящих документов.

При каждой коллегии состоял прокурор, наблюдавший за порядком и законностью решения дел.

В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов, а документы приказного делопроизводства получили новые названия. Например: указные грамоты, наказы заменены указами, инструкциями; челобитные – прошениями; памяти и отписки – рапортами, доношениями, известиями.

В 1700 г. Петр 1 издал указ об отмене столбцовой формы документов и всеобщем переходе к тетрадной форме. Для многих документов разработаны образцы, по которым следовало составлять документы.

Выделяется из текста и становится самостоятельным реквизитом дата документа: во многих документах она пишется под текстом с левой стороны листа: «Мая 25 дня 1724 года».

Наименование документа тоже стало самостоятельным реквизитом. Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд реквизитов, отражающих различные стадии процесса документирования: подписи, отметки о согласовании, отметки о контроле и т.п.

Министерское делопроизводство. В начале 19 века зародилась новая система управления – министерская. Она основывалась на принципе единоначалия (во главе министерства стоял единолично управляющий министр, ответственный перед самим императором). Были созданы следующие министерства: военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции и на правах министерства – Государственное казначейство.

С этого нововведения начинается отсчет нового периода делопроизводства – министерского.

В 1811г. Был издан законодательный акт «Общее учреждение министерств». В этом акте давался как «образ» порядок производства дел, включающий:

- порядок вступления дел;

- движение (производство) дел;

- отправку дел;

- ревизию дел;

- отчетность в делах.

Поступающие в министерство дела делились на три категории:

- текущие дела (донесения, ведомости, переписки);

- чрезвычайные дела;

- дела, не терпящие отлагательства.

Чрезвычайные и срочные дела рассматривались в первую очередь. В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки. В состав реквизитов бланков включались:

- наименование учреждения;

- наименование структурных подразделений;

- дата документа;

- регистрационный номер документа.

Особенность делопроизводства этого периода – появление делопроизводственной литературы. Большое значение имели письмовики – сборники образцов документов.

Несмотря на существенные изменения, которые произошли в системе министерского делопроизводства, к концу 19 века жизнь требовала ускорения процесса делопроизводства.

Далее развитие делопроизводства в России начинает соотноситься с техническим прогрессом. В конце 19 века начали использоваться пишущие машинки. Появление телеграфа вызвало к жизни новый вид переписки – телеграммы, которые очень быстро сделались массовыми документами; изобретение телефона привело к появлению телефонограмм, письменной записи переданного по телефону сообщения.

Революция 1917 года привела к полному слому государственного аппарата и созданию нового, что отразилось на развитии делопроизводства.

Делопроизводство 1917-1941 гг. Октябрьский переворот 1917 года изменил государственный аппарат. Для управления страной образовано первое советское правительствоСовет Народных Комиссаров (Совнарком). Для руководства отдельными отраслями государственного управления были созданы 13 народных комиссариатов (наркоматов).

Для работы в советских учреждениях были привлечены рабочие и солдаты, не имеющие специального образования. В связи с этим уровень делопроизводства существенно понизился, хотя дореволюционный опыт использовался.

В этот период начали проводиться исследования в области научной организации труда (НОТ) и делопроизводства, были изданы важные нормативно-методические документы в сфере делопроизводства.

В 1926 г. был создан Государственный институт техники управления (ИТУ). Он занимался такими вопросами, как:

- документооборот учреждений и методы его оптимизации;

- способы регистрации документов, выбор рациональных методов учета документации;

- контроль исполнения документов;

- хранение документов.

В 30-е годы формируется и укрепляется жесткая, централизованная административно-командная система управления, исключающая возможность рассмотрения альтернативных подходов к организации государственного делопроизводства. С другой стороны, рушатся структуры, занимавшиеся исследованиями вопросов НОТ, и разнобой в деятельности организаций и ведомств в вопросах делопроизводства нарастает. В 1941 г. собирается Первое межотраслевое совещание по оргтехнике.

Но Великая отечественная война прервала все эти начинания.

Делопроизводство 1945-1993 гг. В начале 60-х годов тема делопроизводства стала вновь актуальной для государственного управления.

Первым юридически важным этапом стало принятие в 1963 году постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР». Главному архивному управлению и ряду государственных комитетов и институтов была поручена разработка ЕГСД (Единая Государственная Система Делопроизводства). Авторы ЕГСД обобщили передовой опыт своего времени и предложили оптимальную технологию выполнения управленческих операций и их документирования.

В 1988 году вышла новая редакция Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ).

Заметным явлением в истории делопроизводства 70-80-х гг. стало издание ГОСТов на управленческие документы. Внедрение ГОСТов в практику управления значительно улучшило оформление документации, рационализировало процедуры поиска, учета и хранения разнообразной информации.

Затем встал вопрос о создании автоматизированных систем управления (АСУ) и унификации системы документации (УСД).

Концепция информатизации до настоящего времени окончательно сформулирована.

В 1993 г. издан Общероссийский классификатор управленческой документации, в который включены наименования форм документов унифицированных систем, адаптированных к современным условиям и Основные положения по ведению системы классификаторов и УСД.

В настоящее время работа по оптимизации документационного обеспечения управления продолжается.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные периоды можно выделить в истории делопроизводства?

2. Что такое грамота?

3. Какие этапы включала в себя процедура подготовки документов при приказном делопроизводстве?

4. Какие нововведения в делопроизводстве появились во время петровских реформ?

5. Когда в России появилась должность секретаря?

6. Когда появились бланки документов?

 





Подборка статей по вашей теме: