Тема. Методы и приемы обучения русскому языку

Терминологический минимум

Метод обучения – это способ взаимодействия учителя и учащихся, при котором достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

Обучение – это целенаправленный процесс, в рамках которого учитель помогает учащемуся усвоить социальный опыт общества.

Классификация методов «по источнику получения знаний», и в применении к русскому языку она представлена следующим образом:

1) словесные методы – источником знания является устное или печатное слово;

2) практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия;

3) наглядные методы – источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.

Словесные методы подразделяются на следующие виды:

Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала (применяется на всех этапах школьного обучения).

Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств объекта изучения, отдельных понятий, явлений. Объяснение представляет собой монологическую форму изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

В целом метод беседы имеет следующие преимущества:

· активизирует познавательную деятельность учащихся;

· развивает их память и речь;

· имеет большую воспитательную силу;

· является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

· требует много времени и достаточного запаса знаний учащихся;

· содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

Разновидность беседы – собеседование (ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение).

Дискуссия – обмен взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.

Словесный метод обучения– работа с книгой.

Приемы самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

· конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;

· составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;

· тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного;

· цитирование – дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

· аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

· рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;

· составление справки – сведений о чем-нибудь, полученных после поисков.

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся

Упражнение – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

По степени самостоятельности учащихся выделяют упражнения:

· воспроизводящие (упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления);

· тренировочные (упражнения по применению знаний в новых условиях);

· комментированные (упражнения с комментарием предстоящих операций – для обнаружения типичных ошибок, коррекции действий учащихся; комментарий дает учащийся).

Упражнения по характеру подразделяются на:

· устные (способствуют развитию логического мышления, памяти, речи, внимания учащихся; отличаются динамичностью, не требуют существенных затрат времени на ведение записей);

· письменные (используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении; способствуют развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе);

Требования к упражнениям:

1) сознательный подход учащихся к упражнениям;

2) соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений от заучивания и запоминания учебного материала через воспроизведение и применение ранее усвоенного к самостоятельному переносу изученного в нестандартные ситуации, т.е. его творческому применению в практической деятельности.

К практическим методам относят также практические работы, которые проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

Наглядные методы – методы, при которых усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Метод иллюстраций (показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин и т. д.)

Метод демонстраций (демонстрация опытов, кинофильмов, диафильмов и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: