Традиционная техника рисования в подготовительной группе

 

«Веточки вербы»

 

Цель: познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, православным праздником Вербное воскресение.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с раннецветущими растениями.

- продолжать учить рисовать акварелью, работать кистью.

Развивающие:

- развивать творческие способности детей путем овладения различными способами изображения;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию, аккуратность.

Предварительная работа:

Беседа о символах и традициях Пасхи, о празднике Вербное Воскресение; просмотр изображений вербы.

Ход занятия

Зима недаром злится

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось

Все нудит зиму - вон

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон!

Ребята, какие два времени года встречаются в стихотворении?

Зима – какая она была? (снежная, морозная, холодная, красивая и т. д.)

Какое время года сейчас? Какая она весна? (теплая, веселая, солнечная, дружная и т. д.)

Хотя и зима не хочет уходить, но весна пришла.

Цветущая верба служит верным признаком прихода весны.

Ранней весной, когда еще в лесных чащах и в глубоких оврагах лежит снег, на ветках вербы набухают почки. Потом эти почки лопаются, верба сбрасывает колпачки и появляются первые маленькие сережки. Потом эти сережки становятся пушистыми. Сначала они бывают серыми, а потом ярко желтыми, похожими на цыплят. (рассмотреть изображение вербы)

Воспитатель: Какая красивая ветка, посмотрите какие на ее сережки. Какие они? На что они похожи? А почему у вербы цветы пушистые? Как вы думаете?

Воспитатель: Ребята, а какой формы сережки? Как они расположены? (поочередно). Посмотрите, какие ветки? (длинные, короткие, прямые, тонкие).

Кроме того что верующие используют ветки вербы в Вербное воскресенье, украшая ими свои дома, верба идёт на плетение и является ценным лекарственным растением.

В субботу вербные веточки несут в церковь и освящают их. С давних времён существовало поверье, что расцветающее дерево вербы, полное сил, может дать здоровье, силу, красоту всем кто его коснётся. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом. Все обычаи и обряды в этот день проводились с участием вербных веточек. Распустившиеся почки и серёжки с вербы, бабушки запекали в хлебе. Пекли печенье в виде вербных почек – «барашки». Рано утром мама брала вербные веточки и хлестала, не больно, деток от пяток до макушки, приговаривая:

Верба, верба, верба хлёст

Бей до слёз,

Чтобы были здоровыми!

Днём дети на улице заводили хоровод «Верба.

Воспитатель: К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Скоро она отцветет и сережки опадут. Для того чтобы сохранить эту красоту, ее можно нарисовать.

 

Воспитатель: Сначала нарисуем краской коричневого цвета ветки. Теперь рисуем почки. Жёлтыми и серыми красками. Затем тонируем работу любыми светлыми цветами. Кому как хочется. Кто-то затонирует небесно-голубым цветом. Кто-то добавит солнце.

Воспитатель - Ребята, посмотрите. Какие красивые веточки получились у нас! Эти ветки останутся с нами еще надолго. Вы все постарались, молодцы!

Занятие заканчиваю чтением стихотворения.

Уж верба вся пушиста

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Сиянье, плеск и щебет во дворе

А вербався в пушистом серебре:

Вот-вот сорвутся да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь — как нежны

Доверчивые первенцы весны!


«Ветка рябины»

Цель: развитие у детей эмоционального, радостного отношения к природе средствами художественного слова, рисования.

Задачи:

1. развивать умение красиво располагать ветку на листе бумаги;

2. развивать пространственное мышление и восприятие предметов;

3. воспитывать любовь к природе.

4. развивать эстетический вкус.

Материалы: иллюстрация готового рисунка, фотоматериал, кисточки, гуашь, баночки с водой, салфетки, листы бумаги.


Ход работы

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

«Рябинушка – красавица,

Стоит в лесу густом,

Красивая и стройная!

В уборе золотом.

Рябинушка – красавица,

Ты очень хороша,

Украсила рябинушку осенняя пора.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим ветку рябины. Что у неё есть?

Дети: Ветка коричневого цвета, листочки овальные, вытянутые. Очень хорошо видны ягоды.

Воспитатель: Рябина очень красивое дерево и полезное. Ягодами рябины питаются птицы (а именно синички, скворцы и даже вороны). Любят ягоды и медведи, и лоси. Для людей тоже рябина полезна: ягоды и листья рябины обладают целебными свойствами, содержат витамины, убивают микробы, их сушат, варят варенье, добавляют в чай, компот. Ребята, я предлагаю вам сейчас нарисовать веточку рябины.

1. нарисовать кистью веточку рябины;

2. способом «примакивания» изобразить листья рябины желтым цветом;

3. аккуратно прорисовать ягоды рябины на веточке.

Воспитатель: Молодцы! У нас получились чудесные ветки рябины. Вы все очень старались.


 

«Обложка для книги сказок»

Цель: формировать умение оформлять обложку для книги сказок.

Задачи:

− формировать умение передавать особенности построения рисунка и орнамента для оформления обложки для книги сказок;

− формировать умение красиво подбирать цвета для рисунка, отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки;

− закрепить умение рисовать акварельными красками;

− развивать образное представление, воображение, чувство композиции;

− воспитывать любовь к окружающему миру, к народному творчеству;

− воспитывать бережное отношение к книгам, как к предмету искусства;

− воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться лучшего результата.

Демонстрационный материал: книги сказок, иллюстрации с элементами росписей.

Оборудование: альбомные листы А4, акварельные краски, стаканчики для воды, кисти, салфетки, музыкальный проигрыватель.

Предварительная работа: беседы о книгах и людях, которые их создают (писатель, художник), чтение сказок, загадок, рассматривание обложек и иллюстраций книг, вспомнить элементы узоров декоративных росписей, прослушивание музыкальных произведений.


Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня перед занятием к нам в группу пришла посылка с конвертом. Давайте прочитаем, что написано в письме.

Здравствуйте ребята, пишет вам Волшебник из Волшебной страны. Я прислал вам посылку, то что в ней лежит я надеюсь вам понравится, но одно условие не открывать, пока не ответите на мои вопросы.

Прослушайте музыкальную композицию и скажите, о чем она, может вы догадались как она называется? (звучит мелодия «В гостях у сказки» муз. А. Иевлев, слова Т.Ларина.)

Загадка.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает? (

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно вы ребята ответили, музыкальное произведение «В гостях у сказки», а ответ на загадку книга.

Так, что лежит в нашей посылке?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, книга сказок. Посмотрите ребята, какая книга красивая, как она красочно оформлена. (Воспитатель достает книгу сказок из коробки). Скажите, если вы уведите такую книгу на полке магазина, она привлечет ваше внимание и чем? (Ответы детей)

Ребята, а кто постарался так оформить книгу? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно художник. Он рисует иллюстрации к книгам, оформляет обложки для книг. И тема нашего занятия сегодня «Обложка для книги сказок». Ребята, а каких художников, которые рисовали иллюстрации к книгам, вы знаете? (Ответы детей)

Как вы думаете, легко ли рисовать иллюстрации к книгам? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы правы, это нелегкий труд, ведь иллюстрации в книге должны понравиться многим читателям, от того каким мы увидим героя или сказочный мир может зависеть наше впечатление и настроение с каким мы будем читать книгу. И конечно самое первое впечатление на нас производит обложка книги. На ней могут быть изображены несколько персонажей из сказок, которые входят в эту книгу, или только один персонаж, или «предмет» встречающийся в книге, все зависит от замысла и фантазии художника. Многие обложки для книг оформляются дополнительно рамками, с разными узорами и орнаментами. (Показ нескольких книг.)

Воспитатель: Давайте по внимательней рассмотрим книгу, которую прислал нам Волшебник. В этой книге три сказки:

«Дюймовочка» Г-Х Андерсена, «Цветик – семицветик» В.Катаева, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова. Скажите ребята, что общего может быть у этих сказок, что встречается в каждой из них? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно цветок. Цветок непростой, а волшебный. И сегодня нам предстоит придумать свою обложку для этой книги сказок, свой волшебный цветок, который может встретиться в любой из этих сказок. Посмотрите, какую обложку для книги сказок придумала я. Скажите ребята, в какой последовательности мы будем выполнять рисунок? (Сначала главный предмет, затем рамка). Как будет расположен главный предмет и какого размера он должен быть? (В центре листа, крупно)

Как рамка будет располагаться на рисунке? Какие элементы росписи я использовала в рамке? Как называется роспись? (Хохлома.)

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. А теперь вы придумаете свой волшебный цветок, и оформите рамку обложки для книги по своему замыслу. Но перед работой давайте отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Наши цветки»

Разноцветные цветки раскрывают лепестки.

(Пальцы сложены в кулак, медленно распрямляются.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(Пальцы плавно наклоняются, влево – вправо.)

Разноцветные цветки закрывают лепестки.

(Пальцы медленно складываются в кулачек.)

Головками качают, тихо засыпают.

(Кулачки медленно и плавно покачиваются из стороны в сторону.)

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы придумали и нарисовали обложку для книги сказок. Каждый из вас придумал свою обложку, где нарисовал свой волшебный цветок. Все вы справились с заданием, работы получились яркие, красочные, необычные, разные. По работам видно, что вы старались. (Анализ работ: показать несколько работ детей, выделить наиболее удачные, аккуратные).

Что бы вы хотели дополнить в своих рисунках, а что исправить?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? А посылка, которую прислал Волшебник? Хотелось бы вам еще пофантазировать на эту тему.

(Ответы детей)

Воспитатель: После занятия мы с вами организуем выставку работ, где вы, рассмотрите работы других ребят, оцените, сравните. А книгу, которую прислал нам Волшебник, мы прочитаем, чтобы еще раз вспомнить полюбившиеся нам сказки и рассмотрим иллюстрации к ним.

 

 


 

«Весна»

Цель:

Обучение детей передавать на бумаге характерные особенности весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, на деревьях набухают почки, прилетают птицы).

Задачи:

1. Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги.

2. Учить передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны.

3. Развивать у детей наблюдательность и чувство композиции.

4. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Оборудование: картинки с пейзажами весны, листы белой плотной бумаги, гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, клеёнки.


Ход работы

 

Педагог: Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Как вы думаете, когда это бывает?

Дети: Это бывает весной.

Педагог: Действительно, весной. Какое ласковое и нежное слово – весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины. Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чём я буду читать…

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей – весеннее!

Педагог: Понравилось Вам стихотворение? Представили то, что говорилось в произведении? Ребята, давай те теперь сыграем в викторину? Я Вам задаю вопросы, а Вы на них отвечаете. Таким образом, мы закрепим Ваши знания о весне и приступим к работе.

Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, как называется самый первый весенний месяц? (март). А как мы узнаем, что пришла весна? Кто сможет назвать весенние приметы?

Дети: Солнце высоко, светит ярче, день становится длиннее, звенит капель, снег чернеет, тает.

Педагог: Если весь снег растает - что мы увидим?

Дети: Землю, проталины.

Педагог: А как выглядят деревья? Что можно заметить?

Дети: На ветках деревьев набухают почки, появляются первые весенние цветы, пробивается первая травка.

Педагог: А какие вы, дети, знаете первые весенние цветы?

Дети: Мать-и-мачеха.

План рисования: Рисунок располагается по всему листу. Те предметы, которые изображены далеко, рисуются на заднем плане и меньшего размера, чем те, которые находятся ближе – они крупнее.

Ствол дерева рисуется сверху вниз тонкой кистью. К середине дерева ствол расширяется и кисть прикладывается к бумаге.

Почки рисуются тычком кисти.

Ручей: тонкая волнистая линия, может быть несколько.

Педагог: Теперь приступаем к работе, а музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передает весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге. Подумайте, какой сюжет вы хотите нарисовать.

Дети приступают к работе, воспитатель следит за осанкой детей, чтобы правильно и свободно, без напряжения держали кисть.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали пейзажи, вспомнили и повторили признаки весны. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила.

В конце занятия организуется выставка работ. Детям предлагается рассказать о своём рисунке и обменяться впечатлениями – какой рисунок им понравился и почему. Воспитатель отмечает удачные работы, поощряет всех детей.


 

«Буратино»

Цель: Закрепить знания детей о жанре портрета. Вызвать у детей желание нарисовать портрет Буратино.

Задачи:

· Продолжать учить детей рисовать портрет.

· Дать понятие «портрет «в анфас» и «в профиль».

· Учить видеть особые отличительные черты портретируемого и воспроизводить их в рисунке.

· Соблюдать правила используемой техники (акварель).

· Развивать фантазию детей, инициативу, творчество.

· Воспитывать дружеские отношения друг к другу.

Материалы: кукла Буратино, картинки с изображением Буратино в анфас и профиль, акварель, бумага для акварели.

Предварительная работа: чтение сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино», рассматривание иллюстраций.

Ход работы:

Звучит песенка про Буратино из кинофильма «Буратино». После слов: «…Скажите, как его зовут?» дети должны спеть: «Бу-ра-ти-но!»

-Ребята, догадайтесь, кого мы с вами будем сегодня рисовать?

-Опишите, как выглядит Буратино? (ответы детей)

-Он очень похож на обыкновенного мальчика, но у него есть особые отличительные приметы. Какие?

-Итак, как мы будем рисовать Буратино?

-Сначала мы должны решить, с какого ракурса он особенно узнаваемо смотрится.

-У Буратино очень замечательный нос, и чтобы его видеть во всей красе, его лучше рисовать в профиль (т.е. вид сбоку). Буратино можно нарисовать и в анфас (прямо лицо), но это не так выразительно.


Этапы работы.

Воспитатель рисует на доске.

Чтобы нарисовать портрет Буратино, рисуем овал, делим его пополам крест-накрест, точка пересечения - здесь будет внешний угол глаза (ближе к носу). Прорисуем глаз. Буратино глазастый, вечно удивленный, поэтому глаз нарисуем круглый. Рисуем веко, зрачок, реснички.

Теперь приступим к рисованию носа. Он длинный и острый, т.к. это сучок. Переносица на уровне глаз. Продолжаем вспомогательную линию. Прорисуем нос углом. Находим место для рта. Буратино всегда веселый, неунывающий, вечно улыбается. Рисуем улыбку. Делим пополам нижнюю половину круга. Так мы определили место рта и его длину. Кончик уголка рта смотрит вверх. У Буратино крупный рот.

Рисуем брови – удивленно-веселые, находим место для уха. Делим боковую заднюю половину пополам и рисуем ухо, которое расположено

между концом брови и концом рта. А теперь рисуем детали – чубчик, волосы, колпак с кисточкой, шею – тонкую и длинную, на уровне средней вертикальной линии. Пририсуем воротничок, и портрет почти готов. Осталось раскрасить его акварелью. Но сначала сотрите вспомогательные линии.

Хорошо, а сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, разогнулся,

Два - нагнулся, разогнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче, Буратино, стой,

Вот он ключик золотой.

А теперь осталось раскрасить портрет акварелью. Но сначала сотрите вспомогательные линии.

Самостоятельная работа детей.

Итог занятия:

-Кого мы рисовали?

-Ребята, какой веселый у нас получился Буратино.

Когда работы подсохнут, мы разместим их на нашей выставке.

-Молодцы! Вы хорошо потрудились.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: