Грамматический строй речи.
Задачи.
Словоизменение
& Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
& Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными.
& Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными.
Словообразование
& Совершенствовать умение детей образовывать прилагательные от существительных.
& Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Говорим правильно
& Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени.
Предложение
& Упражнять детей в составление простого распространённого предложения.
Подготовка к обучению грамоте
Задачи.
& Совершенствовать умение детей определять место звука в слове.
& Формировать представления детей о дифференциации согласных звуков на звонкие и глухие.
& Поддерживать интерес детей к буквам.
Содержание.
| Вид деятельности | Задачи. |
| Речевая игра «По лесочку я хожу». | Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод, и прилагательными. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к лесным ягодам. |
| Речевая игра «Десять спелых ягод». | Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к ягодам. |
| Речевая игра «Десятая ягода». | Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей названиями ягод. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к ягодам. |
| Игровая ситуация «Пекарня ягодная». | Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к ягодам. |
| Речевая игра «Кондитеры». | Совершенствовать умение детей образовывать прилагательные от существительных. Поддерживать интерес детей к ягодам. |
| Речевая игра «Ласковое слово слаще мёда». | Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к ягодам. |
| Речевая игра «Спор ягод». | Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Поддерживать интерес детей к ягодам. |
| Речевая ситуация «Расскажи о ягодах» | Упражнять детей в составление простого распространённого предложения. Совершенствоваться умение детей согласовывать существительное с несколькими прилагательными в предложении. Расширять знания детей о ягодах. |
| Игровая ситуация «В гостях у букв К и Г». | Совершенствовать умение детей определять место звука в слове. Формировать представления детей о дифференциации согласных звуков на звонкие и глухие. Поддерживать интерес детей к буквам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод. |
Речевая игра «По лесочку я хожу»
(с детьми 6 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).
Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия ягод, и прилагательными. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к лесным ягодам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
| По лесочку я хожу, Я на ягодки гляжу: На кусте малинка, На дереве – рябинка, | В травке – земляничка, Под горой – черничка, Клюковка – на кочке… – Пусто в кузовочке! Ольга Теплякова |
— Дети, по лесу гуляем, лесные ягоды изучаем. Я называю ягоды, что растут на полянке, а вы посчитаете ягоды.
Игровое правила.
Ø Цветок даю, ягоду назову.
Ø Ягоду называй, один, два, много считай.
Ø Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя ягоды, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали слова. При необходимости педагог подсказывает слово.
Лексический материал.
Ягоды спелой клубники. – Одна ягода спелой клубники, две ягоды спелой клубники, много ягод спелой клубники.
Ягоды полезной черники. – Одна ягода полезной черники, две ягоды полезной черники, много ягод полезной черники.
Ягоды лесной малины. – Одна ягода лесной малины, две ягоды лесной малины, много ягод лесной малины.
Ягоды чёрной ежевики. – Одна ягода чёрной ежевики, две ягоды чёрной ежевики, много ягод чёрной ежевики.
Ягоды кислой клюквы. – Одна ягода кислой клюквы, две ягоды кислой клюквы, много ягод кислой клюквы.
Ягоды ароматной земляники. – Одна ягода ароматной земляники, две ягоды ароматной земляники, много ягод ароматной земляники.
Ягоды красной брусники. – Одна ягода красной брусники, две ягоды красной брусники, много ягод красной брусники.
Ягоды горькой рябины. – Одна ягода горькой рябины, две ягоды горькой рябины, много ягод горькой рябины.
Ягоды мелкой черёмухи. – Одна ягода мелкой черёмухи, две ягоды мелкой черёмухи, много ягод мелкой черёмухи.
Ягоды целебного шиповника. – Одна ягода целебного шиповника, две ягоды целебного шиповника, много ягод целебного шиповника.
— Прелестно, дети! Ягоды считали, слова правильно изменяли.
Речевая игра «Десять спелых ягод»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к ягодам.
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.
По лесочку я хожу,
Я на ягодки гляжу:
На кусте малинка,
На дереве – рябинка,
В травке – земляничка,
Под горой – черничка,
Клюковка – на кочке…
– Пусто в кузовочке!
Ольга Теплякова
— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, лесную полянку посещаем. Мы с вами играем в игру «Десять спелых ягод».
Игровые правила:
Ø число со словами называй, флажок товарищу передай;
Ø счёт продолжай, следующее число называй;
Ø когда «десять спелых ягод» посчитаем, наклон, понарошку ягоды собираем.
— Дети, игру начинаем, спелые ягоды считаем.
Педагог начинает счёт: «Одна спелая ягода». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Две спелые ягоды», и так далее до слов «Десять спелых ягод». Всё дети вместе с педагогом наклоняются вниз, затем выпрямляются.
Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.
— Чудесно, дети! Спелые ягоды считали, числа не пропускали.
Памятка для педагога.
При существительных женского рода зависящих от числительных два, три, четыре чаще ставится в форме именительного падежа (или совпадающего с ним винительного при неодушевлённых существительных) множественного числа.
Речевая игра «Десятая ягода»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей названиями ягод. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к ягодам.
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом название ягод.
По лесочку я хожу,
Я на ягодки гляжу:
На кусте малинка,
На дереве – рябинка,
В травке – земляничка,
Под горой – черничка,
Клюковка – на кочке…
– Пусто в кузовочке!
Ольга Теплякова
— Дети, воображение включаем, по лесу гуляем, ягоды собираем. Мы с вами играем в игру «Десятая ягода».
Игровые правила:
Ø ягоды считай, ягоду называй, флажок товарищу передай;
Ø счёт продолжай, следующую ягоду называй;
Ø когда «Десятая ягода» посчитаем, наклон, ягоды собираем
— Дети, игру начинаем, ягоды по порядку считаем.
Педагог начинает счёт: «Первая ягода калина». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Вторая ягода …» и называет ягоду. Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разные ягоды. Деи продолжают счёт до слов «Десятая ягода …». Всё дети вместе с педагогом наклоняются и имитируют сбор ягод.
Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.
— Прекрасно, дети! Ягоды правильно считали, числа не пропускали.
Игровая ситуация «Пекарня ягодная»
(с детьми 6 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).
Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к ягодам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в пекарню играем, пироги да пирожки с ягодами изготовляем. Вы пекари, а я покупатель. Покупателю интересно, что внутри пирожка спрятано, какая начинка. А начинка у нас сегодня ягодная, из разных ягод. Например, с чем у вас круассаны? – У нас круассаны с земляникой, черникой, малиной. Чем больше вы назовёте начинки из ягод, тем больше выбор у покупателя.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, называли не менее пяти названий ягодных начинок, чётко и правильно произносили окончание существительных в творительном падеже.






